Основные этапы развития экономических архивов США

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 00:59, реферат

Описание работы

Развитие экономических и хозяйственных архивов, отложившихся на уровне государственных структур в США в индустриальный период, осуществлялось в рамках процесса дальнейшего становления и укрепления новой американской национальной экономики, оформления соответствующей системы правительственных органов. После войны за независимость в Северной Америке 1775—1783 гг. в образовавшемся государстве было введено федеральное устройство, при котором на администрацию штатов возлагалось хранение и использование документов правительственных учреждений, региональных и городских управляющих органов в соответствии с местным законодательством.

Содержание

1. Архивы США в 19 веке
2. Национальная архивная реформа
3. Создание первых бизнес-архивов
4. Современная система экономических архивов

Работа содержит 1 файл

эа.docx

— 25.74 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Архивы США в 19 веке

2. Национальная архивная реформа

3. Создание первых бизнес-архивов

4. Современная система экономических архивов

 

 

1.

 

Развитие экономических  и хозяйственных архивов, отложившихся на уровне государственных структур в США в индустриальный период, осуществлялось в рамках процесса дальнейшего  становления и укрепления новой  американской национальной экономики, оформления соответствующей системы  правительственных органов. После  войны за независимость в Северной Америке 1775—1783 гг. в образовавшемся государстве было введено федеральное  устройство, при котором на администрацию  штатов возлагалось хранение и использование  документов правительственных учреждений, региональных и городских управляющих  органов в соответствии с местным  законодательством. Это определило многообразие подходов в организации  архивов, наличие серьезных различий в практике работы с документами, трудностей в координации и централизации  в управлении архивами не только на уровне федерального правительства, но и в пределах отдельных штатов. В индустриальный период значительно  усилилась роль федерального центра. Объединение Севера и Юга в 60-х  годах XIX в. создало необходимые предпосылки  для формирования целого ряда федеральных  институтов с общефедеральными целями и задачами, ставшими создателями  достаточно обширных и разнообразных  по содержанию текущих архивов национального  значения. Несмотря на преобладание в  экономике США частного бизнеса, существенно расширившего свои позиции  во второй половине прошлого столетия, можно сказать, что строительство  финансово-промышленной инфраструктуры (железнодорожной, энергетической системы, комплекса тяжелой промышленности) осуществлялось либо под контролем  правительства или с его непосредственным участием, либо за счет бюджетных ассигнований. Экономические функции государственных  учреждений обусловили наличие в  их делопроизводственных службах большого количества документов хозяйственного содержания. Прежде всего, это касается комитетов и комиссий Конгресса и его департаментов. В деятельности Конгресса США и его исполнительных органов откладывались документы по разработке и принятию экономических законов, регулированию трудовых отношений на производстве, правительственным заказам частным компаниям, переписка с государственными предприятиями, проекты по развитию, реконструкции промышленности, строительству различных объектов. Например, архив Комиссии труда и образования, созданный в 1867 г., составляли материалы по национальной индустриальной политике, профессионально-техническому обучению, трудовому законодательству, зарождению профсоюзного движения рабочих. В архиве департамента Коммерции и индустрии, образованного в 1903 г., отложилось немало программ по управлению бизнесом в США, строительным совместно с частными фирмами проектам, в частности, по сооружению Панамского канала. Вся отчетная документация по контролю над финансовой деятельностью предприятий, а также налоговые материалы поступали на хранение в делопроизводственную службу Департамента казначейства. Статистические материалы, которые еще с 1810 г. стали включать в официальную американскую статистику вопросы, касающиеся регистрации мануфактур, фабрик с указанием сведений о выпускаемых ими изделиях, контролировались в Бюро по переписи и статистике, которое до 1902 г. существовало при департаменте Коммерции. В начале XIX в. в США впервые в мире стала использоваться деловая статистика, которая применялась для оценки разных предприятий по таким характеристикам, как производительность, эффективность и т.д. Немаловажную роль в экономическом развитии США сыграли правительственные программы в области создания национальной системы водного и наземного транспорта, обеспечивших успешное и эффективное осуществление индустриализации в общегосударственном масштабе. Материалы, отражающие выполнение государственных заказов компаниям на строительство кораблей, проектов транспортных и гидротехнических сооружений, составляли текущие делопроизводственные комплексы Транспортного отдела, который был создан в 1862 г. при Департаменте внутренних дел33. В связи с отсутствием в стране централизованной системы государственного комплектования и Национального архива, правительственные документы частично оставались в текущих архивах или делопроизводственных службах по месту их создания (департаментах, комитетах, комиссиях), либо (это касается обобщенных итоговых материалов) поступали на хранение в библиотеки, например, в Библиотеку Конгресса США. Такое раздробление в хранении официальных правительственных документальных источников не могло не беспокоить американских историков, которые, начиная со второй половины XIX в., начинают выступать за создание общегосударственного хранилища исторических материалов центральных учреждений. Много сделала для сбора и сохранения архивных документов Американская историческая ассоциация, основанная в 1884 г. Образованная при ней Историческая комиссия манускриптов подготовила первые справочники по архивным источникам. В 1899 г. при ассоциации была образована Архивная комиссия, проводившая серьезную работу по обследованию архивов штатов с публикацией подробных отчетов. С другой стороны, в высших и центральных учреждениях и местных органах, созданных сразу после принятия конституции США 1789 г., за прошедшее с тех пор столетие скопились значительные объемы документации. Комиссии Конгресса, назначавшиеся в 90-е годы XIX в. для обследования состояния архивов правительственных органов, пришли к выводу о необходимости архивной реформы. В 1909 г. по инициативе Архивной комиссии состоялась первая конференция архивистов, в которой приняли участие представители многих штатов. В 1913г. Конгресс США принял решение о подготовке проекта для создания Национального архива, которому суждено было реализоваться только в 1935 г.

