Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:55, контрольная работа
ЗАДАЧА № 1.
Допуски и посадки гладких цилиндрических соединений.
Выбор универсальных измерительных средств.
ЗАДАЧА № 3.
Допуски и посадки подшипников качения.
ЗАДАЧА № 4.
Допуски и посадки шпоночных соединений.
ЗАДАЧА № 5.
Допуски и посадки шлицевых соединений.
№ варианта |
Задача 1 |
Задача 2 |
Задача 3 |
Задача 4 |
Задача 5 |
Задача 6 | |
Предельные размеры, мм |
Номинальный размер, мм Крутящий момент, Мкр , Н*м Усилие запрессовки, Р3 , Н |
№ подшипника, нагрузка, Н |
Номинальный диаметр вала, мм. Конструкция шпонки |
Номинальные размеры и тип шлицевого соединения, мм |
Предельные размеры № рисунка | ||
отверстия |
вала | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
17 |
55; Мкр=800 |
208; 1200 |
35; (сегментная) |
6х28х34 подвижное |
; (7) |
ДАНО:
ЗАДАЧА № 1.
Допуски и посадки гладких цилиндрических соединений.
Выбор универсальных измерительных средств.
РЕШЕНИЕ.
Задано соединение с размерами:
а) отверстие (D) - мм; б) вал (d) - мм.
Номинальный размер соединения dн.с.= 18 мм.
Предельные отклонения отверстия: верхнее отклонение ES= +0,043 мм;
нижнее отклонение EI = 0 мм.
Предельные отклонения вала: верхнее отклонение es = -0,050 мм;
нижнее отклонение ei = -0,093 мм.
Предельные размеры отверстия:
- наибольший — Dmax=Dн +ES=18,000 + 0,043 = 18,043 мм;
- наименьший — Dmin= Dн + EI = 18,000 + 0 = 18,000 мм.
Предельные размеры вала:
- наибольший — dmax = dн + es = 18,000 – 0,050 = 17,950 мм;
- наименьший — dmin = dн + ei = 18,000 – 0,093 = 17,907 мм.
Допуски размеров:
- отверстия — TD = Dmax–Dmin = 18,043 – 18,000 = 0,043 мм.
- вала — Td = dmax – dmin = 17,950 – 17,907 = 0,043 мм.
Зазоры:
- наибольший зазор — Smax = Dmax–dmin = 18,043 – 17,907 = 0,136 мм.
- наименьший зазор — Smin = Dmin – dmax = 18,000 – 17,950 = 0,050 мм.
В данной посадке имеются зазоры, значит, она относится к группе посадок с зазором.
Допуск посадки: Ts = Smax – Smin = 0,136 – 0,050 = 0,086 мм.
Схема расположений полей допусков отверстия и вала.
Вывод: Посадка в системе отверстия с зазором.
Обозначение посадки на чертеже:
буквенное — ;числовое —
Обозначение допусков размеров деталей соответственно:
отверстия — и ; вала — и
Шероховатость поверхности отверстия принимаем Ra = 3,2 мкм, а вала — Ra= 3,2 мкм. Окончательный метод обработки отверстия: растачивание чистовое; а вала — обтачивание продольной подачи чистовое.
Выбор измерительного прибора:
Для измерения деталей: отверстия мм и вала мм необходимо подобрать универсальные измерительные средства.
По ГОСТ 8.051-81 допускаемая предельная погрешность измерения детали составляет:
-для отверстия мкм ; для вала мкм.
В таблицах 9 и 5 (ГОСТ 8.051-81), в зависимости от интервала номинального размера, приведена дробь, в числителе которой указана допускаемая погрешность измерения , а в знаменателе – допуск на изготовление данной детали. Ниже дроби обозначен шифр измерительного средства, состоящий из цифры и буквы: цифра – порядковый номер измерительного средства, а буква – вариант использования данного измерительного средства.
