Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 19:22, реферат
Деятельность современного предприятия связана с необходимостью перевозки большого количества грузов. Эта задача возлагается на транспортное хозяйство предприятия, которое выполняет основные функции:
- Перевозки грузов;
- Погрузки и разгрузки;
Министерство образования и науки ,молодежи и спорта Украины
ГВУЗ «Макеевский политехнический колледж»
Организация транспортного хозяйства
2012
Организация транспортного
хозяйства
Деятельность современного
предприятия связана с необходимостью
перевозки большого количества грузов.
Эта задача возлагается на транспортное
хозяйство предприятия, которое выполняет
основные функции:
- Перевозки грузов;
- Погрузки и разгрузки;
- Экспедиционные работы.
Основными задачами транспортного хозяйства
являются:
- Передвижение предметов труда, топлива,
готовой продукции и т.п. в соответствии
с требованиями производственного процесса;
- Эффективное использование транспортных
средств и труда транспортных рабочих;
- Механизация и автоматизация транспортных
и погрузочно-разгрузочных работ;
- Снижение себестоимости перевозок;
- Обеспечение согласованности транспортных
операций с требованиями технологического
процесса производства;
- Поддержание в рабочем состоянии всех
транспортных и погрузочно-разгрузочных
средств.
Организация транспортного
обслуживания предприятия.
Организация транспортного
обслуживания предприятия - это система
мер для обеспечения эффективной и рациональной
организации транспорта, грузопотоков
и труда транспортных работников.
Организация транспортного хозяйства
предприятия предполагает выполнение
следующих работ:
4) анализ эффективности использования
транспортных средств во времени и по
производительности;
5) выбор и обоснование использования транспортных
средств;
6) расчет норм и нормативов потребностей
и затрат материальных ресурсов на эксплуатационные
и ремонтные нужды транспортного хозяйства;
7) составление балансов грузооборота
и проектирование схем грузопотоков;
8) оперативно-календарное планирование
транспортных операций;
9) диспетчеризация работы транспорта;
10) учет и контроль использования транспортных
средств;
11) разработка и внедрение
мероприятий по
12) разработка предложений по мотивации
эффективной работы транспортного хозяйства;
13) стратегическое планирование обновление
транспортных средств.
Предприятия используют различные транспортные
средства, состав и номенклатура которых
зависит от типа и масштабов производства,
вида продукции, технологии, размещения
цехов и степени переработки сырья и т.д..
В зависимости от
этого транспорт на промышленном
предприятии подразделяется так:
- По виду и назначению - железнодорожный,
речной, автомобильный, авиационный, механический,
трубопроводный, пневматический и др..;
- По характеру действия - периодического
и непрерывного действия;
- По видам выполняемых работ - межцеховой,
который выполняет перевозки грузов на
территории предприятия между цехами
и складскими помещениями; внутрицеховой,
который обеспечивает перемещение грузов
между рабочими местами за ходом технологического
процесса, для внешних перевозок - для
перевозки грузов от внешних поставщиков
и вывоз готовой продукции непосредственно
потребителям или на железнодорожные
станции, порты и др..
Кроме этого к внутренним относятся транспортные
средства для перемещения грузов в горизонтальном
и вертикальном направлениях, а именно:
- Стационарные транспортные устройства;
- Передвижные транспортные средства.
К первым относятся трубопроводы, конвейеры,
транспортеры и т.п., которые перемещают
продукты производства в горизонтальном,
вертикальном или наклонном направлениях.
К передвижным относятся подъемники, электрокары,
автопогрузчики, автомобили и др..
Часто на предприятиях используют безлюдные
транспортные системы и с дистанционным
управлением.
Для обоснованного выбора рационального
вида транспортных средств необходимо
изучить грузооборот предприятий в целом
и его отдельные грузовые потоки, характер
грузов и пути их транспортировки.
Общий грузооборот - это суммарное количество
грузов, перемещающихся на предприятии
за определенный промежуток времени (сутки,
месяц, квартал, год).
Различают наружный и внутренний грузооборот.
Их сумма составляет общий грузооборот.
Внешний грузооборот предусматривает
доставку материальных ресурсов на предприятие
и вывоза из него готовой продукции. Определяется
на основе соглашений, заключенных с поставщиками
и потребителями.
Внутренний товарооборот предусматривает
перемещение грузов внутри предприятия.
Определяется на основе плановых заданий
по изготовлению продукции.
Грузовой поток - это количество
грузов, перемещаемых за определенный
период времени между отдельными
погрузочно-разгрузочными
Для расчета грузооборота разрабатывается
ведомость грузооборота на предприятии,
где указывают необходимые перемещения
грузов между отправителями и получателями.
С учетом грузооборота и грузового потока
рассчитывают потребность транспортных
средств по видам, численность транспортных
работников, их производительность труда
и фонд заработной платы, себестоимость
транспортных работ и объем погрузочно-разгрузочных
работ.
Для большей информативности грузовые
потоки оформляются на генплане предприятия
линиями.
Потребность в транспортных средствах
определяется на основе среднесуточного
грузооборота с учетом его возможной неравномерности.
Расчет потребности в транспортных средствах,
например автомобилях, осуществляется
по схеме:
1. Определяется количество груза (в тоннах,
штуках и др.)., Который может перевезти
единица транспортных средств определенной
марки ЖМ (условная единица) и средний
грузооборот за смену ЖС.
2. Необходимое количество транспортных
средств в условных единицах определяется
по формуле:
А = Кт • ЖС / жм, (13.1)
где Кm - коэффициент потерь, учитывающий
случайные задержки и время, необходимое
для осмотра транспортных средств (Кm =
1.2).
3. После расчета внешнего и внутреннего
грузооборота и определения конкретного
вида транспортных средств, определяется
потребность каждого их вида с применением
переводных коэффициентов.
Организация перевозок осуществляется
по направлениям грузопотоков по стабильным
графиками и маршрутами.
Перевозки грузов бывают разовые или маршрутные.
Разовые перевозки осуществляются по
отдельным требованиям - заказами, а маршрутные
- по определенным направлениям и маршрутам.
Организация транспорта должна обеспечить
требования основного производства, равномерную
загрузку транспортных средств, максимальное
использование их технических характеристик
и минимальный пробег.
Различают две основные схемы маршрутов
перевозки грузов - маятниковую (рис. 13.1)
и кольцевую (рис. 13.2).
Маятниковая система предусматривает
связь между двумя пунктами и может иметь
следующие варианты возвращения транспорта:
пустой (односторонний или веером) и с
грузом (двусторонний маятник).
Рис. 13.1. Маятниковая система перевозки
грузов:
а - пустой б - с грузом; в - веером.
Кольцевая система перевозки грузов предусматривает
последовательную доставку грузов из
одного пункта в другой с последующим
возвратом транспорта в исходный пункт.
Возможны два варианта этой системы - растущий
грузопоток и затухающий.
Рис. 13.2. Кольцевая система
перевозки грузов:
а) растущий грузопоток б) затухающий грузопоток.
Кольцевые маршруты используются преимущественно
на предприятиях массового и крупно серийного
производства, а маятниковые - на предприятиях
с единичным и мелкосерийным производством.