Контрольная работа по "Метрологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:55, контрольная работа

Описание работы

ЗАДАЧА № 1.

Допуски и посадки гладких цилиндрических соединений.
Выбор универсальных измерительных средств.
ЗАДАЧА № 3.

Допуски и посадки подшипников качения.
ЗАДАЧА № 4.

Допуски и посадки шпоночных соединений.

ЗАДАЧА № 5.

Допуски и посадки шлицевых соединений.

Работа содержит 1 файл

Метрология вариант 17.docx

— 197.54 Кб (Скачать)

№ варианта

Задача 1

Задача 2

Задача 3

Задача 4

Задача 5

Задача 6

Предельные

размеры, мм

Номинальный размер, мм

Крутящий момент,

Мкр , Н*м

Усилие запрессовки, Р3 , Н

№ подшипника,

нагрузка, Н

Номинальный диаметр вала, мм.

Конструкция шпонки

Номинальные размеры и тип шлицевого  соединения, мм

Предельные размеры замыкающего  звена, мм ,

№ рисунка

отверстия

вала

1

2

3

4

5

6

7

8

17

   

55; Мкр=800

208; 1200

35; (сегментная)

6х28х34

подвижное

; (7)




 ДАНО:

 

ЗАДАЧА № 1.

 

Допуски и посадки гладких  цилиндрических соединений.

Выбор универсальных измерительных  средств.

 

РЕШЕНИЕ.

Задано соединение с размерами:

а) отверстие (D) - мм;   б) вал (d) - мм.

Номинальный размер соединения dн.с.= 18 мм.

Предельные  отклонения отверстия: верхнее отклонение ES= +0,043 мм;

нижнее отклонение EI = 0 мм.

Предельные  отклонения вала: верхнее отклонение es = -0,050 мм;

нижнее отклонение ei = -0,093 мм.

Предельные размеры отверстия:

- наибольший — Dmax=Dн +ES=18,000 + 0,043 = 18,043 мм;

- наименьший — Dmin= Dн + EI = 18,000 + 0 = 18,000 мм.

Предельные размеры вала:

- наибольший — dmax = dн + es = 18,000 – 0,050 = 17,950 мм;

- наименьший — dmin = dн + ei = 18,000 – 0,093 = 17,907 мм.

Допуски размеров:

- отверстия — TD = Dmax–Dmin = 18,043 – 18,000 = 0,043 мм.

- вала — Td = dmax – dmin = 17,950 – 17,907 = 0,043 мм.

Зазоры:

- наибольший зазор — Smax = Dmax–dmin = 18,043 – 17,907 = 0,136 мм.

- наименьший зазор — Smin = Dmin – dmax = 18,000 – 17,950 = 0,050 мм.

В данной посадке  имеются зазоры, значит, она относится  к группе посадок с зазором.

Допуск посадки: Ts = Smax – Smin = 0,136 – 0,050 = 0,086 мм.

 

Схема расположений полей  допусков отверстия и вала.


 

 


 





 



 

 

Вывод: Посадка в системе отверстия  с зазором.

Обозначение посадки на чертеже:

буквенное —  ;числовое —

Обозначение допусков размеров деталей соответственно:

отверстия — и ; вала — и

 

 Шероховатость поверхности отверстия  принимаем Ra = 3,2 мкм, а вала — Ra= 3,2 мкм. Окончательный метод обработки отверстия: растачивание чистовое; а вала — обтачивание продольной подачи чистовое.


 

 

 

Выбор измерительного прибора:

 

Для измерения деталей: отверстия  мм и вала мм необходимо подобрать универсальные измерительные средства.

По ГОСТ 8.051-81 допускаемая предельная погрешность измерения детали составляет:

-для отверстия  мкм ; для вала мкм.

В таблицах 9 и 5 (ГОСТ 8.051-81), в зависимости от интервала номинального размера, приведена дробь, в числителе которой указана допускаемая погрешность измерения , а в знаменателе – допуск на изготовление данной детали. Ниже дроби обозначен шифр измерительного средства, состоящий из цифры и буквы: цифра – порядковый номер измерительного средства, а буква – вариант использования данного измерительного средства.