По таблице 2 (ГОСТ 8.051-81) определяем, что для измерения отверстия мм с допуском 43 мкм рекомендуются индикаторные нутромеры с ценой деления шкалы 0,01 мм; погрешность измерения индикаторного нутромера составляет мкм.
По таблице 1 (ГОСТ 8.051-81) определяем, что валы 9 квалитета целесообразно измерять гладким микрометром с величиной отсчета 0,01 мм при настройке на нуль по установочной мере. Предельная погрешность гладкого микрометра составляет мкм. Таким образом, выбранные измерительные средства отвечают предъявленным требованиям:
— для измерения отверстия — ;
— для измерения вала — .
ЗАДАЧА № 3.
Допуски и посадки подшипников качения.
РЕШЕНИЕ.
Подобрать посадки на кольца подшипника № 208 нулевого класса точности с деталями редуктора.
Нагрузка на подшипник .
; мм
; мм
— коэффициент серии нагружения
Посадка выбирается исходя из условий работы заданного узла по величине наименьшего расчетного натяга. Значение наименьшего расчетного натяга определяется по формуле:
=0,003123 мкм
Так как присоединительная деталь (вал) изготавливается по 6 квалитету в системе с отверстием внутреннего кольца подшипника неподвижно, то, пользуясь ГОСТ 25347-82, находим его поле допуска , у которого и .
Посадка внутреннего кольца подшипника на вал обозначается или
Проверяем внутреннее кольцо подшипника качения на прочность. Вычисляем значение допустимого натяга:
==141.87142 мкм
Где =400 МПа – допустимое напряжение на растяжение подшипниковой стали; =40 мм – внутренний диаметр внутреннего кольца подшипника.
Допустимый натяг =142 мкм больше наибольшего табличного натяга =45 мкм и, следовательно, подшипник имеет значительный запас прочности.
Посадка с натягом в системе отверстия.
Задано соединение с размерами:
а) отверстие (D) - мм; б) вал (d) - мм.
Номинальный размер соединения dн.с.= 18 мм.
Предельные отклонения отверстия: верхнее отклонение ES= 0 мм;
нижнее отклонение EI = -0,012 мм.
Предельные отклонения вала: верхнее отклонение es = +0,030 мм;
нижнее отклонение ei = +0,011 мм.
Предельные размеры отверстия:
- наибольший — Dmax=Dн +ES=40,000 + 0 = 40,000 мм;
- наименьший — Dmin= Dн + EI = 40,000 – 0,012 = 39,988 мм.
Предельные размеры вала:
- наибольший — dmax = dн + es = 40,000 + 0,030 = 40,030 мм;
- наименьший — dmin = dн + ei = 40,000 + 0,011 = 40,011 мм.
Допуски размеров:
- отверстия — TD = Dmax–Dmin = 40,000 – 39,988 = 0,012 мм.
- вала — Td = dmax – dmin = 40,030 – 40,011 = 0,019 мм.
Зазоры:
- наибольший зазор — Smax = Dmax–dmin = 40,000 – 40,011 = -0,011 мм.
- наименьший зазор — Smin = Dmin – dmax = 39,988 – 40,030 = -0,042 мм.
В данной посадке нету зазоров, значит, она относится к группе посадок с натягом.
Допуск посадки: TN = Nmax – Nmin = TD + Td = 0,012 + 0,019 = 0,031 мм.
Посадка с зазором в системе вала.
Задано соединение с размерами:
а) вал (D) - мм; б) корпус (d) - мм.
Номинальный размер соединения dн.с.= 18 мм.
Предельные отклонения вала: верхнее отклонение ES= 0 мм;
нижнее отклонение EI = -0,013 мм.
Предельные отклонения корпуса: верхнее отклонение es = +0,030 мм;
нижнее отклонение ei = 0 мм.
Предельные размеры вала:
- наибольший — Dmax=Dн +ES=80,000 + 0 = 80,000 мм;
- наименьший — Dmin= Dн + EI = 80,000 – 0,013 = 79,987 мм.
