Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 10:39, реферат
Описание работы
Зарождение документоведения в России было связано с так называемым "практическим" документоведением, т.е. с созданием правил работы с документами и требований к самим документам на практике, в делопроизводственном процессе, в прикладной сфере. Практическое документоведение возникло с появлением палеографии (науки о развитии письменности, о древних рукописях) и дипломатики (науки, изучающей форму и содержание правовых актов), т.е. ещё в 16-17 столетиях. Уже тогда в России появились унифицированные документные формы, складывавшиеся из отдельных частных случаев, которые обобщались в канцеляриях и затем официально закреплялись.
Содержание
Введение 3 1. Становление НОУТ и ее влияние на делопроизводство в 1920-30 гг. Создание научно-исследовательских институтов, ведомственных и вневедомственных органов рационализации, их исследовательская деятельность и практические разработки по внедрению НОУТ 5 2. Деятельность Отдела административной техники РКИ СССР, акционерного общества «Оргстрой» по рационализации делопроизводства. Институт техники управления, его методическое и практическое значение 7 3. Методические разработки ГАУ СССР 1930-60 гг. по организации и технологии делопроизводства. Попытки совершенствования делопроизводства административными методами 14 Заключение 18 Список литературы 20
В
20-е гг. развивались и системы
специальной документации. С учетом
полного доминирования концепции
построения социализма акцент был сделан
на документировании таких функций, как
планирование, учет, контроль. В феврале
1921 г. образована Государственная общеплановая
комиссия (Госплан РСФСР), решавшая задачу
выработки общехозяйственного плана с
учетом перспективного и текущего развития
отраслей и отдельных предприятий. Постепенно
документы, создаваемые в сфере планирования,
становились более упорядоченными по
структуре, содержанию показателей и по
форме. В конце 20-х гг. появляются планы
комплексного развития народного хозяйства
СССР на пятилетие. Первый такой план разработан
и принят в 1928 г. В соответствии с утвержденными
пятилетними планами предприятия и организации
составляли свои планы с разбивкой по
годам. Они представляли собой развернутую
программу производственно-финансовой
деятельности.
Статистическая
документация — важный и эффективный
инструмент в управлении хозяйством.
Уже в июле 1918 г. были сформированы
центральные (ЦСУ) и местные органы статистики,
которые проводили обследования по состоянию
и перспективам развития советской экономики.
В это время шла интенсивная работа по
организации текущей статистики промышленности,
форме периодичной отчетности по специальным
бланкам. В декабре 1926 г. проведена первая
Всесоюзная перепись населения. В качестве
документальной основы использовались
личные, посемейные и нехозяйственные
бланки. Статистическая документация
была единообразной по форме и включаемым
показателям.
Бухгалтерская
документация, отражая и фиксируя
движение финансовых средств, уже в силу
своей специфики должна быть унифицирована
в большей мере, чем другие системы. Эта
задача, в основном, и решалась исследователями.
При рационализации объемных массивов
бухгалтерской документации широко использовался
опыт царской России, западноевропейских
стран. Правильная организация учета на
всех уровнях управления, совершенствование
учетных форм документации — таковы актуальные
вопросы развития бухгалтерского учета
и его документирования в рассматриваемый
период6.
В
30-е гг. формируется и укрепляется
жесткая, централизованная административно-командная
система управления, исключающая возможность
рассмотрения альтернативных подходов
к организации государственного делопроизводства.
В результате рушатся структуры, занимавшиеся
исследованиями вопросов НОТ и делопроизводства;
ликвидируются практически все крупные
научно-исследовательские внедренческие
центры, а их руководители в лучшем случае
заканчивают свою жизнь в полном забвении,
в худшем - репрессируются. Атмосфера этого
периода наиболее ярко проявлялась в социальных
заказах власти науке — в частности, усилия
были направлены на «закрепощение» правовыми
средствами населения страны. В этих целях,
например, совершенствовалась система
учета советских граждан.
Конституция
1936 г. существенно изменила политическую
систему, иерархию и полномочия высших
органов власти. Верховный Совет СССР
стал высшим и единственным законодательным
органом, таких прав лишились Съезд Советов
СССР, ЦИК СССР и его Президиум, СНК СССР.
Установилась жесткая система полномочий
в издании определенных видов документов
для каждой иерархической структуры. Указанные
нововведения упростили и упорядочили
процессы документирования в высших эшелонах
власти.
Значительное
сокращение масштабов исследований
в области управления и делопроизводства
не означает, что в 30-е гг. работы в этой
сфере прекратились. Усилия ученых и практиков
реализовались в деятельности только
отдельных крупных ведомств, где издавались
отраслевые, нормативные и методические
материалы: инструкции по ведению делопроизводства,
указания, правила и т. п. В этот период
проводились исследования по стандартизации
и унификации специальных систем документирования.
