Несомненно, что вся
эта информация имела уже достаточно
большой объем, и это создавало
условия для ее систематизации—поиску
взаимосвязей между всеми этими
знаниями об окружающем мире
и человеке. Возникла необходимость
в некой системе очевидной
в своей простоте, но позволяющей
описывать достаточно сложные
процессы во взаимосвязи между
ними. И такую систему нашли,
использовав систему родственных отношений
внутри племени. Прямое родство, сложная
иерархия взаимоотношений, различные
степени дальнего родства, все это создавало
прекрасную возможность объяснять явления
внешнего мира, используя в качестве модели
родственные отношения, существующие
внутри племени.
Так зарождается сложный
языческий пантеон богов, божков,
героев, полубогов, с помощью отношений,
между которыми описываются процессы
окружающего мира, — описываются
и объясняются. Возникает четкое
представление о причине и
следствии. Это уже второй этап
развития общечеловеческих ценностей,
на этом этапе человек начинает
строить модель окружающего мира,
и у него возникает необходимость
определить собственное место
в окружающем мире, выделить свой
интерес, свои потребности. Возникает
представление о собственной
личности и ее интересах. Человек
начинает моделировать мир, исходя
из представления о своих приоритетах,
— начинает творить своих КУМИРОВ!
Выстраивая все остальные события
в зависимости от этих кумиров.
Эти системы глубоко субъективны,
именно они определяют способности
человека, его интеллект. Современным
примером подобного творчества
является попытка навязать обществу
мысль о том, что “ХЛЕБ—ВСЕМУ
ГОЛОВА!”. Создается главный кумир—хлеб,
но сразу же возникает необходимость определиться
с остальными стихиями — Солнцем, водой,
воздухом... Найти взаимосвязь между ними
и определить приоритеты.
Современная наука
в этом отношении ушла не
далеко, и представляет из себя типичную
языческую систему - весьма и весьма развитую.
Главным признаком любой языческой системы
является ее цель - прежде всего удовлетворение
материальных потребностей. А именно этой
цели и служит наука, и в тоже время в своих
высших проявлениях наука начинает соприкасаться
с духовной жизнью человека, предоставляя
возможность перехода, при определенных
условиях, к третьему уровню развития
общечеловеческих ценностей.
Кроме воздействия
на самого человека язычество
оказало качественное воздействие
и на общественное устройство
- зародилось государство. В этой
работе не ставится задача
исследования всех последствий
язычества, в данном случае
исследуются только те аспекты
язычества, которые способствовали
зарождению следующего уровня
развития общечеловеческих ценностей.
Одним из таких факторов явилась
возможность моделировать окружающий
мир на различную глубину, наглядным
примером чего является современное
представление о строении материи.
Так современная наука при изучении материи
в различных случаях использует несколько
уровней представления о материи, - в самом
грубом случае это некие материальные
объекты, для более тонких исследований
материя представляется в виде молекул,
обладающих определенными свойствами,
для еще более тонких исследований используется
атомарная модель строения вещества, следующий
уровень – элементарные частицы, еще глубже
кварки... И нет ни каких оснований считать,
что кварками завершается процесс моделирования
строения материи. Но уже из этой модели,
очевидно, что при определенных условиях
возможны недоразумения в первую очередь
обусловленные различием в уровнях используемых
моделей. Конечно, маловероятно, чтобы
два физика поспорили о строении вещества,
когда бы один утверждал в качестве основы
вещества атомы, а другой приводил неопровержимые
доводы в пользу молекул. Если подобный
спор между физиками выглядит абсурдным,
то споры между последователями различных
философских учений, которые, безусловно,
связаны между собой таким же образом,
уже абсурдом не кажутся и до недавнего
времени, назывался такой спор “войной
мировоззрений” и чуть не завершился
настоящей войной. Таким образом, возникают
основные поводы для недоразумений, —
во-первых, при использовании одной и той
же модели, исследуются разные ее уровни,--спорит
сторонник молекулы с приверженцем элементарных
частиц как основы материи. Вторым поводом
является использование собеседниками
разных моделей одного и того же явления.
Предоставляя человеку,
возможность для создания различных
моделей на различную глубину
постижения окружающего мира, язычество
привело к возникновению проблемы
критериев – оценки создаваемых
моделей. Возникла насущная потребность
оценивать эффективность используемых
в повседневной жизни моделей.
В качестве самого примитивного
критерия легко напрашивается
эмоциональная оценка - ощущение
удовольствия от удовлетворенной
потребности воспринимается каждым
человеком элементом естественной
природы, создается впечатление
непредвзятой оценки. Согласно этому
критерию, все, что приносит удовольствие
– хорошо, все, что способствует
неприятным ощущениям – плохо.
Не следует полагать, что язычество
быстро пришло к подобному
заключению, над реальным язычеством
еще долго тяготели запреты-табу,
естественно вошедшие в языческие
системы в качестве составного
элемента.
Язычество предоставило
человеку большие возможности,
сделав процесс осмысления мира
более сознательным, в результате
язычество в истории человечества
занимает меньший промежуток
времени.