Предельные размеры корпуса:
- наибольший — dmax = dн + es = 80,000 + 0,030 = 80,030 мм;
- наименьший — dmin = dн + ei = 80,000 + 0 = 80,000 мм.
Допуски размеров:
- отверстия — TD = Dmax–Dmin = 80,000 – 79,987 = 0,013 мм.
- вала — Td = dmax – dmin = 80,030 – 80,000 = 0,030 мм.
Зазоры:
- наибольший зазор — Smax = Dmax–dmin = 80,000 – 80,000 = 0 мм.
- наименьший зазор — Smin = Dmin – dmax = 79,987 – 80,030 = -0,043 мм.
В данной посадке нету зазоров, значит, она относится к группе посадок с натягом.
Допуск посадки: TS = Smax – Smin = TD + Td = 0,013 + 0,030 = 0,043 мм.
Шероховатость посадочной поверхности вала принимаем Ra=1.25 мкм, а отверстия в корпусе — Ra=2.5 мкм. Для достижения выбранной шероховатости и квалитета посадочных поверхностей целесообразно применять закаленный вал, обработанный круглым чистовым шлифованием, а отверстие в корпусе — тонким растачиванием.
ЗАДАЧА № 4.
Допуски и посадки шпоночных соединений.
РЕШЕНИЕ.
Номинальные размеры деталей шпоночного соединения принимаем по ГОСТ 23360-78.
ДАНО: D = 35 мм ; b = 10 мм ; h = 13 мм ; d = 32 мм. Сегментная шпонка.
Шпоночное соединение единичного производства:
Ширина шпонки — h9
Ширина паза на валу — P9
Ширина паза на втулке — JS9
Соединение шпонка-паз втулки: или
Соединение шпонка-паз вал: или
Схемы расположения полей допусков деталей приведены ниже на рисунках.
Задано соединение с размерами:
а) отверстие (D) - мм; б) вал (d) - мм.
Номинальный размер соединения dн.с.= 10 мм.
Предельные отклонения отверстия: верхнее отклонение ES= +0,018 мм;
нижнее отклонение EI = -0,018 мм.
Предельные отклонения вала: верхнее отклонение es = 0 мм;
нижнее отклонение ei = -0,036 мм.
Предельные размеры отверстия:
- наибольший — Dmax=Dн +ES=10,000 + 0,018 = 10,018 мм;
- наименьший — Dmin= Dн + EI = 10,000 – 0,018 = 9,982 мм.
Предельные размеры вала:
- наибольший — dmax = dн + es = 10,000 – 0 = 10,000 мм;
- наименьший — dmin = dн + ei = 10,000 – 0,036 = 9,964 мм.
Допуски размеров:
- отверстия — TD = Dmax–Dmin = 10,018 – 9,982 = 0,036 мм.
- вала — Td = dmax – dmin = 10,000 – 9,964 = 0,036 мм.
Зазоры:
- наибольший зазор — Smax = Dmax–dmin = 10,018 – 9,964 = 0,054 мм.
- наименьший зазор — Smin = Dmin – dmax = 9,982 – 10,000 = -0,018 мм.
В данной посадке нету зазоров, значит, она относится к группе посадок с натягом.
Допуск посадки: Ts = Smax – Smin = 0,054 + 0,018 = 0,072 мм.
ЗАДАЧА № 5.
Допуски и посадки шлицевых соединений.
РЕШЕНИЕ.
Определить посадку шестерни на ведущий вал приводного шкива трактора «Беларусь».
Исходные данные:
z = 6 шт — количество шлицов;
d = 28 мм — внутренний диаметр;
D = 34 мм — наружный диаметр.
На основании исходных данных по справочнику принимаем среднюю серию нагружения и определяем b = 7 мм, (где b — ширина боковых поверхностей шлицов).
Приводной механизм служит для передачи значительных по величине крутящих моментов, при соединении подвижном принимаем посадку с зазором, центрирование по «d», т.к. шестерня каретки в процессе работы перемещается по валу часто.