Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 02:37, реферат
В своей работе я подробно рассматриваю типовые и ведомственные перечни, типовые и примерные номенклатуры дел.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что и в статьях перечней, и в заголовках номенклатур дел прослеживается значение критериев, с учетом которых определяются сроки хранения документов, а значит именно благодаря этим документам можно грамотно проводить экспертизу ценности документов.
Введение........................................................................................................3
Глава 1.Перечни............................................................ .............................5
История создания перечней в России........................................................ 6
Виды и типы перечней................................................................................14
Структура перечня.................................................................................16
Способы группировки учреждений в схеме перечня................................17
Глава 2.Номенклатуры дел.....................................................................20
Определение круга документов для включения в номенклатуру............21
Составление заголовков дел.......................................................................22
Разработка классификационной схемы....................................................23
Определение сроков хранения дел..............................................................23
Индексация дел............................................................................................24
Порядок оформления и удостоверения номенклатуры дел....................24
Приложение ...............................................................................................27
Заключение.................................................................................................28
Список литературы...................................................................................30
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российский государственный гуманитарный университет»
(РГГУ)
Историко-архивный институт
Факультет Документоведения
и документационного обеспечения
управления
Нормативно-методическая база для проведения экспертизы ценности документов
Реферат по архивоведению
студентки 4 курса очной формы обучения
Руководитель
Герасимова Е.С
Москва 2011
Оглавление
Введение......................
Глава 1.Перечни.....................
История создания перечней
в России........................
Виды и типы
перечней......................
Структура перечня.......................
Способы группировки учреждений
в схеме перечня.......................
Глава 2.Номенклатуры
дел...........................
Определение круга документов для включения в номенклатуру............21
Составление заголовков дел...........................
Разработка классификационной
схемы.........................
Определение
сроков хранения дел...........................
Индексация
дел...........................
Порядок оформления и удостоверения номенклатуры дел....................24
Приложение ...................
Заключение....................
Список литературы.............
Введение
Экспертиза ценности документов – одно из важнейших направлений деятельности работников делопроизводственной сферы, так как именно стадии делопроизводства отводится главная роль в определении тех документов, которые подлежат передаче на вечное хранение, и в формировании их в первичные комплексы по функциям, направлениям деятельности с учетом видов и разновидностей документов, сроков хранения, времени и места создания, авторов, корреспондентов и других признаков.
Именно в процессе экспертизы ценности решается ответственная задача отбора на постоянное хранение оптимального количества документов, содержащих ценную научную информацию, а также ограждения государственных архивов от материалов справочного, информационного значения, так как первоначальное желание организации, как правило, сохранить как можно больше документов. Затем со временем приходит понимание, что много хранить невозможно и нет необходимости. Поэтому вопросы экспертизы ценности документов в делопроизводстве всегда пользовались заслуженным вниманием со стороны специалистов-документоведов.
Нормативно-методические основы экспертизы ценности документов заложены в Основных правилах работы архивов организаций (одобрены решением Коллегии Росархива от 06.02.2002), согласно которым экспертиза ценности документов проводится на основе:
В своей работе я подробно рассматриваю типовые и ведомственные перечни, типовые и примерные номенклатуры дел.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что и в статьях перечней, и в заголовках номенклатур дел прослеживается значение критериев, с учетом которых определяются сроки хранения документов, а значит именно благодаря этим документам можно грамотно проводить экспертизу ценности документов.
В ходе работы над рефератом
мною были изучены и проанализированы
работы таких специалистов-
Реферат состоит из введения, двух глав, приложения, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Перечни
Экспертиза ценности документов является важнейшей задачей работника сферы делопроизводства и архивиста. Ведь итогом экспертизы ценности документов является полноценное комплектование ведомственных и государственных архивов документами. Именно в процессе экспертизы происходит формирование архивного фонда организации. Экспертиза играет роль определенного «сита», через которое просеивается весь поток документов.
Успешному претворению
в жизнь различных путей
Ведущую роль в процессе установления сроков хранения документов играют перечни, являющиеся «ключом» к созданию прообраза Архивного фонда страны.
Перечни документов - это систематизированные списки документов учреждений, организаций и предприятий, содержащие нормативные указания о сроках хранения документов или о составе документов, подлежащих постоянному хранению.
