Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:22, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что понятие "документированная информация" основано на двуединстве информации (сведений) и материального носителя (в виде символов, знаков, букв, волн и т. д.). В результате документирования происходит как бы материализация и овеществление сведений. Информация "закрепляется" на материальном носителе или даже "привязывается" к нему и тем самым обособляется от создателя информации. В итоге мы получаем в качестве документированной информации книгу, статью в журнале, сборник статей, фонд документов, банк данных или иной массив документов (данных) на бумажном, машиночитаемом и иных носителях.
Введение 3-6
Глава 1 Древнейшие и древние носители информации (5 в. до н.э.- 33 в. до н.э.)
1.1 Наскальные рисунки и их особенности 7-10
1.2 Распространение глиняных табличек 11-15
1.3 Использование папируса 16-19
Глава 2 Носители информации средневекового (X-XIV вв.) и нового времени (XV-XVIII вв.)
2.1 Изобретение и распространение бумаги 20-24
2.2 Совершенствование бумажных носителей информации 25-29
2.3 Современные носители информации 30-35
Заключение 36-37
Список источников и литературы 38-39
Содержание
Введение 3-6
Глава 1 Древнейшие и древние носители информации (5 в. до н.э.- 33 в. до н.э.)
1.1 Наскальные рисунки и их особенности 7-10
1.2 Распространение глиняных табличек 11-15
1.3 Использование папируса 16-19
Глава 2 Носители информации средневекового (X-XIV вв.) и нового времени (XV-XVIII вв.)
2.1 Изобретение
и распространение бумаги 20-
2.2 Совершенствование
бумажных носителей информации
2.3 Современные носители информации 30-35
Заключение 36-37
Список источников и литературы 38-39
Введение
В современном обществе информация стала полноценным ресурсом производства, важным элементом социальной и политической жизни общества. Качество информации определяет качество управления, поскольку информация, как кровеносная система, пронизывает все органы управления, обеспечивая их энергетическим потенциалом и приводя в целенаправленное движение. Существование человечества на планете Земля, формирование и развитие общества и государства, связаны с информацией и обусловлены ею. Информация в истории развития цивилизации всегда играла определяющую роль и служила основой для принятия решений на всех уровнях и этапах развития общества и государства1.
Термин "информация" происходит от латинского слова "informatio", что означает сведения, разъяснения, изложение. Информация это настолько общее и глубокое понятие, что его нельзя объяснить одной фразой. В это слово вкладывается различный смысл в технике, науке и в житейских ситуациях. В обиходе информацией называют любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют. Например, сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т.п. "Информировать" в этом смысле означает "сообщить нечто, неизвестное раньше". Информация сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы2.
Информация может существовать в самых разнообразных формах: в виде текстов, рисунков, чертежей, фотографий, в виде световых или звуковых сигналов, в виде радиоволн, в виде электрических и нервных импульсов, в виде магнитных записей, в виде жестов и мимики, в виде запахов и вкусовых ощущений, в виде хромосом, посредством которых передаются по наследству признаки и свойства организмов и.т.д. Предметы, процессы, явления материального или нематериального свойства, рассматриваемые с точки зрения их информационных свойств, называются информационными объектами3.
Исходя из вышесказанного актуальность темы курсовой работы заключается в том, что понятие "документированная информация" основано на двуединстве информации (сведений) и материального носителя (в виде символов, знаков, букв, волн и т. д.). В результате документирования происходит как бы материализация и овеществление сведений. Информация "закрепляется" на материальном носителе или даже "привязывается" к нему и тем самым обособляется от создателя информации. В итоге мы получаем в качестве документированной информации книгу, статью в журнале, сборник статей, фонд документов, банк данных или иной массив документов (данных) на бумажном, машиночитаемом и иных носителях.
Документированная
информация составляет основу управления,
его эффективность в
Современное состояние документальной среды обусловлено не только социально-экономическими преобразованиями, но и развитием информационных технологий. Большое значение в современном управлении приобретают компьютерные технологии и средства, обеспечивающие на базе действующего законодательства и других правовых норм оперативность фиксации, сбора, обработки, поиска и передачи информации, надежность ее хранения, удаленный доступ, предоставление информации в нужное время, на нужном носителе и в нужной форме, с учетом психологических и эргономических требований.
Документирование
информации позволяет зафиксировать
ее на определенном носителе, придать
ей необходимую организационную
форму, удостоверить подлинность и
юридическую силу, снабдить необходимыми
реквизитами для ее идентификации
в целях поиска и использования,
а также осуществить
Объектом исследования будет выступать материальный носитель. Предметом изучения является эволюция материальных носителей в их исторической перспективе.
В ходе исследования использовались следующая литература.