 

2.

 

Образованный в 1934 г., национальный архив изначально принимал источники не только по истории национальной экономики, поступавшие в основном из государственных правительственных учреждений, но и по истории фирм частного сектора. Политика национального архива объяснялась самой историей развития США: государство было построено на принципах свободного предпринимательства, пронизывающих всю систему общественных отношений. Именно бизнес-источники отражали процесс складывания деловых связей, механизм постоянного совершенствования рыночной и деловой инфраструктуры Экономическая часть национального архива формировалась посредством комплектования организационно-хозяйственной, производственно-управленческой, финансовой и статистической документацией соответствующих федеральных органов. Именно в источниках комплектования и его обязательности как такового состояло первое отличие программы национального архива от программы Гарвардского университета. Первоначальное комплектование проводилось по заранее составленным спискам источников комплектования и перечням дел ведомств. Документы, созданные до 1895 г., в перечни не включались, их передавали в национальный архив. Помимо уже существующих федеральных служб и министерств экономического профиля — таких, как департамент коммерции, статистическое бюро или министерство экономики — в число источников комплектования включались также выборные комитеты и комиссии Сената, создаваемые на определенных этапах развития американского общества в тех или иных политико-экономических целях. Как правило, именно их деятельность была связана с частными коммерческими и промышленными компаниями. Комитеты вели с ними переговоры, заключали контракты на выполнение определенных государственных заказов. Через эти комиссии и комитеты, а не напрямую из фирм, в национальным архив и поступали исторические бизнес-материалы. И в этом состояло второе отличие программы национального архива по комплектованию экономической документацией от программы Гарвардского университета.

 

 

3.

В 20-х годах 20 века повысился интерес к бизнес-истории (идеология экономич. индивидуализма с идеол. рационализма), к исследованию структур отдел, фирм, изучение развития компаний.

1 этап – 20-30 гг. начинания  Гарвардского универа в бизнес-архивоведении, Общество истории бизнеса, первые монографии, публикации. Первая программа по бизнес-архивам.

В 30-40 создание при Обществе американских архивистов комитета по бизнес-архивам. В это время все  разрабатывавшиеся методические материалы  ориентировали частные компании и государственные фирмы на систематизацию собственных материалов для передачи их в национальный архив США и  организации там их хранения по общим  с хранением документации государственных  учреждений правилам. В 1944 стипендии  для подготовки специалистов по бизнес-архивам.

Период конца 30-х —  середины 40-х годов можно считать  начальным этапом формирования государственной  политики в отношении сохранения бизнес-источников. Однако были проблемы с критериями отбора бизнес-архивов. Для сохранения бизнес-источников на общенациональном уровне потребовалось  решить ряд срочных вопросов, касающихся, прежде всего методики их систематизации, описания, классификации и учета. Необходимо было в кратчайшие сроки  разработать практические инструкции, учебно-справочные пособия.

