Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 01:16, курсовая работа
С практической точки зрения наличие профессиональных стандартов в авиастроительной отрасли позволяет минимизировать существующие расхождения между требованиями работодателей и уровнем подготовки выпускников в системе профессионального образования, создать условия для пересмотра федеральных государственных образовательных стандартов на основе требований работодателей, повысить конкурентоспособность наших кадров в контексте предстоящего вступления России во Всемирную торговую организацию.
Структурно каждый профессиональный стандарт состоит из единиц, каждая из которых соотносится с определенной трудовой функцией и определенным уровнем квалификации и содержит требования к выполнению конкретной трудовой функции, т.е. описание необходимых знаний, умений, уровня ответственности, самостоятельности и сложности выполнения трудовой функции.
Структурные элементы профессионального стандарта:
титульный лист;
содержание;
общие положения;
паспорт профессионального стандарта;
карточки видов трудовой деятельности;
описание единиц профессионального стандарта;
виды сертификатов, выдаваемых на основе ПС;
разработчики ПС;
лист согласования;
экспертиза и регистрация ПС;
лист регистрации изменений ПС.
1.3
Порядок организации
работ по стандартизации,
разработка и принятие
нормативного документа
Методика разработки профессиональных стандартов (далее – Методика) является неотъемлемой частью пакета нормативных документов, регламентирующих общие правила разработки профессиональных стандартов, их структуру и содержание, закрепленные «Положением о профессиональном стандарте» и «Макетом профессионального стандарта» (утверждены Распоряжением президента Российского союза промышленников и предпринимателей № РП-46 от 28 июня 2007 г.).
Методика состоит из четырех разделов и двух приложений.
Первый раздел содержит описание общей схемы, этапов и процедур разработки профессиональных стандартов, устанавливает перечень требований к экспертам, участвующих в разработке профессиональных стандартов.
Во втором разделе представлены рекомендации экспертам (рабочей группе) по сбору, обработке, систематизации информации, необходимой для составления профессионального стандарта. Описаны схемы анализа трудовых функций и порядок представления единиц профессионального стандарта, даны рекомендации по организации опроса сотрудников организаций.
Третий раздел отражает особенности заполнения макета профессионального стандарта и содержит рекомендации по составлению
всех разделов профессионального стандарта.
Четвертый раздел описывает порядок проведения экспертизы профессионального стандарта Национальным агентством развития квалификаций (далее – НАРК). Данный раздел будет полезен разработчикам профессиональных стандартов как информация о требованиях, предъявляемых Комиссией РСПП по профессиональным стандартам.
В приложениях приведен макет анкеты, которую разработчик профессиональных стандартов может использовать при проведении опросов сотрудников организаций.
Процесс создания профессионального стандарта включает в себя следующие этапы:
Примерная
схема работ по подготовке проекта
профессионального стандарта
В
зависимости от ВЭД, отраслевых и
производственных особенностей, масштабов
предприятия могут
В тех ВЭД, для которых характерна высокая степень монополизации или действует ограниченное число предприятий, члены рабочей (экспертной) группы могут самостоятельно составить базовый перечень трудовых функций, определить необходимые для их реализации знания и умения, выделить квалификационные уровни и затем приступить к составлению профессионального стандарта.
Этот же порядок начальных действий рабочей группы будет характерен и в той ситуации, когда необходимо внести дополнения и изменения в уже разработанные профессиональные стандарты.
В том случае, когда работа по составлению профессиональных стандартов для данного ВЭД начинается впервые, к тому же в нем действуют
десятки, а то и сотни тысяч предприятий (например, в малом и среднем бизнесе) со своей спецификой производства, рабочая (экспертная) группа, составив базовый перечень трудовых функций, знаний и умений, должна до составления профессионального стандарта в целях их конкретизации провести опрос сотрудников предприятий, работающих в данном ВЭД.
Вид
экономической деятельности (ВЭД) –
производственный процесс на основе объединения
того или иного вида ресурсов (оборудования,
рабочей силы, технологии и пр.) с целью
производства продукции (оказания услуг),
предназначенной для реализации. Виды
экономической деятельности являются
объектами классификации «Общероссийского
классификатора видов экономической деятельности»
(ОКВЭД).
Схема 1.
Этапы разработки проекта профессионального
стандарта
2. Актуальность разработки и применения нормативного документа
2.1 Актуальность разработки стандарта
Актуальность разработки профессиональных стандартов в первую очередь связана с тем, что в постиндустриальном обществе стремительно меняются не только технологии и методы организации производства, но и сам характер труда. Особо ценными для работодателя становятся компетенции, связанные с планированием человеком собственной деятельности, оценки ее качества и результатов, умением работать в команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководить людьми. Это так называемые широкие (или сквозные, ключевые) компетенции, необходимые в любой профессиональной деятельности. Они обеспечивают не только более высокую личную эффективность и гибкость, высокую адаптивность человека к изменениям (что ценится работодателями), но и его конкурентоспособность на рынке труда.
ПС описывает профессиональный
минимум, которому должны
ПС поможет работодателям при подборе, расстановке и оценке персонала, а также при определении уровня ответственности сотрудников (что важно для разработки справедливой системы стимулирования). Он также является основой для объективной оценки профессионального уровня и профессионального развития работников, их сертификации и т. п. (рис. 2).
Рис. 2.
Области использования
По нашему мнению, именно
требования ПС должны стать основой для
подготовки образовательных стандартов,
учебных программ и учебно-методических
материалов, выбора форм и методов обучения
в системе профобразования.
Разработка единых (отраслевых) требований к профессиональной деятельности позволит сформировать стройную систему непрерывного профессионального образования, а также:
▪ поддерживать высокий уровень качества производства на всех предприятиях отрасли;
▪ создать
принципиально новый
▪ оперативно разрабатывать и внедрять новые технологии и форматы обучения;
▪ проводить независимую оценку результатов всех видов и форм обучения (в том числе неформального).
Профессиональный стандарт в сфере послепродажного обслуживания включает спектр неоднородных по своему содержанию видов сервисной деятельности, направленных на поддержание эксплуатационно-технических показателей авиационной техники с учетом заданных ограничений, в том числе с учетом базового стоимостного ограничения полной стоимости владения, включающей затраты на закупку техники и ее эксплуатацию.
Так, отдельные предложения по структурному преобразованию данной сферы нашли свое отражение в Указах Президента Российской Федерации, других нормативно-правовых актах, направленных, прежде всего, на решение организационно-экономических вопросов дебюрократизации, повышения качества и транспарентности послепродажного обслуживания, снижения возросшего уровня рекламаций иностранных заказчиков, в первую очередь, относительно неприемлемых сроков поставок запасных частей, реализации технического обслуживания и ремонта.
Таким образом, имеет место объективная
потребность в технологии формирования
стратегии послепродажного обслуживания
авиационной техники российского производства,
разработка и реализация которой в условиях
постоянного повышения требований к срокам
и качеству сервиса в рамках международной
конкуренции и технологической кооперации
приобретают принципиальный характер
для обеспечения конкурентоспособности
отечественных поставщиков, и тем сам
обусловливают первую составляющую актуальности
исследования.
Информация о работе Актуальность разработки и применения нормативного документа