Автор: n************@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 19:18, реферат
Планирование деятельности предприятия сулит им немалые выгоды:
поощряет руководителей постоянно мыслить перспективно;
способствует лучшей координации предпринимаемых предприятием усилий;
заставляет более четко формулировать свои цели и задачи;
облегчает установление показателей деятельности предприятия для последующего контроля.
Введение -3-
Сущность финансового планирования -6-
Условия эффективного финансового планирования -7-
Методы финансового планирования -10-
Этапы финансового планирования -12-
Практика финансового планирования в России и за рубежом - 14-
Заключение - 19-
Список литературы - 21-
Содержание
Введение
Планирование у многих людей в нашей стране ассоциируется с понятием «плановая экономика» и представляется как нечто противоположное рыночной экономике. На самом же деле планирование не является понятием, присущим лишь советской модели хозяйствования.
Планирование деятельности предприятия сулит им немалые выгоды:
Чтобы достичь поставленных целей, предприятие при планировании своей деятельности должны соблюдать следующие принципы:
В самом общем виде планирование предполагает формулирование целей, разработку плана для достижения этих целей и оценку времени, необходимого для выполнения этого плана. При этом цели предприятия носят, как правило, долгосрочный стратегический характер.
Эффективная деятельность предприятия и фирм в условиях рыночной экономики в значительной степени зависит от того, насколько достоверно они предвидят дальнюю и ближнею перспективу своего развития, то есть от прогнозирования.
Финансовое планирование должно быть направлено на достижение следующих целей:
1.
определение объема
2. определение возможности реализации продукции (в натуральном и стоимостном выражении) с учетом заключаемых договоров и конъюнктуры рынка;
3.
обоснование предполагаемых
4.
установление оптимальных
5.
определение результативности
6.
обоснование на короткие
К проблемам, которые призвано решать финансовое планирование можно отнести следующие:
1.
обеспечение финансовыми
2. увеличение размера прибыли, повышение показателей рентабельности;
3.
обеспечение реальной
4.
определение финансовых
5.
контроль за финансовым
Значение финансового планирования для хозяйствующего субъекта состоит в том, что оно:
1.
воплощает выработанные
2.
обеспечивает финансовыми
3.
предоставляет возможности
4.
служит инструментом получения
финансовой поддержки от
Планирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий в области финансов, с другой – с уменьшением числа неиспользованных возможностей.
Практика хозяйствования в условиях рыночной экономики выработала определенные подходы к планированию развития отдельного предприятия в интересах ее владельцев и с учетом реальной обстановки на рынке.
Основными задачами финансового планирования на предприятии являются:
1.
обеспечение необходимыми
2.
определение путей
3.
выявление внутрихозяйственных
резервов увеличения прибыли
за счет экономного
4.
установление рациональных
5.
соблюдение интересов
6.
контроль за финансовым
Финансовый план призван обеспечить финансовыми ресурсами предпринимательский план хозяйствующего субъекта; он оказывает большое влияние на экономику предприятия. Это обусловлено целым рядом обстоятельств. Во-первых, в финансовых планах происходит соизмерение финансовых затрат для осуществления деятельности с реальными возможностями и в результате корректировки достигается материально-финансовая сбалансированность.
Во-вторых, статьи финансового плана связаны со всеми экономическими показателями работы предприятия, увязаны с основными разделами предпринимательского плана: производство продукции и услуг, научно-техническое развитие, совершенствование производства и управления, повышение эффективности производства, капитального строительства, материально-техническое обеспечение, труд и кадры, прибыль и рентабельность, экономическое стимулирование и т.п. Таким образом, финансовое планирование оказывает воздействие на все стороны деятельности хозяйствующего субъекта посредством выбора объектов финансирования, направления финансовых средств и способствует рациональному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов.
Финансовый план – обобщенный плановый документ, отражающий поступление и расходование денежных средств предприятия на текущий (до одного года) и долгосрочный (свыше одного года) период. Он включает в себя составление операционных и текущих бюджетов, а также прогнозы финансовых ресурсов на два – три года. В России он обычно составляется в форме баланса доходов и расходов (на квартал, год, пятилетие).
Сущность финансового планирования
Эффективное управление финансами организации возможно лишь при планировании всех финансовых ресурсов, их источников отношений хозяйствующего субъекта.
Планирование
– это процесс разработки и
принятия целевых установок
Эти цели разрабатываются в виде «дерева целей» и отражают желаемое будущее, выраженное стоимостными или количественными показателями, ключевыми для данного уровня управления.