В первую очередь уделялось большое внимание на книге A.З. Манфреда4. Так как в своей книге он рассматривает историю и развитие материальных носителей. В своей книге автор подробно описывает, где применялись древние материальные носители. Так же в своей книге показывает, на сколько была значима эволюция первобытных носителей в дальнейшей эволюция материальных носителей.
Акцентировалось внимание на пособие Никольского Н.В5.Так как это пособие позволило рассмотреть эволюцию материальных носителей в историй развития первобытного общества. В этом пособие так же мною было найдено подробное описание первых материальных носителей. Так же в этом пособий было очень подробна, описана эволюция таких материальных носителей, как папирус, глиняные таблички, наскальные рисунки. В этом пособий очень глубоко описана техника изготовления первобытных материальных носителей.
В курсовой работе я так же уделил внимание такому учебному пособию Сквернюкова П.Ф6. В этом учебном пособию более глубоко раскрыта информация об историй развития и совершенствования бумаги. Это учебное пособие позволило более глубоко проследить историю развития бумаги и ее совершенствования. Так же в этом учебном пособии описывается как проникала бумага из Азии в Европу. В этом учебном пособий очень хорошо описывается технология совершенствования бумаги
Так же уделялось внимание книге Лидовской В.В7. В учебном пособии излагаются основные понятия и факты теории информации.
В учебном пособий этого автора мы находим описание современных носителей таких как: компакт диск, флэш-носитель. Это пособие будет полезным для моей курсовой, потому что оно позволяет просмотреть
состояние современных материальных носителей и перспективы их эволюций.
После изучения этого материала тема курсовой была хорошо изучена. И была выдвинута следующая цель: проследить эволюцию материальных носителей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Описать виды носителей информации и проследить их эволюцию
- рассмотреть процесс циркуляции информации
В процессе написания курсовой работы использовался описательный метод. С помощью этого метода так же удалось проследить историю развития материальных носителей. Описательный метод позволил широко охватить передать интерпретацию материальных носителей. Так же описательный метод позволил исследовать процесс совершенствования и развития материальных носителей.
Глава 1 Древнейшие и древние носители информации (5 в до н.э.- 33 в до н.э.)
1.1 Наскальные рисунки и их особенности
Наскальные рисунки чаще всего
помещались в доступных местах, на высоте
1,5-2 метра. Они встречаются как на потолках
пещер, так и вертикальных стенах. Случается
находить их и в трудно доступных местах,
в
исключительных случаях даже там, куда
художник наверняка не мог
дотянуться без посторонней помощи или
без специальной конструкции.
Известны и рисунки, помещённые на потолке,
на столь низко нависающим над гротом
или пещерным туннелем, что невозможно
обозреть всё изображение сразу, как это
принято делать сегодня. Но для первобытного
художника общий эстетический эффект
не был задачей первого порядка. Желая
во что бы то ни стало, поместить изображение
выше того уровня, который был достижим
при естественных возможностях, художник
должен был прибегнуть к помощи простейшей
лесенки или приваленного к скале камня.
Рисунки и гравюры на стенах часто различаются
по манере исполнения. Взаимные пропорции
отдельных изображаемых животных обычно
не соблюдаются. Среди таких зверей, как
горный козёл, лев и т.д., в такую же величину
рисовались мамонты и бизоны8.
инструментами. Такие крупные каменные
резцы были найдены на стоянке Ле
Рок де Сер и не оставляют сомнений относительно
техники этой работы. Для
гравюр среднего и позднего палеолита
типична более тонкая проработка. Их
контуры переданы, как правило, несколькими
неглубокими линиями. В такой
же технике выполнены гравюры, комбинированные
с росписью и гравюры на
кости, бивнях, рогах или каменных плитках.
Некоторые детали часто
заштрихованы, например грива, шерсть
на брюхе животного и т.д. По
возрасту эта техника, видимо, моложе простой
контурной гравировки; она
пользуется методами, присущими скорее
графическому рисунку, чем гравюре
или скульптуре. Реже встречаются изображения,
выгравированные пальцем
или палкой на глине, чаще всего на полу
пещеры. Но большинство из них не
сохранилось до нашего времени потому,
что они менее стойкие, чем гравюры
на скальной породе. Люботны также две
фигурки бизонов из пещеры Тюк
д’Одубер. Человек не воспользовался
пластическими свойствами глины, он
не моделировал бизонов, но всю скульптуру
выполнил в той, же технике,
которая применяется при работе по камню.
Одной из самых простых и легко
выполнимых техник является гравировка
пальцем или палкой на глине или рисунок
на скальной стене пальцем, покрытым цветной
глиной. Эту технику считают самой старой.
