Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 14:09, курсовая работа
Современное общество справедливо называют «информационным». Объясняется это тем очевидным фактом, что достигнутый прогресс, дальнейшее развитие практически всех сфер жизнедеятельности человека держатся на информации и достижениях информатики – науки, изучающей информацию с точки зрения ее практического применения. Каждый из нас ежедневно имеет дело с различными документами: паспорт, студенческий билет, зачетная книжка, кассовый чек при покупке товара в магазине и т.д. Мы обмениваемся письмами, делаем пометки в записной книжке, конспектируем лекции, читаем книги, газеты, покупаем компакт-диски с различными записями.
В крупных приказах подьячие объединялись в «столы», или повытья, - структурные подразделения приказов; деление на столы производилось не по роду дел, а по территориальному принципу. Для приведения в исполнение разных распоряжений существовали особые должности – толмачи, трубники, недельщики и др. В их обязанности входило также доставлять переписку приказов по принадлежности, вызывать тяжущихся на суд и др. В деятельности приказов принципы коллегиального и единоличного управления четко не разграничивались. Определенно можно лишь сказать, что распорядительная деятельность всецело принадлежала приказным судьям, роль дьяков была гораздо скромнее. Они наряду с подьячими занимались организацией и ведением делопроизводства. Через их руки в приказ поступали челобитные, доклады, доношения местных правителей, они хранили дела и вели письмоводство.
В
приказах постепенно формировался слой
профессиональных чиновников из незнатных
служилых людей – знатоков своего
дела, со временем начавших оказывать
влияние на решение государственных
вопросов. Производство дела в приказах
начиналось либо с момента поступления
входящего документа, либо с подготовки
инициативного документа по указанию
боярина или царя. На входящем документе
указывались дата поступления и автор.
Если по делу требовалась справка, то дьяк
делал на обороте документа пометку –
«выписать», а после исполнения – «вклеить
в столп» (подклеить к делу). Документы,
относящиеся к одному делу, подклеивались
один к другому, места склеек заверялись
дьяком с обратной стороны подписью. Чтобы
ознакомиться с делом, надо было развернуть
столбец, а читая, сворачивать его. От такого
обращения документы быстро ветшали. Документы
этого периода имели форму свитка, длина
свитка часто была весьма значительной.
Например, Соборное уложение 1649г., содержавшее
основные законы России XVII в., имело общую
длину столбца 309 метров. Чтобы свиток
при разматывании не волочился, его наматывали
на деревянный стержень – так родилось
слово «волокита», смысл которого не требует
особого пояснения, - речь идет о необоснованном
затягивании принятия решения. Столбцовая
форма делопроизводства отменена Петром
I. Наряду со столбцовой формой документа
в приказах зародилась и стала применяться
тетрадная (книжная) форма. Тетрадь – это
лист бумаги, сложенный вдвое. По мере
необходимости накопившиеся тетради переплетались
и составляли собой книги. В форме книг
велись списки, финансовые, учетные, регистрационные
записи и др. Известно огромное количество
разновидностей книг – более трехсот.
Это – ужинные, денежные и другие книги.
Но основной формой документа все-таки
оставался столбец, имеющий по существу
характер «дела», последовательно отражавшего
все «производство» по тому или иному
вопросу, начиная с инициативного документа
(челобитной, памяти), включая все промежуточные
документы (справки, выписки из других
дел) и заканчивая документом, содержавшим
решение. Остальные бумаги, не сформированные
в столбцы, тетради или в книги, сгруппировывались
в связки, где нередко оказывались самые
разнообразные документы.
Виды документов, первые формуляры документов
Видовой состав документов приказного делопроизводства был довольно однообразным. Все существовавшие в этот период документы группируются в следующие основные виды: грамоты (царские указы или указные грамоты), приговоры, наказы, доклады, памяти, отписки, челобитные. Однако внутри каждого вида существовало множество разновидностей. Отписки это документы, поступавшие в приказы с мест, от воевод; грамоты – это царские указы, посылаемые из приказов на места – боярам, воеводам, приказным людям. Приказы представляли царю отписки или доклады; воеводам и другим местным начальникам царь давал наказы; приказы между собой сносились памятями; обращения граждан к центральной власти оформлялись в виде челобитных. Приказы по праву можно назвать колыбелью бюрократизма: зачастую документы проходили множество ненужных инстанций, подолгу задерживаясь без необходимости у отдельных исполнителей, прежде чем попадали по назначению. Старшим подьячим, наиболее опытным и уважаемым, и подьячим «средней руки» доверялась сложная работа, связанная с подготовкой решений по делам, хранением дел, опечатыванием архивных сундуков. Младшие подьячие не пользовались особым доверием. Многие царские указы XVII в. обращают внимание на необходимость строго контролировать их работу. За ошибки, допускаемые в официальных документах, подьячих строго наказывали: били батогами, лишали жалованья.
В
XV в. дорогостоящий пергамент
Инструментами письма служили гусиные перья, затачиваемые особым образом перочинным ножом. Лучшими, как отмечают историки, считались перья из левого крыла гуся, а сама очинка требовала значительного уменья. Гусиные перья применялись вплоть до второй половины XIX в., хотя металлические перья появились уже в начале века. Написанный гусиным пером текст посыпался мелким кварцевым песком. Московские приказы пользовались песком, привозимым с Воробьевых гор, который считался особенно светлым и чистым. С появлением так называемой скорописи (начертание округлых букв и использование графических сокращений слов и частей слов с вынесением их над строкой письма) свободно читать такие тексты стало довольно сложно, требовались знания и навыки.
