Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 16:40, курсовая работа
Цель исследования – проследить становление и особенности развития изографического документа.
Из установленных объекта, предмета и цели, вытекают следующие задачи исследования:
- определить состояние развития и функционирования отдельных разновидностей изографического документа;
- исследовать особенности отдельных видов и типов документов;
- выявить отдельные этапы формирования и функционирования отдельных разновидностей изографического документа.
б) плакаты по охране труда и технике безопасности; производственно-практические (пропагандирующие прогрессивные методы труда в различных отраслях промышленности, сельского хозяйства, здравоохранения, образования, культуры); научно-популярные (посвящены истории, экономике, предназначены для лекционной работы, в помощь пропагандистам, библиотечным, музейным работникам и т.д.); учебные (выполняют функции учебно-наглядных пособий на всех ступенях обучения);
в) рекламные (плакаты, торговые и рекламирующие различные виды услуг, плакаты по искусству: объявления о выставках, посвященных мастерам изобразительного искусства, архитектуры, декоративно-прикладного и народного искусства, плакаты по музыке, цирку, театральному и киноискусству). Разновидностью рекламного издания является афиша – рекламное или справочное листовое издание, оповещающее о каком-либо культурном мероприятии и предназначенное для расклейки.
По знаковой природе информации плакаты делятся на изобразительные – состоящие из надписи и изображения – и текстовые – представляющие собой один художественно выполненный текст.
Особый вид плаката – фотоплакат, созданный фотографическим способом. Он включает в себя фотомонтаж, который строится исключительно на фотографическом материале. Комбинированный плакат использует фотографию, рисунок, печатные издания и весь подручный иллюстративный материал.
По
технике воспроизведения
По средствам исполнения оригинала художником (графическим или живописным) плакаты бывают плоскостными, объемно-пространственными или комбинированными, одноцветными или многоцветными.
Плакаты выполняются различными материалами: углем, карандашом, гуашью, акварелью, темперой, маслом – на бумаге, картоне, фанере, холсте и т.п.
Конструкция
плакатов отличается многообразием. Все
перечисленные разновидности
Основная масса плакатов состоит из однолистных изданий, однако часть массово-политических и рекламных плакатов печатается на трех листах со склейкой и без склейки, реже – на пяти и шести листах со склейкой [6].
Плакаты выпускаются: в виде отдельных изданий; как выпуск серийного издания с указанием принадлежности к той или иной серии в каждом отдельном издании, входящем в нее; в виде комплектного издания – подборки плакатов, объединенных общей темой и заключенных в одну издательскую обложку (манжетку) или папку с общими выходными сведениями. Серийные издания наиболее характерны для производственных (практических) изоплакатов; комплектами выпускаются практически все их разновидности.
Оформляется плакат по установленным правилам. Имя художника, автора текста или составителя приводят на левой стороне нижнего поля; заглавие художественного плаката вместе с изображением – на изобразительной части листа; заглавие текстового плаката и наглядного пособия – в заглавной части перед текстом.
Подзаголовочные части включают: вид издания, читательское назначение и другие данные, раскрывающие заглавие. Их помещают после заглавия. Имена редактора или ответственного за выпуск, художественного и технического редакторов указывают на левой стороне нижнего поля листа.
Выходные
данные приводят в середине нижнего
поля листа. Надзаголовочные данные помещают
в текстовой части плаката. Если название
организации, от имени которой выпускается
издание, невозможно поместить в текстовой
части, то сведения о ней печатают на левой
стороне нижнего поля листа. Выпускные
данные включают: дату подписания в печать;
регистрационный номер, формат бумаги
и долю листа; сорт и номер бумаги; способ
печати, объем издания условных печатных
листах, приведенных к формату бумажного
листа; тираж; номер заказа полиграфического
предприятия; цену отдельного плаката;
название и почтовый адрес полиграфического
предприятия [8].
По технике исполнения изоиздания делятся на репродукции и эстампы.
Художественная репродукция – листовое издание, воспроизводящее произведение изобразительного искусства (картину, рисунок и т.п.) или художественную фотографию [11].
Функциональное назначение художественной репродукции – популяризация лучших произведений отечественного и зарубежного искусства среди широких кругов потребителей, развитие эстетического вкуса.
Художественная репродукция – оттиск изображения фотомеханическим или иным способом репродуцирования – процесса, в результате которого на печатной форме образуется изображение оригинала, воспроизводимое при печатании в форме оттиска.
Художественная репродукция превышает формат открытки, печатается в форме листов или комплектов. Она печатается цветным офсетом на коленкоре – бумажном переплетном материале, пропитанном крахмалом или красителем, - и довольно точно передает особенности оригинала.
По времени появления репродукции – это копии. Особую ценность представляют собой факсимильные репродукции, с максимальной точностью воспроизводящие специфику репродуцируемого произведения.
Художественная фотография – это тиражированные фотоэтюды. Она, опираясь на документальную основу (снимок конкретного явления), возвышается до образной характеристики, осуществляемой выбором ракурса, композиции, эмоционально-смысловым применением особенностей фототехники. Различают художественные фотографии архитектурных и скульптурных памятников, виды достопримечательных мест, фотографии выдающихся деятелей науки, культуры и искусства, фотографии цветов, растений, животных и т.п. Пример художественной фотографии приведен в приложении Б.