Определенные
успехи были достигнуты в рационализации
бухгалтерской и кадровой документации,
предпринимались неоднократные попытки
властных структур изменить к лучшему
работу с заявлениями, жалобами и письмами
трудящихся. Отсутствие единого методического
центра по координированию работы учреждений
в области управления и делопроизводства,
разнобой в деятельности ведомств и организаций
в вопросах документирования поставили
на повестку дня проблему концентрации
в общегосударственном масштабе научных
сил и их организационного оформления.
В 1941 г. собирается Первое межотраслевое
совещание по оргтехнике. В проекте программы,
выдвинутой участниками совещания, нашли
широкое отражение следующие вопросы
документационного обеспечения управления7:
создание
организационно-методического центра
для руководства постановкой делопроизводства;
разработка
нормативной базы деятельности служб
делопроизводства;
механизация
труда «канцелярских» работников;
проведение
унификации и трафаретизации управленческой
документации;
установление
единой системы подготовки и переподготовки
работников делопроизводства;
создание
всесоюзного научно-исследовательского
института для разработки комплекса
проблем документационного обеспечения.
Однако
практической реализации выдвинутой программы
помешала начавшаяся Великая отечественная
война.
3.
Методические разработки
ГАУ СССР 1930-60 гг. по
организации и технологии
делопроизводства. Попытки
совершенствования
делопроизводства административными
методами
В
июне 1960 г. в Москве состоялось Всесоюзное
совещание по вопросам механизации
труда инженерно-технических работников
и работников административно-управленческого
аппарата. Принятые решения по своему
содержанию во многом совпали с рекомендациями
совещания 1941 г. — подтверждена актуальность
создания специализированного института
с возложением на него задачи разработки
Единой системы делопроизводства, сформулировано
понятие НОТ и обозначены основные направления
исследований. Бесспорно, решения этого
совещания активизировали работу ученых
и практиков управления. Определенной
вехой в развитии вопросов работы с документами
стала утвержденная постановлением Совета
Министров РСФСР «Примерная инструкция
о делопроизводстве для учреждений и организаций
РСФСР», в которой основной акцент сделан
на унификации делопроизводственных работ.
В этот период усиливается влияние Главного
архивного управления (ГАУ) при Совете
Министров СССР. С 1958 г. ГАУ стало правомочно
контролировать постановку документальной
части делопроизводства учреждений, организаций
и предприятий. В 1963 г. ГАУ изданы «Основные
правила постановки документальной части
делопроизводства и работы архивов учреждений,
организаций, предприятий СССР», которые
на протяжении многих лет служили руководством
для служб документации и архивов и способствовали
упорядочению их деятельности8.
На
долгом и тернистом пути подготовки
Государственной системы документационного
обеспечения управления, действующей
в настоящее время, первым юридически
важным этапом стало принятие 25 июля 1963
г. постановления Совета Министров СССР
«О мерах по улучшению архивного дела
в СССР». Главному архивному управлению
и ряду государственных комитетов и институтов
поручалась разработка ЕГСД. Первым реальным
результатом этой работы можно считать
подготовку в 1965 г. «Материалов к Единой
государственной системе делопроизводства».
В 1966 г. в рамках Архивной службы учрежден
Всесоюзный научно-исследовательский
институт документоведения и архивного
дела (ВНИИДАД), которому поручалось завершить
разработку данного документа. В 1967 г.
ВНИИДАД разработал только методическую
программу исследований. В 1970 г. создан
проект основных положений ЕГСД, в подготовке
которого приняли участие НИИтруда, ВНИИоргтехники,
Институт государства и права Академии
наук СССР, ВНИИстандартизации. После
обсуждения и доработки в сентябре 1973
г. «Основные положения ЕГСД» одобрил
Госкомитет СМ СССР по науке и технике
и рекомендовал их министерствам, ведомствам
и организациям для использования, но
только как положения, не имеющие официального
статуса. Авторы ЕГСД обобщили передовой
опыт своего времени и предложили оптимальную
технологию выполнения управленческих
операций и их документирования. ЕГСД
носила комплексный характер, т.е. включала
не только вопросы делопроизводства, но
и рекомендации по научной организации
труда служащих, структуре делопроизводственных
служб и их техническому оснащению. Реализация
ее положений повысила общую культуру
управления и качество принимаемых решений,
позволила оптимизировать структуру и
штатную численность управленческого
аппарата. Однако элементы новых информационных
технологий, частично реализовывавшиеся
в практике работы ведущих зарубежных
фирм, в ЕГСД представлены не были из-за
полного отсутствия литературы по этим
вопросам и финансирования на их практическое
изучение. Этот пробел отчасти восполнен
позже созданием новой редакции Государственной
системы документационного обеспечения
управления (ГСДОУ), утвержденной начальником
Главного архивного управления в 1988 г.