Язычество соответствует
большей части жизни отдельного
человека, если вспомнить, что
каждый человек в собственном
развитии повторяет историю своего
народа. Язычество привело и к
зарождению философии, которую
можно определять с помощью
различных формулировок, включая
и привычную — “ наука о
наиболее общих законах...”, но,
на мой взгляд, более естественно
было бы определить философию
через стремление человека взять
от жизни максимум того, что
возможно. Человек вдруг осознал,
что у него появился некий
шанс - его собственная жизнь!
И возникло желание использовать
этот шанс самым эффективным
способом. Но как это сделать?
Что же необходимо считать
в жизни самым главным? Что
бы, ориентируюсь на эту ценность,
прожить жизнь так, что бы
в конце жизни быть однозначно
уверенным, - жизнь прожита самым
счастливым образом, ни один
миг столь драгоценной жизни
не потрачен впустую!
Стремление к счастью
одно из основных свойств человеческой
натуры, и присуще каждому. Но
вот реализуется оно по-разному,
что выражено в пословице “благими
намерениями вымощена дорога
в пекло”. Поиск наиболее важных
жизненных ценностей привёл к
критическому осмыслению эмоциональной
оценки. Возникло представление
о самом человеке, как о комплексе
взаимоотношений между душой
и плотью, сознанием и подсознанием
в современной интерпретации.
Самой грубой моделью
взаимоотношений между сознанием
и подсознанием является пример
с голодом, – подсознание ощущением
голода воздействует на сознание,
которое активирует память, вырабатывает
план удовлетворения желания
и реализует его. Подсознание,
в случае успешного удовлетворения
своего приказа сознанием, награждает
последнее ощущение удовольствия — сытости
и снимает ощущение голода. В случае не
исполнения приказа следует наказание,
арсенал которых у подсознания значительный
– злость, досада, неудовлетворённость,
отчаяние, ощущение безысходности и т.
д.
Важнейшим следствием
этого процесса является формирование
в глубинах подсознания интегральной
оценки – представления человека
о самом себе, о собственных
способностях, возможностях и перспективах,
самоутверждённость человека. Процесс
этот подобен строительству здания,
когда оценка за каждый поступок,
подобно маленькому кирпичику
укладывается в глубинах подсознания
в постройку личности, её представления
о себе и своих возможностях.
Процесс этот чрезвычайно важен
для каждого человека, определяя
его личность. Это подсознательный
процесс, но именно возможность
целенаправленного воздействия
на него характеризует третий
уровень развития общечеловеческих
ценностей.
Язычество определило
подсознание хозяином, а сознание
слугой, услуги которого оплачиваются
с помощью своеобразной валюты—чувства
удовольствия. Для человека на
этом, языческом, уровне освоения
общечеловеческих ценностей представление
о свободе сводится к возможности
беспрепятственно удовлетворять
все прихоти подсознания, то
есть к произволу. Погоня за
удовольствием превращает самых
близких людей в конкурентов
в борьбе за кусок пирога
удовольствий, сея вражду, зависть
и злобу. Исходя из этих ценностей,
определяется и мышление человека,
когда человек и поступки окружающих
рассматривает исходя из собственных
ценностей, подозревая окружающих
в самых неблаговидных желаниях.
Это приводит и к специфическому
представлению о правах человека,
прежде всего как о праве
на удовлетворение потребностей
для поддержания жизнедеятельности
человека, главными из которых
признаются материальные. Что хорошо
выражено в древнем лозунге—“Хлеба
и зрелищ”.
В общественных отношениях
язычество однозначно приводит
к абсолютизму – так называемой
тоталитарной системе, логически
это обусловлено стремлением
к идеальной свободе – полному
исполнению желаний и прихотей.
Но так ведёт себя асоциальный
человек, и если общество будет
состоять из людей, главной
целью которых будет стремление
к произволу, то обществу придётся
содержать репрессивный аппарат
для обеспечения порядка, пресечения
избыточного стремления наиболее
ретивых граждан к “полной
свободе”. Но руководство этого
аппарата под его воздействие
уже не попадает и получает
возможность реализовывать любые
свои прихоти. Очевидно, что два
человека не смогут одновременно
обладать всей полнотой власти
в одной структуре, между ними
сразу же начнётся соперничество.
На этом уровне освоения общечеловеческих
ценностей в общественных отношениях
царит насилие и соперничество,
и войны являются главным аргументом
в международных отношениях. И
история полна тому примеров,
поэтому необходимо учитывать
этот фактор, так как большинство
людей находится именно на
этом уровне освоения общечеловеческих
ценностей, - это в природе человека.
Третий этап развития
общечеловеческих ценностей определяется
желанием человека обрести свободу
– выйти из зависимости от
подсознания, из слуги подсознания
стать его хозяином. Во многом
это определено существенными противоречиями,
возникшими между сознанием и подсознанием,
так для подсознания важнейшим является
исполнение задач стоящих перед человеком
как биологическим видом, в то время как
для сознания большую роль играет индивидуальная
судьба личности. Подсознание больше «работает»
на весь вид, на всю экологическую систему,
в то время как сознание больше заинтересовано
собственной судьбой.