По таблице 2 (ГОСТ 8.051-81) определяем, что для измерения отверстия мм с допуском 43 мкм рекомендуются индикаторные нутромеры с ценой деления шкалы 0,01 мм; погрешность измерения индикаторного нутромера составляет мкм.

По таблице 1 (ГОСТ 8.051-81) определяем, что валы 9 квалитета целесообразно измерять гладким микрометром с величиной отсчета 0,01 мм при настройке на нуль по установочной мере. Предельная погрешность гладкого микрометра составляет мкм. Таким образом, выбранные измерительные средства отвечают предъявленным требованиям:

— для измерения отверстия — ;

— для измерения вала — .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАЧА № 3.

 

Допуски и посадки подшипников  качения.

 

РЕШЕНИЕ.

Подобрать посадки  на кольца подшипника № 208 нулевого класса точности с деталями редуктора.

Нагрузка на подшипник .

 ; мм

 ; мм

 

 

 — коэффициент серии нагружения

Посадка выбирается исходя из условий  работы заданного узла по величине наименьшего расчетного натяга. Значение наименьшего расчетного натяга определяется по формуле:

 

=0,003123 мкм

 

Так как присоединительная деталь (вал) изготавливается по 6 квалитету в системе с отверстием внутреннего кольца подшипника неподвижно, то, пользуясь ГОСТ 25347-82, находим его поле допуска , у которого и .


 


 

 



 

 

 


 

 

 

 

 

 

Посадка внутреннего кольца подшипника на вал обозначается или

Проверяем внутреннее кольцо подшипника качения на прочность. Вычисляем  значение допустимого натяга:

 

==141.87142 мкм

 

Где =400 МПа – допустимое напряжение на растяжение подшипниковой стали; =40 мм – внутренний диаметр внутреннего кольца подшипника.

Допустимый натяг =142 мкм больше наибольшего табличного натяга =45 мкм и, следовательно, подшипник имеет значительный запас прочности.

 

Посадка с натягом в  системе отверстия.

Задано соединение с размерами:

а) отверстие (D) - мм;   б) вал (d) - мм.

Номинальный размер соединения dн.с.= 18 мм.

Предельные отклонения отверстия: верхнее отклонение ES= 0 мм;

нижнее отклонение EI = -0,012 мм.

Предельные отклонения вала: верхнее  отклонение es = +0,030 мм;

нижнее отклонение ei = +0,011 мм.

Предельные  размеры отверстия:

- наибольший  — Dmax=Dн +ES=40,000 + 0 = 40,000 мм;

- наименьший  — Dmin= Dн + EI = 40,000 – 0,012 = 39,988 мм.

Предельные  размеры вала:

- наибольший  — dmax = dн + es = 40,000 + 0,030 = 40,030 мм;

- наименьший  — dmin = dн + ei = 40,000 + 0,011 = 40,011 мм.

Допуски размеров:

- отверстия  — TD = Dmax–Dmin = 40,000 – 39,988 = 0,012 мм.

- вала — Td = dmax – dmin = 40,030 – 40,011 = 0,019 мм.

Зазоры:

- наибольший  зазор — Smax = Dmax–dmin = 40,000 – 40,011 = -0,011 мм.

- наименьший  зазор — Smin = Dmin – dmax = 39,988 – 40,030 = -0,042 мм.

В данной посадке нету зазоров, значит, она относится к группе посадок с натягом.

Допуск посадки: TN = Nmax – Nmin = TD + Td = 0,012 + 0,019 = 0,031 мм.


 

 

 

 

 

 

 

 

Посадка с зазором в системе вала.

Задано соединение с размерами:

а) вал (D) - мм;   б) корпус (d) - мм.

Номинальный размер соединения dн.с.= 18 мм.

Предельные отклонения вала: верхнее  отклонение ES= 0 мм;

нижнее отклонение EI = -0,013 мм.

Предельные отклонения корпуса: верхнее  отклонение es = +0,030 мм;

нижнее отклонение ei = 0 мм.

Предельные  размеры вала:

- наибольший  — Dmax=Dн +ES=80,000 + 0 = 80,000 мм;

- наименьший  — Dmin= Dн + EI = 80,000 – 0,013 = 79,987 мм.

