Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 14:26, реферат
В России ежегодно 10 миллионов человек выступают в качестве потерпевших и свидетелей при расследовании и рассмотрении уголовных дел по особо тяжким преступлениям. Из них каждый пятый получает угрозы с целью изменения показаний или отказа от них. Значительное количество граждан, ставших жертвами преступлений, не обращаются в правоохранительные органы, опасаясь мести со стороны преступников или не веря в эффективность государственной защиты. Законодательство Российской Федерации о государственной защите свидетелей основывается на конституции страны и состоит из федерального закона "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства", Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов, федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", ряда других федеральных законов и нормативных правовых актов, а также международных договоров.
Программа защиты свидетелей в России
Нижегородский филиал Международного юридического института
В России ежегодно 10 миллионов человек выступают в качестве потерпевших и свидетелей при расследовании и рассмотрении уголовных дел по особо тяжким преступлениям. Из них каждый пятый получает угрозы с целью изменения показаний или отказа от них. Значительное количество граждан, ставших жертвами преступлений, не обращаются в правоохранительные органы, опасаясь мести со стороны преступников или не веря в эффективность государственной защиты. Законодательство Российской Федерации о государственной защите свидетелей основывается на конституции страны и состоит из федерального закона "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства", Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов, федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", ряда других федеральных законов и нормативных правовых актов, а также международных договоров.
В России уже сформирована нормативно-правовая база, основу которой составляют Федеральный закон от 20.04.1995 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и Федеральный закон от 20.08.2004 № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».
Правительством Российской
Федерации утверждена Государственная
программа «Обеспечение безопасности
потерпевших, свидетелей и иных участников
уголовного судопроизводства на 2009 –
2013 годы», предусматривающая как
перечень мероприятий в области
государственной защиты, так и
объемы их финансирования. В настоящее
время ведется активная работа по
дальнейшему совершенствованию
нормативно-правового
На завершающей стадии
находится подготовка проекта постановления
Правительства Российской Федерации,
регламентирующего вопросы
В нашей стране вопросы защиты свидетелей входят также в компетенцию Федеральной службы безопасности, таможенных органов, органов по контролю за оборотом наркотиков. Отдельные подразделения действуют в составе пенитенциарной системы. Ряд мер безопасности в отношении военнослужащих может быть реализован командованием воинских частей.
Органами, обеспечивающими государственную защиту, являются : 1) органы, принимающие решение об осуществлении государственной защиты; 2) органы, осуществляющие меры безопасности; 3) органы, осуществляющие меры социальной поддержки.
Участниками Программы являются органы, осуществляющие меры безопасности и социальной поддержки, - Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная таможенная служба, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральное медико-биологическое агентство.
Координатор Программы - Министерство внутренних дел Российской Федерации.
В 2008 году в системе Министерства
внутренних дел Российской Федерации
образовано Управление по обеспечению
безопасности лиц, подлежащих государственной
защите (УОГЗ), которое наряду с функциями
по координации данной деятельности,
также непосредственно
В каждом российском регионе
также действуют
Ресурсное обеспечение Программы
Федеральным законом от 30.11.2011 № 352-ФЗ внесены изменения в статьи 219 и 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Эти новации направлены на обеспечение оперативности финансирования мер безопасности, упрощение процедуры учёта средств и отчётности по их использованию.
Финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета и иных финансовых источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Общий объем ассигнований федерального бюджета в 2009 - 2013 годах составит в ценах соответствующих лет 1603,99 млн. рублей, в том числе:
Объемы ассигнований федерального бюджета на финансирование мероприятий Программы уточняются ежегодно в установленном порядке при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год.
Механизм реализации Программы включает в себя организационные мероприятия, обеспечивающие управление процессами планирования, исполнения и контроля.
Текущий контроль за ходом реализации Программы и координацию деятельности участников осуществляет межведомственная рабочая группа, создаваемая Правительством Российской Федерации из представителей федеральных органов исполнительной власти - участников Программы.
Участники Программы ежегодно уточняют затраты по мероприятиям, принимая во внимание результаты применения мер государственной защиты и выделяемые на реализацию Программы финансовые средства.
Изменение объемов финансирования
отдельных мероприятий
Исполнители мероприятий
по приобретению специальных средств
индивидуальной защиты, связи и оповещения
об опасности для выдачи защищаемым
лицам определяются в порядке, установленном законодательство
Взаимоотношения участников
Программы и защищаемых лиц в
ходе реализации Программы определяются
в порядке, установленном Федеральным зако
Координатор Программы ежегодно, не позднее 1 апреля, представляет в Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития Российской Федерации отчет о выполнении программных мероприятий за прошедший год и об использовании ассигнований федерального бюджета, подготовленный на основании представленных ему участниками Программы материалов. Доклад о результатах выполнения Программы за прошедший год представляется координатором Программы в Правительство Российской Федерации ежегодно, не позднее 1 мая.
Отчет о реализации Программы представляется координатором Программы в Правительство Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития Российской Федерации не позднее 1 мая 2014 г.
Государственной
защите подлежат установленные Уголовно-
Меры государственной защиты могут быть также применены до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления.
Согласно
ФЗ в отношении защищаемого лица могут
применяться одновременно несколько либо
одна из следующих мер безопасности:
1) личная
охрана, охрана жилища и имущества;
2) выдача специальных средств индивидуальной
защиты, связи и оповещения об опасности;
3) обеспечение конфиденциальности сведений
о защищаемом лице;
4) переселение на другое место жительства;
5) замена документов;
6) изменение внешности;
7) изменение места работы (службы) или
учебы;
8) временное помещение в безопасное место;
9) применение дополнительных мер безопасности
в отношении защищаемого лица, содержащегося
под стражей или находящегося в месте
отбывания наказания, в том числе перевод
из одного места содержания под стражей
или отбывания наказания в другое.
В отношении защищаемого лица могут применяться также другие меры безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Меры безопасности, предусмотренные пунктами 4-7 части, осуществляются только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях.
Основаниями применения мер безопасности являются данные о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве, установленные органом, принимающим решение об осуществлении государственной защиты.
10 апреля 2006
года в целях реализации ФЗ
«О государственной защите
В 2006-2008 годах эта государственная программа применялась к 3296 участникам уголовного судопроизводства. Преимущественно применялись такие меры безопасности, как личная охрана, охрана жилища и имущества и обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице. В большинстве случаев государственная защита требовалась свидетелям (63,2 %), реже - потерпевшим (23 %), подозреваемым и обвиняемым (3,12 %).
Основные мероприятия
Организационные
мероприятия
1. Создание (укрепление) в структуре
органов государственной
2. Внедрение системы показателей
эффективности мер
Нормативное правовое обеспечение
3. Анализ применения норм
4. Разработка проекта
Меры по обеспечению безопасности
5. Осуществление личной охраны
защищаемых лиц, охрана их
6. Приобретение для защищаемых
лиц специальных средств