Третий уровень развития
общечеловеческих ценностей характеризуется
стремлением сознания выделить
собственные интересы, которые как
оказалось не только не совпадали с интересами
подсознания, но часто им и противоречили.
Прежде всего, подсознания,
имея в своей основе инстинкт
самосохранения, несло смерть, как
главный элемент совершенства
жизни, то есть, после исполнения
главной биологической функции
по размножению включался механизм
самоликвидации особи, – наступала
старость и смерть. Сознание с
неизбежностью смерти смириться
не могло с самого начала
своего зарождения.
Именно в обеспечении
бессмертия видело сознание свой
главный интерес, и именно эта
цель объявляется главным итогом
всей человеческой жизни во
всех монотеистических религиях
– Царство Небесное, Нирвана,
единение с Богом, всё это
синонимы бессмертия, которое обещается
верным последователям учения. В
этом сущность высших религий,
и если философия только ищет
самые главные жизненные ценности,
позволяющие человеку прожить
жизнь самым интересным образом,
то религия – высшая стадия
философии, она уже точно указывает
те правила, следуя которым,
человек обретёт вечное блаженство.
Тысячи лет миллионы последователей
в самых страшных исторических
испытаниях проверяли на практике
правильность предлагаемых религией
истин, и то место в человеческой
цивилизации, которое заняли последователи
высших монотеистических религий,
говорит само за себя.
Используемая в данной
работе модель – вульгарный
материализм, слишком груба и
примитивна что бы отобразить
всю сложность проблем решаемых
на третьем уровне развития
общечеловеческих ценностей. Но
даже грубый и несовершенный
аппарат вульгарного материализма
позволяет представить модель
достижения бессмертия, – предположим,
что некий человек, отказавшись
от язычества, принял высшую
христианскую истину: “Возлюби Бога
и творенья Его”. И через любовь
к Богу и к окружающему миру
пришёл к принципиально иному
способу понимания мира, познавая
его уже не через удовлетворение
собственных потребностей, а через
стремление постичь замысел Творца.
Здесь следует понять, что новая
цель открывает и принципиально
новые возможности, когда человек
в своём стремлении с каждым
годом раскрывает взаимосвязи
реального мира, обогащая и усиливая
собственные чувства. Теперь, как
говорят математики, исследуем экстремум
постижения -- представим себе абсолютное
постижение. Предположим, что в какой-то
момент до собственной физической смерти,
человек достиг абсолютного постижения,
он понял, ощутил все процессы во Вселенной,
все силы в ней действовавшие и которые
ещё только будут действовать в будущем.
Он увидел своё рождение и свою смерть,
он получил возможность, через своё знание,
вмешиваться в любой процесс в любой момент
времени в любой точке Вселенной. Не есть
ли это вечная жизнь? Нирвана? Единение
с Богом?
Разумеется, эта модель
выглядит наивной, но это всего
лишь издержки используемой модели
вульгарного материализма. Различные
религии дают и различное представление
о вечной жизни в зависимости
от применяемой модели, её сложности.
Общечеловеческие ценности
третьего уровня включают в
себя оба первых уровня развития
и позволяют в одной семье
вполне благополучно уживаться
людям, освоившим различные уровни
общечеловеческих ценностей: детям—живущим
по законом-табу, подросткам, освоивших
языческие ценности, да и многие взрослые
так и остаются на уровне освоения язычества.
Третий уровень освоения
общечеловеческих ценностей приводит
и общество к иному уровню
отношений. Так человеку, исповедующему
высшие ценности необходимы права
беспрепятственно исполнять, прежде
всего, свой долг по развитию
собственной личности, христианская
религия понимает это под термином
– спасение души. А для спасения
души человеку, прежде всего, необходимо
неукоснительно соблюдать закон
любви и милосердия, понятно, что
это предельно социальный человек,
не нуждающийся в постороннем
надзоре. Само понятие абсолютной
свободы для такого человека
заключается в возможности беспрепятственно
соблюдать божественный закон.
Общественные отношения приобретают
подчинённую роль: функцией общества
становится обеспечение возможности
каждому человеку исполнять свой
долг перед Богом. Что декларируется
в преамбуле общественного договора—Конституции
страны.
Конституция выступает
в данном случае связующим
элементом между морально-нравственными
законами и государственными
законами. Конституция гарантирует,
что власть не заставит людей
нарушать морально-нравственные
законы!
Следствием этого является
пристальный контроль за морально-нравственным
обликом людей, стремящихся к
управлению демократическим обществом.
Очевидно, что на эту роль могут
претендовать только люди, освоившие
третий уровень развития общечеловеческих
ценностей, свидетельством этого
является строжайшее исполнение
ими морально-нравственных законов.
Проникновение в управление
демократическим обществом язычника приведет
общество к тоталитаризму, выше было сказано,
почему язычеству присущ тоталитаризм
и произвол.