Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 23:15, контрольная работа
Восприятие предметов и явлений материального мира, их многообразных свойств и отношений занимает одно из центральных мест в психической деятельности человека. Восприятие составляет основу ориентировки человека в окружающей действительности, позволяет ему организовать деятельность, поведение в соответствии с объективными свойствами и отношениями вещей. В процессе поведения человек воспринимает также свои собственные действия и их результаты, чем обеспечиваются обратные связи, регулирующие протекание этого процесса.
Введение 3
1 Социальная перцепция 4
2 Каузальная атрибуция 8
3 Эффекты межличностного восприятия 12
4 Предрассудки и их психологические источники 16
Заключение 20
Список используемой литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКИ
ГОУ ВПО
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ВОРОНЕЖСКИЙ
ФИЛИАЛ
Кафедра
менеджмента и мировой экономики
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по
дисциплине «Деловое
общение»
Тема
№36: «Перцептивная сторона общения»
Воронеж 2008
Содержание
Введение
1 Социальная
перцепция
2 Каузальная
атрибуция
3 Эффекты межличностного
восприятия
4 Предрассудки
и их психологические
Заключение
Список используемой
литературы
Введение
Восприятие
предметов и явлений
Сейчас уже не приходится доказывать, что межличностное общение - совершенно необходимое условие бытия людей, без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.
Поскольку человек существо социальное, он постоянно испытывает потребность в общении с другими людьми, что определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности. Само общение, его внутренняя динамика и закономерности развития выступают специальным предметом многих исследований.
1
Социальная перцепция
Общеизвестным
является тот факт, что в процессе
общения должно присутствовать взаимопонимание
между участниками этого
Прежде чем раскрывать в содержательном плане характеристики этой стороны общения, необходимо уточнить употребляемые здесь термины. Весьма часто восприятие человека человеком обозначают как «социальная перцепция». Это понятие в данном случае употреблено не слишком точно. Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого нового взгляда на восприятие. Вначале под социальной перцепцией понималась социальная детерминация перцептивных процессов. Позже исследователи, в частности в социальной психологии, придали понятию несколько иной смысл: социальной перцепцией стали называть процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Именно в этом употреблении термин закрепился в социально-психологической литературе. Поэтому восприятие человека человеком относится, конечно, к области социальной перцепции, но не исчерпывает ее.
Социальная перцепция – процесс восприятия социальных объектов в социальном контексте.
Социальная перцепция – процесс, возникающий при человеческом взаимодействии на основе естественного общения и протекающий в форме восприятия и понимания человека человеком.
Социальная перцепция зависит от эмоций, мнений, установок, пристрастий и предубеждений.
Восприятие и оценка партнера по общению представляет важную сторону данного процесса. Воспринимая качества собеседника, наблюдатель определенным образом оценивает их и делает некоторые умозаключения о внутренних психологических свойствах человека. Данные умозаключения основаны на наблюдении внешнего облика собеседника (физические качества и оформление внешности) и поведения (то есть совершаемых действий и экспрессивных реакций). Это дает возможность сформировать определенное к нему отношение. Перечисленные феномены принято относить к социальной перцепции.
Социальную
перцепцию определяют как восприятие
внешних признаков человека, соотнесение
их с его личностными
Выделяют следующие основные функции социальной перцепции:
- познание себя;
- познание партнера по общению;
-
организация совместной
- установление эмоциональных
Если представить себе процессы социальной перцепции в полном объеме, то получается весьма сложная и разветвленная схема (рис. 1). Она включает в себя различные варианты не только объекта, но и субъекта восприятия. Когда субъектом восприятия выступает индивид (И), то он может воспринимать другого индивида, принадлежащего к «своей» группе (1); другого индивида, принадлежащего к «чужой» группе (2); свою собственную группу (3); «чужую» группу (4). Если даже не включать в перечень большие социальные общности, которые в принципе так же могут восприниматься, то и в этом случае получаются четыре различных процесса, каждый из которых обладает своими специфическими особенностями.
Еще
сложнее обстоит дело в том
случае, когда в качестве субъекта
восприятия интерпретируется не только
отдельный индивид, но и группа (Г).
Тогда к составленному перечню
процессов социальной перцепции
следует еще добавить: восприятие
группой своего собственного члена
(5); восприятие группой представителя
другой группы (6); восприятие группой самой
себя (7), наконец, восприятие группой в
целом другой группы (8). Хотя этот второй
ряд не является традиционным, однако
в другой терминологии почти каждый из
обозначенных здесь «случаев» исследуется
в социальной психологии. Не все из них
имеют отношение к проблеме взаимопонимания
партнеров по общению. Для того чтобы более
точно обозначить, о чем идет речь в интересующем
нас плане, целесообразно говорить не
вообще о социальной перцепции, а о межличностной
перцепции, или межличностном восприятии
(или — как вариант — о восприятии человека
человеком). Именно эти процессы непосредственно
включены в общение в том его значении,
в каком оно рассматривается здесь. Иными
словами, в данном контексте речь идет
лишь о позициях 1) и 2) предложенной схемы.
Но кроме этого, возникает необходимость
и еще в одном комментарии. Восприятие
социальных объектов обладает такими
многочисленными специфическими чертами,
что само употребление слова «восприятие»
кажется здесь не совсем точным. Во всяком
случае, ряд феноменов, имеющих место при
формировании представления о другом
человеке, не укладывается в традиционное
описание перцептивного процесса, как
он дается в общей психологии.
Рисунок
1 - Варианты социально-перцептивных процессов
Поэтому
в социально-психологической
2
Каузальная атрибуция
Каузальная атрибуция (англ. attribute - приписывать, наделять) – интерпретация субъектом своего восприятия причин и мотивов поведения других людей, полученная на основе непосредственного наблюдения, анализа результатов деятельности и прочего путем приписывания личности, группе людей свойств, характеристик, которые не попали в поле восприятия и как бы домысливаются им.
Каждый
из участников взаимодействия, оценивая
другого, стремится построить
Особая отрасль социальной психологии, получившая название каузальной атрибуции, анализирует именно эти процессы (Ф. Хайдер, Г. Келли, Э. Джонс, К. Дэвис, Д. Кенноуз, Р. Нисбет, Л. Стрикленд). Если на первых порах исследования атрибуции речь шла лишь о приписывании причин поведения другого человека, то позже стали изучаться способы приписывания более широкого класса характеристик: намерений, чувств, качеств личности. Сам феномен приписывания возникает тогда, когда у человека есть дефицит информации о другом человеке: заменять ее и приходится процессом приписывания.
Мера и степень приписывания в процессе межличностного восприятия зависит от двух показателей, а именно от степени:
- уникальности или типичности поступка;
- его социальной желательности или нежелательности.
Выделяются следующие интересующие исследователей атрибуции аспекты: особенности субъекта восприятия (наблюдающего), характеристики объекта и ситуации восприятия.
Интересная попытка построения теории каузальной атрибуции принадлежит Г. Келли. Он показал, как осуществляется человеком поиск причин для объяснения поведения другого человека. В общем виде ответ звучит так: всякому человеку присущи некоторые априорные каузальные представления и каузальные ожидания.
Каузальная
схема – это своеобразная общая
концепция данного человека о
возможных взаимодействиях