Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 13:31, доклад
Понятие корпоративной этики прочно входит в нашу жизнь. Для этого в обществе сложились все предпосылки. Экономические преобразования, совершаемые в России столкнулись с существенной проблемой. Она связана с отсутствием системы моральных и нравственных ориентиров, декларируемых от имени государства, к которой все привыкли за годы советской власти. Прошлого не вернуть, а без морали и нравственности не прожить. Одними из первых очевидность этого обнаружили руководители крупных, средних и мелких предприятий различных форм собственности. Именно в эту сферу вовлечено наибольшее количество людей, составляющих трудовые коллективы (корпорации). Именно в сфере экономики сейчас так остро возникают вопросы, связанные с человеческим фактором.
Введение 3
1. Понятие корпоративной этики 5
2.К истории вопроса 9
3.Нормативные и законодательные основы корпоративной этики 11
4.Морально - этическая база корпоративной этики 14
5.Содержание кодекса компании 17
6.Задачи и функции Кодекса корпоративной этики фирмы 20
Заключение 22
Литература
По сути, декларативный вариант - это только идеологическая часть кодекса без регламентации поведения сотрудников. Например "Кредо" включает 4 развернутых ценности, "Семь духов" - семь основных принципов. При этом в конкретных ситуациях сотрудники сами должны ориентироваться, как им себя вести, исходя из базовых этических норм.
Подобные кодексы действуют и по сей день. Однако в ряде случаев сотрудникам трудно оценить этическую правомерность конкретного поступка исходя из общих принципов. Следовательно, для того, чтобы кодекс действительно работал, компании прибегают к постоянной трансляции этих принципов через пение гимна, регулярное обсуждение и другие корпоративные ритуалы. Например, начиная с 70-х годов, компания "Джонсон и Джонсон" установила практику постоянного обсуждения и критического обзора "Кредо". Во время кризиса, вызванного отравлением тайленола(1), Ларри Фостер, вице-президент компании по связям с общественностью, сказал, что у компании не было иного варианта поведения, кроме удаления тайленола с рынка. Отказаться сделать это значило нарушить "Кредо".
Итак, декларативный вариант кодекса решает в первую очередь задачи развития корпоративной культуры. При этом для предоставления кодекса международному сообществу и решения конкретных управленческих задач необходима разработка дополнительных документов.
С 80-х годов XX века распространение получил также развернутый вариант кодекса с подробной регламентацией этики поведения сотрудников (P&G, ВР). В них была зафиксирована конкретная регламентация поведения сотрудников в отдельных областях, где риск нарушений был высок или возникали сложные этические ситуации. Эти регламенты описывались в виде политик в отношении заказчиков, потребителей, государства, политической деятельности, конфликта интересов, безопасности труда.
При этом большой объем и сложность содержания
таких кодексов определяют их выборочную
адресацию. В большинстве компаний такие
кодексы разрабатываются для высшего
и среднего менеджмента и не являются
всеобщим документом, объединяющим всех
сотрудников.
Задачи
и функции Кодекса
Первопричина этических проблем в бизнесе - противоречия в интересах заинтересованных групп. Бизнес включает в себя экономические отношения между многими группами людей: клиентами, наемными работниками, акционерами, поставщиками, конкурентами, правительствами и сообществами - заинтересованными сторонами. Для наиболее эффективного управления современный менеджер должен учитывать всю совокупность интересов, а не только интересы акционеров.
Часто заинтересованные группы выдвигают противоречивые требования.
Например, противоречие интересов компании и потребителя: возможна ли продажа товара, не соответствующего по качеству декларируемому (недобросовестная реклама)?
Компания стремится к максимально выгодному освещению своего товара и привлечению клиентов, интерес - процветание фирмы. Потребитель заинтересован в максимально объективном сообщении о потребительских качествах товара, интерес - полная информированность.
Следует отметить, что не все проблемы имеют моральный аспект. Например, вопрос, стоит ли внедрять некий новый продукт в Европе прежде, чем в США, не имеет нравственной составляющей. А вопрос о разных критериях качества (или разных нормах информационной открытости о качестве товара) для продукции одной фирмы, экспортируемой в США и страны третьего мира, уже затрагивает нравственные нормы.
Поэтому важнейшие задачи кодекса корпоративной этики - установить приоритеты в отношении целевых групп и пути согласования их интересов.