Важнейшим справочным пособием при работе по экспертизе ценности документов служат различные перечни документов. Перечни, утвержденные Главархивом СССР, Росархивом, являются также и нормативными документами при определении сроков хранения конкретных категорий дел и документов, т.е. указанные в них сроки хранения обязательны. Главное назначение перечней состоит в обеспечении сохранности ценных документов, образующихся в деятельности учреждений, организаций, предприятий, и их поступление на государственное хранение.
Существуют два вида перечней документов: с указанием сроков хранения и подлежащих передаче на государственное хранение. Перечни документов по срокам хранения делятся на две группы: перечни типовых документов, называемые обычно типовые перечни, и ведомственные перечни. Перечни документов, подлежащих передаче на государственное хранение, являются типовыми, но охватывают только документы постоянного хранения.
История создания перечней в России.
Первые перечни, так же, как и исторические архивы, были ведомственными. Ведомства приступили к разработке правил хранения и уничтожения «решенных дел» к середине XIX века, когда «помещения канцелярий действующих учреждений до того переполнились деловыми бумагами нового времени, что трудно было размещаться канцелярским чиновникам, а передвигать устаревшие делопроизводства в свободные подвалы, на чердаки, в башни, сараи было невозможно, потому что таких помещений уже недоставало».1
Все ведомства делили свои документы
на три разряда: дела, не подлежащие
хранению в архиве, дела временного
и дела постоянного хранения. Главным
недостатком ведомственных
После Октябрьской революции были сделаны попытки найти единые критерии оценки документации.
К 1925 году уже имелся список материалов, подлежащих или не подлежащих хранению. Однако он был слишком длинным и не помещался в одном законодательном акте. Тогда было высказано требование о подготовке специальных справочников (перечней) с указанием категорий дел временного, постоянного хранения и не подлежащих хранению силами каждого ведомства и учреждения (Положение «О сдаче архивных материалов Центрархиву РСФСР и порядке их отбора для хранения и уничтожения»). Положение ВЦИК и СНК РСФСР от 29 января 1929 года «Об архивном управлении РСФСР» обязало все учреждения, предприятия и организации приступить к составлению перечней дел с указанием сроков их хранения. Перечни могли составлять центральные органы управления (наркоматы) для всех учреждений (включая низовые), входящих в систему этого органа.
Макулатурная кампания,
проводившаяся в связи с
Типовые перечни послужили основой для разработки ведомственных перечней. К 1991 году в организациях и на предприятиях использовалось около 60-ти ведомственных перечней, которые образовали систему нормативно-методических пособий по экспертизе ценности документов во всех отраслях управления.
Сложившаяся система
перечней к 90-м годам достаточно
полно выполняла свою функцию
для государственных
Но уже с начала 90-х годов, когда в стране поменялись политические, экономические устои, и в связи с этим возникли организации иных форм собственности, в систему нормативно-методических пособий по отбору документов, естественно, были привнесены и новые моменты. В большей степени они коснулись именно перечней.3
Так, очень своевременным
явился перечень для негосударственных
коммерческих организаций - справочное
пособие «Управленческие
Это новый тип перечней, где даны группы документов постоянного и временного хранения, но последние не дифференцированы по срокам, а обозначены лишь как «тяготеющие» к постоянному сроку хранения, среди них нет документов, однозначно имеющих тот или иной временный срок хранения.
Такой перечень типовых видов управленческих документов негосударственных организаций был дан в Методических рекомендациях «Отбор на государственное хранение управленческих документов, образующихся в деятельности негосударственных организаций (новых экономических - хозяйственных структур)».
Пособия, подготовленные для отбора документов негосударственных организаций, построены по типовым функциям (по производственно-отраслевой схеме), а именно:
Видовой состав документов постоянного хранения по указанным функциям в основном однороден в рассматриваемых перечнях. По сравнению с Перечнем типовых документов (1989 г.) новыми явились группы документов съездов и общих собраний учредителей, пайщиков и акционеров по работе с акциями, о долевой собственности и т.п.
В перечнях для негосударственных
организаций особо
В Методических рекомендациях «Отбор на государственное хранение управленческих документов...» дан более полный спектр с анализом природы появления и методики отбора документов, закрываемых организацией на «коммерческую тайну».
Но в любом случае
при отборе документов, содержащих
подобного рода сведения, необходимо
свои действия согласовывать с правительствен
Информация о работе Нормативно-методическая база для проведения экспертизы ценности документов