В начале 40-х годов в  движение за сохранение бизнес-источников активно включилась Музейная ассоциация США, поддержавшая международную программу  создания на частных фирмах постоянно  действующих экспозиций по истории  развития бизнес-экономики. Экспонатами  становились патенты, товарные знаки, готовые изделия, демонстрировавшие  эволюцию инженерной мысли. Организуя  музеи на предприятиях, устроители выставок при помощи и поддержке бизнес-историков выбирали из архивов коллекции материалов по истории развития предпринимательской деятельности компаний в целях их использования в качестве музейных экспонатов. В большинстве музеев откладывались на хранение значительные собрания исторических документов, что позволило им в начале 40-х годов реализовать многие архивные проекты. Тем самым несколько замедлилось формирование бизнес-архивов как самостоятельных структурных подразделений на частных фирмах

 

 

 

 

4.

С середины 80-ых начинается современный этап развития экономических архивов. Прежде всего, он характеризуется завершением в целом оформления системы архивного распределения экономических и бизнес-источников. Достаточно четко просматриваются ее основные уровни: 1) национальный; 2) местный; 3) региональный; 4) локальный специализированный; 5) предпринимательский

1 уровень - национальный  архив, федеральный центр документации, библиотека Конгресса

2 уровень – архивы  штатов

3 уровень - это библиотеки  и архивы различных американских  университетов

4 уровень - библиотеки, архивы  университетов, музеи (как научные  центры) – самый большой

5 уровень – университетские  архивы

Период середины 20-х - конца 30-х годов можно считать первым этапом в развитии современных экономических  архивов в США. Их организационное  оформление и начало выработки методических подходов к отбору, организации хранения, описанию, учету адекватных по содержанию профильных источников почти полностью  связаны с инициативой американских ученых Гарвардской школы, нарушивших научную целостность экономической  истории предметно-структурным и  дисциплинарным выделением в ней  бизнес-истории ее кого контекста. Бизнес-история, ставшая основой бизнес-архивоведения, - это главное завоевание американской историко-архивной науки в первой половине XX в.

В 50-60-е гг. складывается система  научно-исследовательской документации.

В сфере бизнеса создание архивов начинает ассоциироваться  с восприятием их в качестве главного залога признания фирмами исторической значимости, адекватности и смысла собственной деятельности, манифестации своих заслуг перед обществом. Предприятия  как бы демонстрируют многомерность  человечества, идентифицируя себя с  важным звеном «малой памяти», без которого невозможно сохранять и поддерживать структурно-содержательную целостность  этой системы. Организаторы бизнес-архивов  в первую очередь собирают материалы, отражающие особенности деятельности предприятий и организаций, специфику  их противоречий и стратегии, субъективно-объективные  тенденции безостановочного развития. Для функционирования бизнес-архива в на предприятии необходимы типовые компоненты: помещение, оборудование, кадровое обеспечение, методика организации хранения и использования документов. Применение той или иной архивной технологии зависит от финансовых возможностей предприятия, квалификации сотрудников, места и роли самого архивного подразделения в структуре фирмы. Как правило, решение создать архив возникает через 25—30 лет после образования фирмы. С середины 80-х годов многие американские фирмы, приступая к формированию и развитию архивных подразделений, изначально ориентируются на централизованную схему комплектования документами, потерявшими практическое значение, с приданием им статуса исторических. Архивы фирм — это обычно комплекс помещений, включающих хранилище, читальный зал, комнату для сотрудников, бюро для архивных операций и обработки материалов.

Отобранные документы  с пометой «архивный документ»  или «исторический документ»  должны передаваться в централизованный архив. Как правило, они поступают  из разных структурных подразделений. Передача осуществляется в соответствии со сроками, установленными для каждой категории дел и указанными в  номенклатуре дел или описи. Делопроизводственную опись или лист плановой регистрации  документов составляет управляющий документацией. Опись включает: сведения о структурном подразделении, в котором был разработан документ (с указанием конкретного автора документа, статуса подразделения, в котором он работает), целях и задачах данного документа, его виде и форме представления информации; данные о включении документа в картотеку или информационную базу, регистрационный текущий номер, возможности его долговременного хранения, отношении документа к другому комплексу материалов. Перечень или список передачи дел может составлять как управляющий документацией при участии архивиста, так и непосредственно архивист. Общую инвентарную опись обычно готовит архивист, который, принимая материалы, систематизирует их, учитывает, описывает, создает серии. Одним из главных принципов систематизации и формирования дел является принцип происхождения, Это означает, что разные документы, созданные в результате деятельности одного структурного подразделения, должны храниться в одном месте.

 

 

 

 

 


Информация о работе Основные этапы развития экономических архивов США