Большинство художественных фотографий печатаются в черно-белом варианте на бумаге установленного формата 24х30 цветным офсетом на коленкоре.
Эстамп (фр. Еstampe – отпечаток, оттиск) – листовое изоиздание, представляющее собой оттиск произведения изобразительного искусства с печатной формы, изготовленной самим художником. Равноценные оттиски изображений печатают с гравюры (фр. Gravure – вырезать) – печатного воспроизведения рисунка, вырезанного или вытравленного на металлической или деревянной доске [7].
По читательскому назначению эстамп – это массовое издание, рассчитанное на все категории потребителей, хотя и выпускается малым тиражом.
По технике исполнения различают следующие разновидности эстампов: ксилография, линогравюра, офорт и литография. Ксилография – гравюра на дереве. Линогравюра – гравюра на линолеуме, ручной способ формы высокой печати. Офорт (фр. Eau-forte – азотная кислота) – вид углубленной гравюры на металле. Литография – плоская печать с камня или металлической пластины. Гравюры, литографии относятся к произведениям печатной графики.
Эстампы выпускаются как отдельными листами, так и в комплектах.
Гравюра на дереве известна с XI-XVII вв. в Китае. Первые европейские ксилографии с изображением святых, раскрашенные от руки, возникли на рубеже XIV-XV вв. В начале XV в. Появились «блочные» книги, иллюстрации и текст в них вырезались на одной доске. В 1461 г. была напечатана первая иллюстрированная гравюрами книга с набором шрифтов. В XV-XVI вв. гравюра получает широкое распространение в Германии и Италии, становится самостоятельным художественным произведением благодаря А. Дюреру.
В XVI в. Возникла репродуцированная гравюра резцом. Развивается и офорт с его свободным штрихом, живописностью и большой эмоциональностью. С XVII-XVIII вв. известна резцовая гравюра с офортной подготовкой, меццо-тинто, акватинта, лавис. Офортом и резцом исполнены гравюры голландского художника Рембрандта. Они широко печатаются листами, альбомами, в книгах.
В нашей стране гравюра на дереве получила распространение в XVI в. Широко известен лубок (обрезная, раскрашенная от руки гравюра на дереве).
На
рубеже XIX в. Испанский художник Ф.Гойя
своими офортами с акватинтой открыл новые
возможности гравюры. В XIX в. Преобладала
репродукционная торцовая гравюра, изобретенная
в 1780-х годах англичанином Т. Бьюиком. Она
широко использовалась для иллюстраций
в книгах и журналах. Литография возникла
в XIX в.[8]
2.3
Художественная открытка
Открытка является наиболее распространенным видом изоизданий. Это листовое изоиздание установленного формата, одна сторона которого является репродукцией, рисунком или фотографией, а другая может быть использована для письма или текста, поясняющего изображение. Открытку часто называют малоформатным листовым изданием или карточкой, потому, что она печатается в основном на плотной бумаге.
Возникнув более столетия назад как средство для пересылки сообщений (открытка – открытое письмо), этот вид изоиздания со временем превратился в массовое средство коммуникации, эстетического воспитания и образного познания окружающего мира [2].
Особое значение для открытки имеет формат, его верхний предел. Основные форматы – 105х148 мм, 90х140 мм и производные от них. Открытки, превышающие установленный формат, относятся к репродукциям. Для открыток установлен определенный материальный носитель (плотная бумага определенного образца), регламентированы расположения изображений, других элементов полиграфического исполнения и т.п.
По функциональному назначению различают следующие виды открыток: массово-политические, научно-популярные и для досуга.
Массово-политические
открытки посвящены общественно-
Научно-популярные открытки делятся на две разновидности:
Открытки для досуга – сувенирные, поздравительные, видовые, памятные (изображающие виды местности, исторические, архитектурные памятники, скульптуры, интерьеры зданий и т.д.).
Открытки-репродукции содержат произведения изобразительного искусства. Бывают листовыми и комплектными. Видовые открытки содержат виды городов и достопримечательных мест Украины и зарубежных стран, архитектурные и культурные памятники, мемориальные сооружения и ансамбли, шедевры дворцово-парковой архитектуры. Они листовые, серийные, комплектные. Иллюстрации к литературно-художественным произведениям – комплектные издания, подготовленные одним-двумя художниками к наиболее известным произведениям художественной литературы.
Поздравительные открытки издаются большими тиражами, до нескольких миллиардов в год. Пример открытки приведен в приложении В.
Печать
– многоцветная, в качестве дополнительной
отделки используют лакирование, припрессовку
целлофановой пленки, Тиснение. Тиражируются
фотопутем. Открытки выходят как единичные
издания, так и в форме альбомов открыток
[7].
2.4
Альбом
Альбом (фр.album – переплетенные листы) – изоиздание, основу которого составляет полиграфическое воспроизведение картин, рисунков, чертежей, фотоснимков и т. п. с кратким пояснительным текстом.
Тематика их различна, изображения (художественные репродукции, фотографии, рисунки, чертежи и др.) объединены общей темой, идеей или авторской принадлежностью, с общим вступительным или заключительным текстом и подписями (или комментариями) к изображениям, научно-справочным аппаратом и т.п. текстами, не образующими общего литературного произведения.
Информация о работе Изографическое издание и его использование