Планирование финансов на предприятии осуществлялось и в прежние годы. В условиях административно-командной экономики пятилетний финансовый план государственного предприятия определялся заданием отраслевого министерства, а годовые финансовые планы составлялись на основе контрольных цифр, которые доводились до предприятий вышестоящими организациями. Утверждаемые самим предприятием годовые финансовые планы тем не менее были регламентированы «сверху» по важнейшим показателям: объему реализуемой продукции, номенклатуре выпускаемых изделий, сумме прибыли, рентабельности, платежам в бюджет. Планы получались громоздкие, трудноприменимые для управления. В этих условиях предприятию, его финансовой службе отводилась роль простых исполнителей, а потребность в финансовом планировании на низовом уровне при директивном управлении утрачивалась.
Условия эффективного финансового планирования
Условия, от которых зависит эффективность финансового планирования, вытекают из целей этого процесса и требуемого конечного результата. Особое внимание следует уделять трем моментам.
Прогнозирование. Первое условие можно сформулировать как способность составлять точные и обоснованные прогнозы. Полная точность недостижима: если бы это было возможно, то потребность в планировании существенно сократилась бы. Но, тем не менее, компании должны стремиться к максимальному результату.
Неверно
сводить прогнозирование к
Чтобы
обосновать свое мнение, специалисты
по прогнозированию опираются на
разные источники информации и методы
прогнозирования. К примеру, прогнозы
макроэкономического и
Поскольку информация и опыт могут оказаться рассеянными по всей компании, для достижения эффективности в планировании необходима административная процедура их сбора, чтобы никакая полезная информация и опыт не оказались упущенными. Многие менеджеры, занимающиеся финансовым планированием, обращаются за помощью к третьим лицам. Существует растущая роль бизнеса, представителями которой являются, например, компании Data Resoursies , Inc. и Chase Econometrics, специализирующиеся на подготовке макроэкономических и отраслевых прогнозов для корпораций-заказчиков.
Для менеджеров, разрабатывающих план, потенциальную проблему представляет несогласованность прогнозов, поскольку информацию они черпают их многих источников. Так, прогноз сбыта может оказаться суммой отдельных прогнозов, сделанных менеджерами различных хозяйственных подразделений. Предоставленные сами себе в разработке прогноза для своего подразделения, эти менеджеры могут опираться в своих рассуждениях на разные предположения о темпе инфляции, росте национальной экономики, наличии сырьевых ресурсов и т.д. Наиболее трудно добиться согласованности прогнозов в компаниях, имеющих вертикальную интегрированную структуру, где сырье для одного подразделения служит продуктом производства другого подразделения. Например, нефтеперерабатывающее подразделение компании может запланировать производство бензина в объемах, превышающих плановые объемы его сбыта, которые разрабатывает отдел маркетинга. Менеджеры должны выявлять такие несоответствия и координировать показатели планов разных хозяйственных единиц компании.
Менеджеры часто приходят к выводу о том, что подготовка согласованного сводного прогноза, в котором обобщены результаты прогнозирования сбыта, потоков денежных средств, прибылей и других показателей компании, - сложное и весьма трудоемкое дело. Однако значительная часть расчетов может быть автоматизирована благодаря использованию моделей планирования.
Поиск оптимального финансового плана. В конце концов, финансовому менеджеру предстоит определить, какой финансовый план лучше. Хотелось бы предложить менеджеру модель или теорию, которая с полной определенностью указала бы правильный выбор, но до сих пор не существует никакой модели или процедуры, в которых были бы учтены все сложности и невидимые препятствия, возникающие в процессе финансового планирования.
Контроль за воплощением финансового плана в жизнь. Долгосрочные планы имеют жуткую привычку устаревать практически в момент их подготовки. Часто их судьба – собирать пыль среди других бумаг. Конечно, всегда можно начать весь процесс планирования сначала, но это окажется полезным только в том случае, если вы заранее знаете, как именно необходимо пересмотреть прогноз в свете неожиданных обстоятельств. Например, представьте себе, что норма прибыли в первые 6 месяцев оказалась на 10 % ниже прогнозного уровня. Прибыли в целом подвержены случайному блужданию, поэтому им несвойственна тенденция к обязательному возрастанию после падения. Значит, если у вас нет особой информации, подтверждающей обратное, вам необходимо в этой ситуации пересмотреть прогноз в сторону снижения показателей прибыли на 10%.