Заметным
явлением в истории делопроизводства
70-80-х гг. стало издание ГОСТов на
управленческие документы (ГОСТ 6.38-72 и
ГОСТ 6.39-72 и др.), общесоюзных классификаторов
(ОКУД, ОКПО, ОКОНХ и др.) технико-экономической
(а позднее и социальной) информации, унифицированных
систем документации (УСД) и серии государственных
стандартов на эти унифицированные системы.
Значение некоторых ГОСТов проявилось
в полной мере позднее в 90-х гг. Внедрение
указанных материалов в практику управления
значительно улучшило оформление документации,
рационализировало процедуры поиска,
учета и хранения разнообразной информации,
подготовило почву для автоматизации
управленческих функций. Последний вопрос
широко обсуждался научной общественностью
страны в связи с планами создания автоматизированных
систем управления (АСУ) и проектом подготовки
общегосударственной автоматизированной
системы сбора и обработки информации
для учета, планирования и управления
народным хозяйством (ОГАС). Концепцию
ОГАС лишь частично удалось реализовать
в народном хозяйстве, а унифицированные
системы документации не получили достаточной
поддержки в средствах научной и массовой
информации и остались невостребованными.
В 90-е гг. та же печальная участь постигла
и концепцию информатизации нашего общества.
Но если идеи ОГАС были частично реализованы,
то концепция информатизации до настоящего
времени окончательно не сформулирована.
Отсутствие стройной теории и четкой программы
информатизации сдерживают решение прикладных
вопросов. В 1993 г. издан Общероссийский
классификатор управленческой документации,
в который включены наименования форм
документов унифицированных систем, адаптированных
к современным условиям, и Основные положения
по ведению системы классификаторов и
УСД. Поскольку в новой редакции ГСДОУ
была изменена концепция подхода к определению
структуры и штатной численности сотрудников
служб документационного обеспечения
управления, Государственным комитетом,
а позднее Министерством труда выпущены
типовые и укрупненные нормативы времени
и выработки по подготовке типовых и творческих
документов по всем основным этапам их
обработки: от сверки текстов и подбора
экземпляров до завершения исполнения
и оформления дел для архивного хранения.
К сожалению, с начала 1980-х гг. ни одна унифицированная
система документации не была издана массовым
тиражом, что значительно затрудняет их
внедрение. Получившие весьма широкое
распространение компьютерные программы
подготовки документов имеют, как правило,
в своем составе комплекты шаблонов документов,
адаптированные на русский язык, и полностью
игнорируют отечественные нормативы и
традиции в области создания и оформления
документов.
Заключение
Приход
к власти большевиков сопровождался
дальнейшим развитием практического
документоведения в направлении
унификации документов, начиная от
отдельных документных форм и
заканчивая созданием унифицированных
систем документации. Однако с самого
начала в литературе по делопроизводству
поднимались и некоторые теоретические
вопросы (в частности, в книгах П.В. Верховского,
С.Н. Голубова, Н.В. Русинова).
Определённое
отражение документоведческие проблемы
нашли в 1920-е годы и в исследованиях
в области управления. Тогда в
Советском Союзе была создана
целая система научно-исследовательских,
хозрасчётных, ведомственных и общественных
организаций, занимавшихся вопросами
научной организации управления. Сложилось
несколько самостоятельных школ управленческой
мысли: школа А.К. Гастева (Центральный
институт труда), направление П.М. Керженцева,
школа Е.Ф. Розмирович (Институт техники
управления при Наркомате Рабоче-крестьянской
инспекции СССР). Вопросами научной организации
труда и совершенствованием делопроизводства
занимался также ряд других организаций.
Пожалуй,
наиболее плодотворно эта работа
велась в Институте техники управления.
Его сотрудники "решали крупные теоретические
проблемы делопроизводства: терминологические,
организационно-технологические, унификации
и стандартизации документов, классификации
документов, связи делопроизводства и
архивного дела". Здесь был подготовлен
и в 1931 г. издан проект "Общих правил
документации и документооборота",
в котором обобщались теоретические исследования
и практический опыт отечественных и зарубежных
учёных.
Внимание
к теоретическим проблемам документоведения
особенно усилилось в связи с
разработкой и внедрением Единой
государственной системы делопроизводства
(ЕГСД), а также в процессе создания информационной
базы автоматизированной системы управления
(АСУ). Для этих целей в 1966 г. был создан
Всесоюзный научно-исследовательский
институт документоведения и архивного
дела (ВНИИДАД). Именно в те годы появились
первые специальные теоретические работы,
посвящённые выяснению объекта документоведения
и его задач.
Начиная
с 1960-х годов, в нашей стране определились
два основных центра, активно и
эффективно ведущих научные исследования
в области документоведения - это
МГИАИ, где в 1964 г. был создан факультет
государственного делопроизводства, и
ВНИИДАД.