Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 06:07, лекция
1.Понятие и структура правовой информации.
2. Понятие и виды юридических документов.
3. Классификация юридических документов.
4. Нормативные акты.
5. Акты правоприменения.
6. Иные виды юридических документов .
2. Понятие и виды юридических документов
2.1. Классификация юридических документов
2.2. Нормативные акты
2.3. Акты правоприменения
2.4. Иные виды юридических документов
7.1.Понятие
и структура правовой
В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин «правовая информация». К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом.
Правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно - технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.
Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее «автором», то есть от кого она исходит, и на что направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение, и неофициальная правовая информация.
Официальная правовая информация - это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.
Информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение, - это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.
Неофициальная правовая информация - это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.
Рассмотрим названные группы более подробно.
Официальная правовая информация
Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.
Нормативная часть правовой информации это совокупность нормативных правовых актов (далее НПА) во всем их многообразии и динамике.
Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм.
Юридическая сила нормативного правового акта - это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.
Информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение
Этот вид правовой информации отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, граждан, организаций.
Примером правовой информации индивидуально - правового характера, имеющей юридическое значение, можно назвать:
Неофициальная правовая информация
Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий.
Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет, тем не менее, важное значение для эффективной реализации норм права. Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес, как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при реализации, применении правовых норм.
7.2. Понятие и виды юридических документов
7.2.1.
Классификация юридических
Юридический документ – это материальный носитель правовой информации. Как правило, юридические документы представляют собой тексты, существующие на бумажном носителе. Юридические документы сопутствуют всем стадиям правового регулирования.
В зависимости от характера правовой информации все юридические документы можно разделить на следующие группы:
С определенной долей условности все юридические документы могут быть разбиты на четыре большие группы:
Каждая из этих групп имеет свои особенности и отличительные признаки. Надлежащее оформление, хранение, обоснованная, законная выдача, подлинность юридических документов – условия, обеспечивающие законность и правопорядок в обществе, защиту общественных интересов и прав граждан, нормальную деятельность государства.
7.2.2. Нормативные акты
Нормативный акт – это односторонний властный юридический документ, адресованный неопределенному кругу лиц, рассчитанный на неоднократное использование и регулирующий типовые (повторяющиеся) отношения.
Нормативные акты на региональном и местном уровнях принимаются представительными и исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления. По юридической силе нормативные акты можно разделить на законодательные и подзаконные. К подзаконным актам относятся некоторые акты исполнительных и представительных органов публичной власти, уставы муниципальных образований.
Законодательные акты представляют собой нормативно-правовые акты высшей юридической силы, принимаемые в особом порядке представительными органами государственной власти и регулирующие наиболее важные вопросы общественной жизни. К законодательным актам следует отнести конституции (уставы) субъектов Российской Федерации, законы субъектов Федерации. В некоторых субъектах Российской Федерации предусматривается принятие конституционных законов этих субъектов (например, в Республике Мордовия). Большой популярностью в последнее время пользуются такие виды региональных законов, как кодексы.
К содержанию и оформлению конституций (уставов) субъектов Российской Федерации предъявляются дополнительные требования по сравнению с другими законами. При разработке и принятии конституций (уставов) субъектов Российской Федерации большую роль играют нормы Конституции Российской Федерации и решения Конституционного Суда Российской Федерации.
Иные акты представительных и исполнительных органов государственной власти. Наименование актов представительных и исполнительных органов государственной власти закрепляется в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации. Процедура их принятия, основные требования, предъявляемые к содержанию и структуре, как правило, регулируются регламентами соответствующих органов. Регламент представительного органа государственной власти принят практически во всех субъектах Федерации, но регламенты администраций, как правило, отсутствуют. В некоторых субъектах Российской Федерации принимаются законы о правительстве, администрации и т.п., заменяющие регламенты исполнительных органов.
Устав муниципального образования. Устав муниципального образования является его основным нормативно-правовым актом и своеобразной "маленькой конституцией" на его территории. Перечень сведений, которые необходимо включать в устав муниципального образования содержится в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Иные акты органов местного самоуправления – акты, принимаемые представительными и исполнительными органами местного самоуправления.
Особенности создания нормативных актов:
7.2.3. Акты правоприменения
К актам правоприменения обычно относят:
Правоприменительный акт конкретизирует норму права в связи с индивидуальными ситуациями, отношениями. Права и обязанности адресатов в правоприменительном акте указываются точно и определенно. Такой акт является обязательным не только для его адресатов, но и для других субъектов, которые обязаны его исполнять или учитывать его юридическое значение.
Для того чтобы правильно использовать основные приемы юридической техники, необходимо уяснить своеобразие юридической природы правоприменительных актов в целом. Акты правоприменения:
Простота оформления данных юридических документов обусловлена возможностью использования типовых бланков установленной формы (хотя, как правило, они далеки от совершенства). Сложность их разработки связана, во-первых, с необходимостью учитывать значительное число законодательных требований по оформлению, а во-вторых, с тем, что в ограниченном по размерам правоприменительном акте нужно разместить обширную информацию о существе дела, нормативной основе и результатах деятельности государственного органа.
Особые требования,
предъявляемые к оформлению отдельных
видов правоприменительных
По своей юридической природе договор представляет собой добровольное соглашение равноправных сторон. Различают договоры нормативные и ненормативные. К первым относят договоры о разграничении предметов ведения и полномочии между федерацией и ее субъектами, между субъектами Федерации и муниципальными образованиями, коллективные договоры. В отличие от нормативных ненормативные договоры не содержат новых норм права. К ненормативным, например, относятся все договоры по обороту товаров, работ и услуг, трудовые соглашения и т.п.
Наиболее многочисленную группу составляют гражданско-правовые договоры.
Гражданско-правовые договоры очень разнообразны и могут быть классифицированы по разным основаниям. Например, в соответствии с их направленностью:
Трудовой договор – это соглашение между работодателем и работником, регулирующее трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения в учреждении, организации.
Брачный договор – это соглашение лиц, вступающих в брак или находящихся в браке, определяющее права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения. действующее законодательство предусматривает возможность заключения брачного договора только по поводу имущества (имущественных прав). поэтому положения брачного договора, регламентирующие личные взаимоотношения супругов3, будут недействительными. не допускается заключение кабального договора, т. е. соглашения, которое ставит одного из супругов в крайне неблагоприятное положение.
В соответствии с ч. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Это дает основание выделять, в частности, федеративные и административные договоры и соглашения.
Федеративный договор – правовая форма разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти российской федерации и органами государственной власти субъекта российской федерации.
Административный договор – это соглашение между государственными органами и иными организациями по поводу регулирования управленческих отношений3.
При оформлении договорных отношений следует соблюдать ряд правил юридической техники.