Изографическое издание и его использование

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – проследить становление и особенности развития изографического документа.

Из установленных объекта, предмета и цели, вытекают следующие задачи исследования:

- определить состояние развития и функционирования отдельных разновидностей изографического документа;

- исследовать особенности отдельных видов и типов документов;

- выявить отдельные этапы формирования и функционирования отдельных разновидностей изографического документа.

Работа содержит 1 файл

Изографическое издание и его использование (Курсач).doc

— 399.00 Кб (Скачать)

       б) плакаты по охране труда и технике безопасности; производственно-практические (пропагандирующие прогрессивные методы труда в различных отраслях промышленности, сельского хозяйства, здравоохранения, образования, культуры); научно-популярные (посвящены истории, экономике, предназначены для лекционной работы, в помощь пропагандистам, библиотечным, музейным работникам и т.д.); учебные (выполняют функции учебно-наглядных пособий на всех ступенях обучения);

       в) рекламные (плакаты, торговые и рекламирующие  различные виды услуг, плакаты по искусству: объявления о выставках, посвященных мастерам изобразительного искусства, архитектуры, декоративно-прикладного и народного искусства, плакаты по музыке, цирку, театральному и киноискусству). Разновидностью рекламного издания является афиша – рекламное или справочное листовое издание, оповещающее о каком-либо культурном мероприятии и предназначенное для расклейки.

       По  знаковой природе информации плакаты  делятся на изобразительные –  состоящие  из надписи и изображения – и текстовые – представляющие собой один художественно выполненный текст.

       Особый  вид плаката – фотоплакат, созданный  фотографическим способом. Он включает в себя фотомонтаж, который строится исключительно на фотографическом  материале. Комбинированный плакат использует фотографию, рисунок, печатные издания и весь подручный иллюстративный материал.

       По  технике воспроизведения фотоплакаты  бывают: печатные – издающиеся массовым тиражом при помощи литографических  или офсетных машин; трафаретно-шелкографические – тиражируемые ручным способом при помощи трафаретов из картона или матриц на шелковой или нейлоновой сетке; рисованные от руки – в одном или нескольких экземплярах; световые – статичные или динамичные, сочетающиеся с изображением, или чисто шрифтовые с широким использованием цветного тона и аргона либо обычных электрических ламп; объемные – сложные по конструкции сооружения, широко распространенные в торговой рекламе.

       По  средствам исполнения оригинала  художником (графическим или живописным) плакаты бывают плоскостными, объемно-пространственными или комбинированными, одноцветными или многоцветными.

       Плакаты выполняются различными материалами: углем, карандашом, гуашью, акварелью, темперой, маслом – на бумаге, картоне, фанере, холсте и т.п.

       Конструкция плакатов отличается многообразием. Все  перечисленные разновидности плакатов выпускаются различными форматами. Наиболее распространен формат 60х90 и производные от него.

       Основная масса плакатов состоит из однолистных изданий, однако часть массово-политических и рекламных плакатов печатается на трех листах со склейкой и без склейки, реже – на пяти и шести листах со склейкой [6].

       Плакаты выпускаются: в виде отдельных изданий; как выпуск серийного издания с указанием принадлежности к той или иной серии в каждом отдельном издании, входящем в нее; в виде комплектного издания – подборки плакатов, объединенных общей темой и заключенных в одну издательскую обложку (манжетку) или папку с общими выходными сведениями. Серийные издания наиболее характерны     для производственных (практических) изоплакатов; комплектами выпускаются практически все их разновидности.

       Оформляется плакат по установленным правилам. Имя художника, автора текста или составителя приводят на левой стороне нижнего поля; заглавие художественного плаката вместе с изображением – на изобразительной части листа; заглавие текстового плаката и наглядного пособия – в заглавной части перед текстом.

       Подзаголовочные части включают: вид издания, читательское назначение и другие данные, раскрывающие заглавие. Их помещают после заглавия. Имена редактора или ответственного за выпуск, художественного и технического редакторов указывают на левой стороне нижнего поля листа.

