Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:28, реферат
Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, схематично коммуникация может быть изображена так: S ↔ S. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл.
Коммуникативная сторона общения. Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, схематично коммуникация может быть изображена так: S ↔ S. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена. Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. Т.е. «все должны говорить на одном языке».
В условиях человеческой коммуникации
могут возникать
Средства коммуникации.
Для передачи любая информация должна
быть соответствующим образом закодирована,
т.е. она возможна лишь посредством использования
знаковых систем. Самое простое деление
коммуникации – на вербальную и невербальную,
использующие разные знаковые системы.
Вербальная использует в качестве таковой
человеческую речь. Речь является самым
универсальным средством коммуникации,
поскольку при передаче информации посредством
речи менее всего теряется смысл сообщения.
Можно обозначить психологические компоненты
вербальной коммуникации – «говорение»
и «слушание». «Говорящий» сначала имеет
определенный замысел относительно сообщения,
потом он воплощает его в систему знаков.
Для «слушающего» смысл принимаемого
сообщения раскрывается одновременно
с декодированием.
Модель коммуникативного процесса Лассуэлла
включает пять элементов:
КТО? (передает сообщение) – Коммуникатор
ЧТО? (передается)
КАК? (осуществляется передача) – Канал
КОМУ? (направлено сообщение) – Аудитория
С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? – Эффективность.
Можно выделить три позиции коммуникатора
во время коммуникативного процесса: открытая
(открыто объявляет себя сторонником излагаемой
точки зрения), отстраненная (держится
подчеркнуто нейтрально, сопоставляет
противоречивые точки зрения) и закрытая
(умалчивает о своей точке зрения, скрывает
ее).
Выделяют четыре группы невербальных
средств общения:
1) Экстра- и паралингвистические (различные
околоречевые добавки, придающие общению
определенную смысловую окраску – тип
речи, интонирование, паузы, смех, покашливание
и т.д.)
2) Оптико – кинетические (это то, что человек
«прочитывает» на расстоянии – жесты,
мимика, пантомимика).
Жест – это движение рук
или кистей рук, они классифицируются
на основе функций, которые выполняют:
коммуникативные (заменяющие речь); описательные
(их смысл понятен только при словах); жесты,
выражающие отношение к людям, состояние
человека; мимика – это движение
мышц лица; пантомимика – совокупность
жестов, мимики и положения тела в пространстве.
3) Проксемика (организация пространства
и времени коммуникативного процесса).
В психологии выделяют четыре дистанции
общения:
- интимная (от 0 до 0,5 метра). На ней общаются
люди, связанные, как правило, близкими
доверительными отношениями. Информация
передается тихим и
спокойным голосом. Многое передается
с помощью жестов, взглядов, мимики.
- межличностная (от 0,5 до 1,2 метра). На ней
осуществляется общение между друзьями).
- официально-деловая или социальная (от
1,2 до 3,7 метра). Используется для делового
общения, причем чем больше расстояние
между партнерами, тем более официальны
их отношения.
- публичная (более 3,7 метров). Характеризуется
выступлением перед аудиторией. При таком
общении человек должен следить за речью,
за правильностью построения фраз.
4) Визуальный контакт (визуалика – это
контакт глаз). Установлено, что обычно
общающиеся смотрят в глаза друг другу
не более 10 секунд.
Интерактивная
сторона общения. Это характеристика тех компонентов
общения, которые связаны со взаимодействием
людей, с непосредственной организацией
их совместной деятельности. Есть два
типа взаимодействий – кооперация и конкуренция.
Кооперативное взаимодействие
означает Координацию сил участников.
Кооперация является необходимым элементом
совместной деятельности, порождается
самой ее природой. Одной из наиболее ярких
форм конкуренции является
конфликт.
Перцептивная сторона
общения – это процесс восприятия
и понимания людьми друг друга.
Все три стороны общения тесно переплетаются
между собой, органически дополняют друг
друга и составляют процесс общения в
целом.
Функции.
1. Психологические функции
обусловливают развитие человека как
индивида и личности. В условиях общения
многие психические процессы протекают
иначе, чем в условиях изолированной индивидуальной
деятельности. Общение стимулирует развитие
мыслительных процессов (когнитивная
деятельность), волевых процессов (активность),
эмоциональных процессов (аффективность).
2. Социальные функции детерминируют
развитие общества как социальной системы
и развитие групп как составных единиц
этой системы. Интеграция общества возможна
только при условии наличия общения во
всех его видах, типах и формах.
3. Инструментальные функции
определяют связи между человеком и миром
в самом широком смысле слова; между различными
социальными группами. Кроме того, они
отвечают деятельностной природе человека,
социальных групп и обществ.