Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 22:42, курсовая работа
Червячной передачей называется механизм, служащий для преобразования вращательного движения между валами со скрещивающимися осями. Обычно червячная передача состоит из червяка 1 и сопряженного с ним червячного колеса 2. Угол скрещивания осей обычно равен 90°; неортогональные передачи встречаются редко. Червячные передачи относятся к передачам с зацеплением, в которых движение осуществляется по принципу винтовой пары.
[№3 с186], где = 45…60(МПа) – допускаемое напряжение изгиба для стального червяка [№3 с.186]
(МПа)
Т.к. =45…60 (МПа) > =10,68(МПа) – условие выполняется.
Максимальный изгиб (стрела прогиба): [№3 с.187],
где - равнодействующая окружной и радиальной силы [№3 с.187],
(Н)
- осевой момент инерции червяка [№3 с.187]
(Н*мм)
Е – модуль продольной упругости материала червяка, для стали 45х, закаленной до твердости Н=45HRCэ (МПа) [№1 с.87].
(мм)
Условие жесткости червяка:
[№4 ф. 1.56]
(мм)
Т.к.
- условие выполняется.
Предварительный расчет валов.
а) Тихоходный вал.
По рекомендации
$12.2 [№3 с.225], для компенсации напряжений
изгиба и других неучтенных факторов
принимаем для расчета
[№4 с.53 ф.3.22], где Т – крутящий момент на валу,
- допускаемое напряжение на
По рекомендации [№3 с.225] принимаем материал выходного вала редуктора сталь 45, тогда
(МПа) [№4 с.53]
Полученное значение округляем до ближайшего стандартного значения из ряда Rа40 [№3 с.226] , тогда
(мм) – диаметр вала в месте посадки подшипника,
(мм) - диаметр вала в месте посадки шестерни,
(мм) - диаметр вала в месте посадки звездочки.
Определим длину ступицы:
[№4 с.53]
(мм),
принимаем (мм)
По рекомендации [№4 с.53] предварительно принимаем длину выходного конца тихоходного вала
(мм),
расстояние между точками приложения реакции подшипников тихоходного вала
(мм).
Выполним упрощенный
проверочный расчет(
[№3 с.228]
[№3 с.228]
[№3 с.227]
[№3 с.228]
Из предыдущих расчетов имеем:
окружная сила – (H)
осевая сила – (H)
радиальная сила – (H)
Т2=3804,52 (Н*м)
a1=а2=120 (мм)
d2=560(мм)
(Н*м)
(Н*м)
(Н*м)
Приняв по табл.12.1 [№3 с.229] допускаемое напряжение (МПа)
Т.к. в вместе посадки шестерни на валу будет шпоночный паз то увеличив расчетный диаметр на 10% , в результате получим dp=95(мм).
Сравнивая расчетный диаметр вала с принятым:
видим, что сопротивление усталости вала обеспечено со значительным запасом.
б) Определим размеры быстроходного вала (червяка).
Из предыдущих расчетов имеем:
расстояние между центрами приложения реакции опор подшипников
диаметр впадин
Для увеличения прочности вала примем, что червяк изготовлен как одно целое валом [№3 с.232].
Т.о. ,
диаметр вала вместе посадки подшипников
По рекомендации [№4 с.54] принимаем диаметр выходного вала червяка равным 0,8…1,2 диаметра вала электродвигателя [№5, табл. 22.4, стр.38], т.е.
Длину выходного вала примем .
По табл. 9.2 [№2 с.203] назначаем 8 – ю степень точности.
Эскизная компоновка и предварительные размеры.
После определения размеров основных деталей выполним эскизную компоновку редуктора. Червяк и червячное колесо располагаем симметрично относительно опор и определяем соответствующие длины.
; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; .
По рекомендации [№1 с.380] :
1) принимаем диаметр вала под уплотнения для подшипников:
быстроходного - ; тихоходного - ;
2) зазор между колесом (и другими деталями) и корпусом:
[№1 с.380] , принимаем
3) ширину подшипников
предварительно принимаем
Подбор подшипников.
Для вала червячного колеса предварительно примем роликовый конический подшипник легкой серии 7219 ГОСТ333 – 71 с размерами:
; ; ; ; ; ; [№4 табл.5.34], рабочая температура
Из предыдущих расчетов имеем:
(H), (H), (H), , , .
По рекомендации $13.4 [№3 с.246] проверку подшипников только по динамической грузоподъемности, по условию , где - требуемая величина грузоподъёмности; - динамическая грузоподъемность подшипника (из таблицы).
[№3 с.246], где Р – эквивалентная динамическая нагрузка: [№3 с.247].
Определим коэффициент [№2 т.16.5].
При коэффициенте вращения V=1 [№2 прим. к ф.16.29] получим
Из табл.16.5 [№2 с.335] находим коэффициенты радиальной и осевой нагрузок: ;
По рекомендации к формуле 16,29 [№2 с.335]:
коэффициент безопасности (умеренные толчки);
температурный коэффициент (до ).
Тогда (Н)
Т.к. - обеспечен значительный запас прочности подшипниковых узлов вала червячного колеса.