       Выходные  данные приводят в середине нижнего  поля листа. Надзаголовочные данные помещают в текстовой части плаката. Если название организации, от имени которой выпускается издание, невозможно поместить в текстовой части, то сведения о ней печатают на левой стороне нижнего поля листа. Выпускные данные включают: дату подписания в печать; регистрационный номер, формат бумаги и долю листа; сорт и номер бумаги; способ печати, объем издания условных печатных листах, приведенных к формату бумажного листа; тираж; номер заказа полиграфического предприятия; цену отдельного плаката; название и почтовый адрес полиграфического предприятия [8]. 

       2.2 Художественная репродукция. Эстамп

 
 

       По  технике исполнения изоиздания делятся  на репродукции и эстампы.

       Художественная  репродукция – листовое издание, воспроизводящее произведение изобразительного искусства (картину, рисунок и т.п.) или художественную фотографию [11].

       Функциональное  назначение художественной репродукции  – популяризация лучших произведений отечественного и зарубежного искусства  среди широких кругов потребителей, развитие эстетического вкуса.

       Художественная  репродукция – оттиск изображения  фотомеханическим или иным способом репродуцирования – процесса, в  результате которого на печатной форме  образуется изображение оригинала, воспроизводимое при печатании  в форме оттиска.

       Художественная  репродукция превышает формат открытки, печатается в форме листов или  комплектов. Она печатается цветным  офсетом на коленкоре – бумажном переплетном материале, пропитанном  крахмалом или красителем, - и  довольно точно передает особенности оригинала.

       По  времени появления репродукции  – это копии. Особую ценность представляют собой факсимильные репродукции, с  максимальной точностью воспроизводящие  специфику репродуцируемого произведения.

       Художественная  фотография – это тиражированные фотоэтюды. Она, опираясь на документальную основу (снимок конкретного явления), возвышается до образной характеристики, осуществляемой выбором ракурса, композиции, эмоционально-смысловым применением особенностей фототехники. Различают художественные фотографии архитектурных и скульптурных памятников, виды достопримечательных мест, фотографии выдающихся деятелей науки, культуры и искусства, фотографии цветов, растений, животных и т.п. Пример художественной фотографии приведен в приложении Б.

       Большинство художественных фотографий печатаются в черно-белом варианте на бумаге установленного формата 24х30 цветным офсетом на коленкоре.

       Эстамп (фр. Еstampe – отпечаток, оттиск) – листовое изоиздание, представляющее собой оттиск произведения изобразительного искусства с печатной формы, изготовленной самим художником. Равноценные оттиски изображений печатают с гравюры (фр. Gravure – вырезать) – печатного воспроизведения рисунка, вырезанного или вытравленного на металлической или деревянной доске [7].

       По  читательскому назначению эстамп – это массовое издание, рассчитанное на все категории потребителей, хотя и выпускается малым тиражом.

       По  технике исполнения различают следующие  разновидности эстампов: ксилография, линогравюра, офорт и литография. Ксилография – гравюра на дереве. Линогравюра – гравюра на линолеуме, ручной способ формы высокой печати. Офорт (фр. Eau-forte – азотная кислота) – вид углубленной гравюры на металле. Литография – плоская печать с камня или металлической пластины. Гравюры, литографии относятся к произведениям печатной графики.

       Эстампы выпускаются как отдельными листами, так и в комплектах.

       Гравюра на дереве известна с XI-XVII вв. в Китае. Первые европейские ксилографии с изображением святых, раскрашенные от руки, возникли на рубеже XIV-XV вв. В начале XV в. Появились «блочные» книги, иллюстрации и текст в них вырезались на одной доске. В 1461 г. была напечатана первая иллюстрированная гравюрами книга с набором шрифтов. В XV-XVI вв. гравюра получает широкое распространение в Германии и Италии, становится самостоятельным художественным произведением благодаря А. Дюреру.