Кодекс корпоративной этики может выполнять три основные функции:
- репутационную;
- управленческую;
- развития корпоративной культуры.
Репутационная функция кодекса заключается в формировании доверия к компании со стороны референтных внешних групп (описание политик, традиционно закрепляемых в международной практике по отношению к клиентам, поставщикам, подрядчикам и т.д.). Таким образом, кодекс, являясь инструментом корпоративного PR, повышает инвестиционную привлекательность компании. Наличие у компании кодекса корпоративной этики становится общемировым стандартом ведения бизнеса.
Управленческая функция кодекса состоит в регламентации поведения в сложных этических ситуациях. Повышение эффективности деятельности сотрудников осуществляется путем:
регламентации приоритетов во взаимодействии со значимыми внешними группами,
определения порядка принятия решений в сложных этических ситуациях,
указания на неприемлемые формы поведения.
Корпоративная этика, кроме того, является
составной частью корпоративной культуры.
Кодекс корпоративной этики - значимый
фактор развития корпоративной культуры.
Кодекс может транслировать ценности
компании всем сотрудникам, ориентировать
сотрудников на единые корпоративные
цели и тем самым повышать корпоративную
идентичность.
Заключение
Корпоративная этика - это система ценностей, регулирующая этические отношения в данной организации.
Корпоративная этика является ключевым элементом, объединяющим людей - участников производственного процесса на предприятии - в единый социальный организм (человеческое сообщество).
В зарубежной управленческой практике выработан ряд специальных мероприятий и методов, направленных на формирование здоровой этической основы трудовых отношений.
Следует отметить возрастающее значение общенациональных и международных регуляторов деловой этики и трудовых отношений. Международные своды правил ведения бизнеса приняты Организацией Объединенных Наций, Международной торговой палатой и Организацией экономического сотрудничества и развития.
Существенное влияние на формирование корпоративной этики оказывают стандарты, выработанные Международной организацией труда (МОТ) и во многом воспринятые на национальном уровне государственным законодательством.
Нет сомнения в том, что нормальный бизнес может развиваться только в правовом государстве, на основе развитого законодательства. Однако даже самое совершенное правовое государство не снимет проблемы этических основ бизнеса.
Практически все направления корпоративной этики имеют правила, соответствующие морально - этическим нормам поведения в широком смысле. Кроме того, все без исключения направления деловой этики базируются на основополагающих нормах этики. К ним можно отнести уважение чувства собственного достоинства и личного статуса другого человека, понимание интересов и мотивов поведения окружающих, социальную ответственность за их психологическую защищенность и т.п.
Принципы этики корпоративных отношений - обобщенное выражение нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают на нормы поведения участников деловых отношений.
Существующее
вокруг нас сегодня ценностное многообразие
заставляет отдельные предприятия и предпринимательское
сообщество в целом проявлять собственную
инициативу в этическом плане. На уровне
отдельных предприятий все большее распространение
получает практика принятия корпоративных
кодексов. Корпоративные кодексы могут
быть различными по форме изложения и
рубрикации. Это зависит от специфики
конкретных отраслей, регионов, предприятий,
предпочтений руководства и т.п.
Литература
1. Ботавина, Р.Н.
Этика менеджмента: учебник / Р.Н.
Ботавина; - М.: Финансы и статистика,
2001.
2. Вогель, Д.Д.
Этика деловых отношений:
3. Кибанов, А.Я.
Этика деловых отношений: учебник; под
ред. А.Я. Кибанова ; М. : ИНФРА-М, 2002.
4. Кудюкин П.М.
Неформальные трудовые
5. Мартиросян
А.В. Какие таланты нужны
6. Петрунин, Ю.Ю.
Этика бизнеса: учеб. Пособие. - М
: Дело, 2000.
7. Психология
и этика делового общения /
под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ-ЛАНА,
2001.
8. Попов Ю.Н.
Христианское учение и
9. Ткаченко, И.Н.
Эволюция внутрифирменных
10. Шихирев П.Н.
Возможна ли этика бизнеса? // Общественные
науки и современность. 1997. №6. С.23.
11. Этические
принципы ведения дел в России
/ Под общ. ред. С.А. Смирнова.
- М.: Финансы и статистика, 1999. С.156.