Для вала червяка предварительно примем роликовый конический подшипник легкой серии 7220 ГОСТ333 – 71 с размерами:
; ; ; ; ; ; [№4 табл.5.34], рабочая температура
Из предыдущих расчетов имеем:
(H), (H), (H), , , .
По рекомендации $13.4 [№3 с.246] проверку подшипников только по динамической грузоподъемности, по условию , где - требуемая величина грузоподъёмности; - динамическая грузоподъемность подшипника (из таблицы).
[№3 с.246], где Р – эквивалентная динамическая нагрузка: [№3 с.247].
Определим коэффициент [№2 т.16.5].
При коэффициенте вращения V=1 [№2 прим. к ф.16.29] получим
Из табл.16.5 [№2 с.335] находим коэффициенты радиальной и осевой нагрузок: ;
По рекомендации к формуле 16,29 [№2 с.335]:
коэффициент безопасности (умеренные толчки);
температурный коэффициент (до ).
Тогда (Н)
Т.к. - обеспечен значительный запас прочности подшипниковых узлов вала червяка.
Подбор шпонок и проверочный расчет
шпоночного соединения.
Для выходного конца быстроходного вала d1вых =70(мм), передающего вращающий момент Т1=246,98(Н*м).
По табл. 4.1 [№4 с.78] выбираем призматическую шпонку со скругленными концами (исполнение А):
b=20(мм) – ширина шпонки,
h=12(мм) – высота шпонки,
t1=7,5(мм) – глубина паза на валу,
t2=4,9(мм) – глубина паза на муфте.
Радиус закругления пазов 0,3<r<0,5(мм) (интерполяция)
Учитывая длину вала и предполагаемую длину ступицы муфты = 130(мм), принимаем по СТ СЭВ 189 – 75 [№4 с.78] длину шпонки (мм).
Расчетная длина шпонки [№3 с.55]
(мм)
Принимая материал шпонки сталь 45 с пределом текучести [№3 с.57], а допускаемый коэффициент запаса прочности [s]=2,3 (нагрузка постоянная нереверсивная) [№3 с.56],
определим допускаемое напряжение [№3 с.57],
(МПа)
Проверим соединение на смятие:
[№3 с.56],
(МПа).
Т.к.
[№3 с.55] – прочность шпоночного соединения
обеспечена.
Напряжение среза [№3 с.55], где - площадь среза шпонки:
(МПа)
Т.к. [№3 с.57] – прочность шпоночного соединения обеспечена.
Для вала под ступицу червячного колеса d2ш =100 (мм), передающего вращающий момент Т2=3804,52(Н*м), (мм).
По табл. 4.1 [№4 с.78] выбираем призматическую шпонку со скругленными концами (исполнение А):
b=28(мм); h=16(мм); t1=10(мм); t2=6,4(мм); 0,4<r<0,6(мм); (мм);
(мм)
(МПа).
Т.к. – условие выполняется.
(МПа)
Т.к. – прочность шпоночного соединения обеспечена.
Для выходного конца тихоходного вала d2ЗВ =90 (мм), передающего вращающий момент Т2=3804,52(Н*м).
Учитывая длину вала и предполагаемую длину ступицы ведущей звездочки = 130(мм): шпонка призматическая со скрученными концами, исполнение А:
b=25(мм); h=14(мм); t1=9(мм); t2=5,4(мм); 0,4<r<0,6(мм); (мм);
(мм)
(МПа).
Т.к. – условие выполняется.
(МПа)
Т.к.
– прочность шпоночного соединения обеспечена.
Конструирование корпуса. Выбор арматуры. Компоновка редуктора.
1. Для удобства
сборки редуктора корпус
[№1 с.384]
(мм)
Принимаем (мм)
2. Диаметр фундаментных болтов
[№1 с.384]
(мм)
Принимаем (мм)
Для уменьшения габаритов и веса редуктора крышку и корпус соединяем шпильками, ввернутыми в корпус. Диаметры шпилек:
у подшипников
[№1 с.384]
(мм)
для соединения крышки с корпусом
[№1 с.384]
(мм)
Крышки подшипников при диаметрах гнезд 180 и 170 мм прикреплены каждая шестью болтами диаметром (мм)[№4 с.167].
Для снятия крышки корпуса предусмотрен отжимной болт.
Болты, шпильки и установочные штифты располагаем так, чтобы между ними (или соответствующими отверстиями для них) и ближайшей свободной поверхностью или отверстием оставалось тело толщиной не менее
[№1 с.384] где
— диаметр соответствующей детали;
оси этих деталей должны располагаться на расстояниях [№1 с.384] от ближайшего отверстия или поверхности. Кроме того, должна быть обеспечена возможность поворота гаечного ключа.
(мм)
(мм)
(мм)
(мм)
(мм)
(мм)
(мм)
(мм)
3. В принятой
схеме редуктора подшипники
При такой конструкции редуктора подшипники смазываются консистентной смазкой через пресс-масленки, а так же масляным туманом, образующимся в процессе работы [№6 с.348].
4. При небольших
габаритах редуктора для
5. Компоновку
и недостающие размеры
Компоновка узла червячного колеса.
Информация о работе Расчет и проектирование червячного редуктора