       В XVI в. Возникла репродуцированная гравюра резцом. Развивается и офорт с его свободным штрихом, живописностью и большой эмоциональностью. С XVII-XVIII вв. известна резцовая гравюра с офортной подготовкой, меццо-тинто, акватинта, лавис. Офортом и резцом исполнены гравюры голландского художника Рембрандта. Они широко печатаются листами, альбомами, в книгах.

       В нашей стране гравюра на дереве получила распространение в XVI в. Широко известен лубок (обрезная, раскрашенная от руки гравюра на дереве).

       На  рубеже XIX в. Испанский художник Ф.Гойя своими офортами с акватинтой открыл новые возможности гравюры. В XIX в. Преобладала репродукционная торцовая гравюра, изобретенная в 1780-х годах англичанином Т. Бьюиком. Она широко использовалась для иллюстраций в книгах и журналах. Литография возникла в XIX в.[8] 

 

       2.3 Художественная открытка 
 

       Открытка  является наиболее распространенным видом  изоизданий. Это листовое изоиздание установленного формата, одна сторона которого является репродукцией, рисунком или фотографией, а другая может быть использована для письма или текста, поясняющего изображение. Открытку часто называют малоформатным листовым изданием или карточкой, потому, что она печатается в основном на плотной бумаге.

       Возникнув более столетия назад как средство для пересылки сообщений (открытка – открытое письмо), этот вид изоиздания со временем превратился в массовое средство коммуникации, эстетического  воспитания и образного познания окружающего мира [2].

       Особое  значение для открытки имеет формат, его верхний предел. Основные форматы  – 105х148 мм, 90х140 мм и производные  от них. Открытки, превышающие установленный  формат, относятся к репродукциям. Для открыток установлен определенный материальный носитель (плотная бумага определенного образца), регламентированы расположения изображений, других элементов полиграфического исполнения и т.п.

       По  функциональному назначению различают  следующие виды открыток: массово-политические, научно-популярные и для досуга.

       Массово-политические открытки посвящены общественно-политической тематике, содержат портреты политических деятелей.

       Научно-популярные открытки делятся на две разновидности:

  1. репродуцирующие и пропагандирующие произведения искусства, в т.ч. иллюстрации к литературно-художественным произведениям.
  2. воспроизводящие научно-познавательные изображения, объясняющие суть общественных и природных явлений.

       Открытки  для досуга – сувенирные, поздравительные, видовые, памятные (изображающие виды местности, исторические, архитектурные памятники, скульптуры, интерьеры зданий и т.д.).

       Открытки-репродукции  содержат произведения изобразительного искусства. Бывают листовыми и комплектными. Видовые открытки содержат виды городов  и достопримечательных мест Украины  и зарубежных стран, архитектурные и культурные памятники, мемориальные сооружения и ансамбли, шедевры дворцово-парковой архитектуры. Они листовые, серийные, комплектные. Иллюстрации к литературно-художественным произведениям – комплектные издания, подготовленные одним-двумя художниками к наиболее известным произведениям художественной литературы.

       Поздравительные открытки издаются большими тиражами, до нескольких миллиардов в год. Пример открытки приведен в приложении В.

       Печать  – многоцветная, в качестве дополнительной отделки используют лакирование, припрессовку целлофановой пленки, Тиснение. Тиражируются фотопутем. Открытки выходят как единичные издания, так и в форме альбомов открыток [7].  
 

       2.4 Альбом 
 

       Альбом (фр.album – переплетенные листы) – изоиздание, основу которого составляет полиграфическое воспроизведение картин, рисунков, чертежей, фотоснимков и т. п. с кратким пояснительным текстом.

       Тематика  их различна, изображения (художественные репродукции, фотографии, рисунки, чертежи  и др.) объединены общей темой, идеей или авторской принадлежностью, с общим вступительным или заключительным текстом и подписями (или комментариями) к изображениям, научно-справочным аппаратом и т.п. текстами, не образующими общего литературного произведения.

Информация о работе Изографическое издание и его использование