Иногда эти завитки и линии своей бессистемностью
напоминают неумелые каракули ребёнка,
в других случаях мы видим чёткое изображение
- например, рыбу или бизона, умело выгравированное
каким-то острым предметом на полу с глинистым
наносом. В монументальном наскальном
искусстве иногда встречается комбинированная
техника росписи и гравюры11. Для гравюр, так же, часто
применялись различные минеральные красители.
Желтая, красная и коричневые краски приготовлялись
обычно из охры, чёрная и темно-бурая из
окиси марганца. Белая краска вырабатывалась
из каолина, различные оттенки жёлто-красного
цвета из лемонита и гемотита, древесный
уголь давал чернь. Вяжущим веществом
в большинстве
случаев была вода, реже жир. Известны
отдельные находки посуды из-под красок.
Не исключено, что красная краска использовалась
тогда для раскрашивания тела в ритуальных
целях. В позднепалеолитических слоях
были обнаружены и запасы порошковых красителей
или комки красителей,которые использовались
наподобие карандашей. Древние цивилизации
были не слишком развиты, относительно
познаний их в области химии и физики.
Возможно, из-за этого появилось множество
мистических теорий, обожествления явлений
природы, огромное значения придавалось
смерти человека, его отходу в другой мир.
Наскальные рисунки древних людей могут
рассказать нам о многом из того, что происходило
в их жизни. На стенах они изображали земледельческие
мероприятия, военные ритуалы, богов, жрецов.
Одним словом всё то, из чего состоял и
от чего зависел их мир. В Древнем Египте
наскальными рисунками полнятся усыпальницы
и пирамиды. В гробницах фараонов, к примеру,
было принято изображать весь их жизненный
путь от рождения до смерти. Со всеми подробностями,
наскальные рисунки описывают торжества
погребения и т.д. Самые первобытные рисунки
говорят о том, человек от самого своего
появления тянулся к искусству, он хотел
навсегда запомнить некоторые моменты
жизни. В охоте, первобытные люди видели
особую красоту, они стремились изобразить
грациозность и силу животных12.
1.2 Распространение глиняных табличек
Письменность известна человечеству с конца 4 тысячелетия до нашей эры. Значение ее, как системы, закрепления во времени и передачи на расстояние человеческой речи, трудно переоценить. Однако письменность не всегда была такой, какой мы ее знаем сегодня – в виде последовательности графических символов. Привычной нам сегодня буквенно-знаковой и иероглифической письменности предшествовали различные системы запоминания устных сообщений, вроде вампум – веревочек с нанизанными на них раковинами. Смысл сообщения передавался взаиморасположением, количеством и цветом раковин. Вампумы использовались индейцами Северной Америки13.
Саму историю письменности как науку оставим в стороне. Запомним лишь, что письмо подразделяется на четыре типа: идеографическое (где каждый знак означает целое слово), словесно-слоговое (каждый символ означает либо слово, либо слог), силлабическое (каждый символ соответствует определенному слогу) и буквенно-звуковое. Обратимся к истории создания инструментов для письма. Самые древние письмена дошли до нас в виде надписей, выбитых на камне. Ясно, что камень – носитель информации, и зубило (топор, долото и так далее) – инструмент для письма, в применении крайне неудобны. На камне выбивались письмена религиозного содержания, государственные указы, тексты культового назначения. А в ежедневном обиходе для письма использовались глиняные таблички14.
Глиняная табличка – древнейший письменный инструмент, просуществовавший почти без изменений тысячелетия. Глиняные таблички появились там, где возникла первая письменность – в Египте и Месопотамии. Они представляли собой деревянные дощечки со слоем сырой глины на лицевой поверхности. На глиняной табличке писали тростниковыми или костяными палочками. Затем табличку подсушивали. Благодаря тому, что слой глины был достаточно тонким, табличка при высыхании не растрескивалась и сохранялась в целости довольно долго. Надпись стирали, смачивая табличку водой и выравнивая глиняную поверхность. Если же письмена надо было сохранить надолго, табличку обжигали в печи. Надписи на обожженных табличках не разрушались со временем. Поэтому в наши дни археологи часто находят черепки с древними письменами, расшифровав которые, можно узнать, как жили древнейшие народы. Структура глины и небольшая поверхность глиняной таблички как нельзя лучше подходили для клинописного письма. Клинопись состоит из сгруппированных клинообразных черточек, которые выдавливались в сырой глине таблички15.
Клинопись
возникла в Древнем Шумере
около 3 тысяч лет до нашей
эры. Народы, использующие еще
более древнее, чем клинопись,
иероглифическое письмо, в котором
символы представляют собой
Информация о работе Эволюция материальных носителей информации