Важнейшим признаком официального документа является его формуляр – совокупность устойчивых информационных элементов (реквизитов, языковых формул) документа, расположенных в определенной последовательности, специфической для каждого вида документа. Формуляр – результат повторяемости управленческих ситуаций и управленческих действий. В документах приказного делопроизводства большинство реквизитов еще не выделилось из текста, т.е. обращение, адресат, дата документа, обозначение автора и содержание документа составляли один сплошной текст. Как правило, документ начинался с обращения, даты или обозначения автора и адресата документа. Например, царские указные грамоты начинались указанием автора и адресата (от кого – кому): “От царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великой и Малой и Белой России самодержца, боярину нашему и воеводам князю Якову Куденетовичу Черкассому…”. Или: “… князю Ивану Алексеевичу Воротынскому с товарищами…”, а затем излагалось существо вопроса.Челобитные и отписки начинались с обращения: “Царю государю и великому князю Михаилу Федоровичу всея Руси бьет челом холоп твой…” Или: “Царю государю и великому князю Алексею Михайловичу, всея Великой и Малой и Белой России самодержцу, бьет челом сирота твой Ивашко Михайлов…”
При обращении к великому князю служилые люди писались холопами (“бьет челом холоп твой”); посадские люди и крестьяне, их жены, вдовы и дети – сиротами; духовные лица – богомольцами.
В заключительной части указной грамоты обозначалась дата ее составления и место, где она была написана: “Писан в царствующем граде Москве в наших царских палатах. Лета 7166 года, марта в 16 день”.
Челобитная заканчивалась и заверительной надписью: “К сей челобитной Демьянко Власов руку приложил”, а также указывались имена послухов (свидетелей), место и время составления челобитной.
Кроме этих обязательных элементов можно говорить о некоторых стабильных элементах текста для каждой разновидности документа. Например, изложение просьбы в челобитных начиналось традиционной формулой: ”… вели государь мне дать…”, а заканчивалось: “… царь-государь смилуйся пожалуй…”.
Анализируя формуляр документов приказного периода, многие исследователи отмечают наличие устойчивых форм, образцов, по которым совершалось делопроизводство. В частности, по единому образцу писались наказы воеводам из приказов, включавшие следующие части:
- вступление в должность нового воеводы, порядок приема должности от прежнего воеводы;
-
постановления о финансовом
- отношение воеводы к местному обществу и выборным должностям;
- постановления о полицейской деятельности воеводы;
-
определение военных
Процедура подготовки документов в приказном делопроизводстве включала следующие основные этапы:
-
поступление документа на
- подготовка дела к “докладу”;
- рассмотрение и решение дела;
-
оформление документа,
Рассмотрение дела в приказе начиналось по инициативе царя или по жалобе, извету, челобитной или отписке. Указание царя передавалось им лично кому-либо из чинов приказа или передавалось в приказ через кого-либо из тех, кто находился в это время при царе. По указу царя либо сразу готовилось решение (“отпуск”), если приказ располагал для этого нужными сведениями, либо начиналось исполнение – рассмотрение вопроса и сбор необходимых материалов.
Если
во исполнение царского указа нужно
было написать грамоту, дьяк писал ее
сам или давал поручение кому-
При поступлении документа на нем проставлялась дата, и дьяк делал помету “Выписать”, что означало “Навести справки”. Фактически это означало начало рассмотрения дела. Подготовкой дел к рассмотрению (“докладу”) занимались столы, или повытья, где дьяк или по его поручению старший подьячий собирал нужный материал, составлял проект ответного документа (решения по делу). Роль докладчика по делу принадлежала дьяку, а решение вопроса – думным дьякам. Решение по делу принималось после его обсуждения. Думные дьяки могли согласиться с подготовленным решением, но могли и внести свои коррективы. В результате после вынесения решения дьяк «чернил» подготовленный документ, т.е. исправлял его, младший подьячий переписывал набело. Подьячий «справлял», т.е. сверял беловик с черновиком, удостоверял («справлял») его своей подписью – «справой», которая выражала ответственность подьячего за точное соответствие черновику, но еще не придавала юридической силы документу. Для этого требовалась «припись» дьяка, которая свидетельствовала об ответственности за содержание документа.
Руководители приказов – судьи и приближенные к ним лица, участвовавшие в принятии решений, - не ставили своих подписей на документах. Это входило в обязанность дьяка, отвечавшего за ведение делопроизводства приказа: «а на всех делах закрепляют и помечают думные дьяки, а царь и бояре ни к каким делам … руки не прикладывают, для того устроены они, думные дьяки». Царь и бояре собственноручно подписывались только на договорных грамотах, заключаемых с другими государствами. Подпись, или «припись», дьяка была весьма своеобразна: если документ состоял из нескольких листов, дьяк «приписывал» документ на каждой склейке, проставляя по одному слогу своей фамилии на каждой склейке, чтобы буквы захватывали оба листа, что было узаконено Судебником 1550г. Это предохраняло документ от фальсификации и подлога.
В московских приказах впервые намечается обособление оконченных дел от «текущих». Наряду с хранением документов в кулях, мешках, сундуках в некоторых приказах (например, Поместном приказе) появляются шкафы для хранения документов, а затем и меры по охране документов, например снабжение сундуков замками.
Таким
образом, можно сделать вывод, что
к концу XVII в. работа с документами
в аппарате управления сосредоточилась
в руках особой группы служилых людей
– дьяков и подьячих. В целом приказное
делопроизводство сыграло важную роль
в формировании российского делопроизводства.
Однако установление на законодательном
уровне общих административных и делопроизводственных
правил, регламентация всех сторон деятельности
канцелярий и архивных учреждений были
еще впереди, на следующем этапе развития
системы государственного управления.
Система коллежского
делопроизводства. Система
министерского «
Создание новой системы государственных учреждений, появление упорядоченной системы регистрации
Новый
этап становления российского