Предельные  размеры корпуса:

- наибольший  — dmax = dн + es = 80,000 + 0,030 = 80,030 мм;

- наименьший  — dmin = dн + ei = 80,000 + 0 = 80,000 мм.

Допуски размеров:

- отверстия  — TD = Dmax–Dmin = 80,000 – 79,987 = 0,013 мм.

- вала — Td = dmax – dmin = 80,030 – 80,000 = 0,030 мм.

Зазоры:

- наибольший  зазор — Smax = Dmax–dmin = 80,000 – 80,000 = 0 мм.

- наименьший  зазор — Smin = Dmin – dmax = 79,987 – 80,030 = -0,043 мм.

В данной посадке нету зазоров, значит, она относится к группе посадок с натягом.

Допуск посадки: TS = Smax – Smin = TD + Td = 0,013 + 0,030 = 0,043 мм.

 

Шероховатость посадочной поверхности  вала принимаем Ra=1.25 мкм, а отверстия в корпусе — Ra=2.5 мкм. Для достижения выбранной шероховатости и квалитета посадочных поверхностей целесообразно применять закаленный вал, обработанный круглым чистовым шлифованием, а отверстие в корпусе — тонким растачиванием.

 


 



 

 


 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАЧА № 4.

 

Допуски и посадки шпоночных  соединений.

 

РЕШЕНИЕ.

Номинальные размеры деталей шпоночного соединения принимаем по ГОСТ 23360-78.

ДАНО: D = 35 мм ; b = 10 мм ; h = 13 мм ; d = 32 мм. Сегментная шпонка.

Шпоночное соединение единичного производства:

Ширина шпонки — h9

Ширина паза на валу — P9

Ширина паза на втулке — JS9

 

Соединение  шпонка-паз втулки:       или  

 

Соединение  шпонка-паз вал:       или  

 

Схемы расположения полей допусков деталей приведены ниже на рисунках.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задано соединение с размерами:

а) отверстие (D) - мм;   б) вал (d) - мм.

Номинальный размер соединения dн.с.= 10 мм.

Предельные  отклонения отверстия: верхнее отклонение ES= +0,018 мм;

нижнее отклонение EI = -0,018 мм.

Предельные  отклонения вала: верхнее отклонение es = 0 мм;

нижнее отклонение ei = -0,036 мм.

Предельные размеры отверстия:

- наибольший — Dmax=Dн +ES=10,000 + 0,018 = 10,018 мм;

- наименьший — Dmin= Dн + EI = 10,000 – 0,018 = 9,982 мм.

Предельные размеры вала:

- наибольший — dmax = dн + es = 10,000 – 0 = 10,000 мм;

- наименьший — dmin = dн + ei = 10,000 – 0,036 = 9,964 мм.

Допуски размеров:

- отверстия — TD = Dmax–Dmin = 10,018 – 9,982 = 0,036 мм.

- вала — Td = dmax – dmin = 10,000 – 9,964 = 0,036 мм.

Зазоры:

- наибольший зазор — Smax = Dmax–dmin = 10,018 – 9,964 = 0,054 мм.

- наименьший зазор — Smin = Dmin – dmax = 9,982 – 10,000 = -0,018 мм.

В данной посадке  нету зазоров, значит, она относится к группе посадок с натягом.

Допуск посадки: Ts = Smax – Smin = 0,054 + 0,018 = 0,072 мм.

 

 

 


 

 

 

 

 

ЗАДАЧА № 5.

 

Допуски и посадки шлицевых соединений.

 

РЕШЕНИЕ.

 

Определить посадку шестерни на ведущий вал приводного шкива трактора «Беларусь».

Исходные данные:

z = 6 шт — количество шлицов;

d = 28 мм — внутренний диаметр;

D = 34 мм — наружный диаметр.

На основании  исходных данных по справочнику принимаем  среднюю серию нагружения и определяем b = 7 мм, (где b — ширина боковых поверхностей шлицов).

Приводной механизм служит для передачи значительных по величине крутящих моментов, при соединении подвижном принимаем посадку с зазором, центрирование по «d», т.к. шестерня каретки в процессе работы перемещается по валу часто.

Информация о работе Контрольная работа по "Метрологии"