Рациональное использование топливно-энергетических ресурсов в целях охраны окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:22, реферат

Описание работы

Цель работы: изучение и анализ рационального использования топливно-энергетических ресурсов
Методы исследования: статистические, научные, экономико-математические.
Актуальность темы исследования: актуальность работы состоит в том, что в условиях рынка и самообеспечении промышленных предприятий Беларуси остро встал вопрос о стандартизации, использовании и эффективности топливно-энергетической политики в целях охраны окружающей среды.

Работа содержит 1 файл

ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ 2010.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 
 

по дисциплине: Основы энергосбережения

на тему: Рациональное использование топливно-энергетических ресурсов в целях охраны окружающей среды 
 
 
 

Студент

ФЭУТ, 2-й курс, ЗГТ-1

 
А.Ю.Потупчик
 
 
 
Руководитель  
 
 
 
 

МИНСК 2010 
 

РЕФЕРАТ 

     Рациональное  использование топливно-энергетических ресурсов в целях охраны окружающей среды. 

     Объект  исследования –   топливно-энергетические ресурсы.

     Предмет исследования – структура топливно-энергетических ресурсов.

     Цель  работы: изучение и анализ рационального использования топливно-энергетических ресурсов

     Методы  исследования: статистические, научные, экономико-математические.

     Актуальность  темы исследования: актуальность работы состоит в том, что в условиях рынка и самообеспечении промышленных предприятий Беларуси остро встал вопрос о стандартизации, использовании и эффективности топливно-энергетической политики в целях охраны окружающей среды.

     Все процессы добычи и переработки топлива, производства, транспортировки и распределения электроэнергии охватывает один из важнейших межотраслевых комплексов - топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Он состоит из двух главных частей: топливной промышленности и электроэнергетики, а также инфраструктуры. Этот комплекс является стержнем жизнеобеспечения любой страны.Топливно-энергетический фактор играет определяющую роль в обеспечении надежного функционирования экономики и социальной сферы страны, укреплении ее позиций на международной арене.

     В данной работе рассмотрен материал о  понятии, учёте, роли и использовании топливно-энергетических ресурсов в отечественной промышленности и основы их грамотного использования. 
 

     Работа  состоит из 3 основных разделов топливно-энергетических ресурсов:

  1. Понятие и государственное управление топливно-энергетических ресурсов
  2. Роль и влияние топливно-энергетических ресурсов на окружающую среду
  3. Мероприятия по рациональному использованию топливно-энергетических ресурсов в целях охраны окружающей среды.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     На  всех стадиях своего развития человек  был тесно связан с окружающим миром. Но с тех пор как появилось  высокоиндустриальное общество, опасное  вмешательство человека в природу  резко усилилось, расширился объём  этого вмешательства, оно стало многообразнее и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества. Расход невозобновляемых видов сырья повышается, все больше пахотных земель выбывает из экономики, так как на них строятся города и заводы. Человеку приходится все больше вмешиваться в хозяйство биосферы – той части нашей планеты, в которой существует жизнь.

     Биосфера  Земли в настоящее время подвергается нарастающему антропогенному воздействию. При этом можно выделить несколько  наиболее  существенных процессов, любой  из которых не улучшает экологическую ситуацию на планете. Наиболее масштабным и значительным является химическое загрязнение среды несвойственными ей веществами химической природы. Среди них – газообразные и аэрозольные загрязнители промышленно-бытового происхождения. Прогрессирует и накопление углекислого газа в атмосфере. Дальнейшее развитие этого процесса будет усиливать нежелательную тенденцию в сторону повышения среднегодовой температуры на планете. Вызывает тревогу у экологов и продолжающееся загрязнение Мирового океана нефтью и нефтепродуктами, достигшее уже почти половину его общей поверхности. Нефтяное загрязнение таких размеров может вызвать существенные нарушения газо - и водообмена между гидросферой и атмосферой. Не вызывает сомнений и значение химического загрязнения почвы пестицидами и ее повышенная кислотность, ведущая к распаду экосистемы. В целом все рассмотренные факторы, которым можно приписать загрязняющий эффект, оказывают заметное влияние на процессы, происходящие в биосфере. Развиваясь, человечество начинает использовать все новые виды ресурсов (атомную и геотермальную энергию, солнечную, гидроэнергию приливов и отливов, ветряную и другие нетрадиционные источники). Однако главную роль в обеспечении энергией всех отраслей экономики сегодня играют топливно-энергетические ресурсы. Это четко отражает структура топливно-энергетического баланса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.1 Понятие и государственное управление  топливно-энергетических ресурсов 

     Топливно-энергетические ресурсы - совокупность всех природных и преобразованных видов топлива и энергии, используемых в республике.

       Эффективное использование топливно-энергетических  ресурсов подразумевает использование  всех видов энергии экономически  оправданными, прогрессивными способами при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдении законодательства. Рациональное использование топливно-энергетических ресурсов является достижением максимальной эффективности использования топливно-энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдении законодательства.

     Пользователями  топливно-энергетических ресурсов могут  быть субъекты хозяйствования независимо от форм собственности, зарегистрированные на территории Республики Беларусь в  качестве юридических лиц или предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, а также другие лица, которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь имеют право заключать хозяйственные договоры, и граждане, использующие топливно-энергетические ресурсы.

     Производителями топливно-энергетических ресурсов служат субъекты хозяйствования независимо от форм собственности, зарегистрированные на территории Республики Беларусь в  качестве юридических лиц, для которых  любой из видов топливно-энергетических ресурсов, используемых в республике, является товарной продукцией.

     Субъекты  отношений в сфере энергосбережения (пользователи и производители топливно-энергетических ресурсов), осуществляют следующие  виды деятельности:

  • добычу, переработку, транспортировку, хранение, производство, использование и утилизацию всех видов топливно-энергетических ресурсов;
  • производство и поставку энергогенерирующих и энергопотребляющих оборудования, машин, механизмов, материалов, а также приборов учета, контроля и регулирования расхода топливно-энергетических ресурсов;
  • проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, экспертных, специализированных, монтажных, наладочных, ремонтных и других видов работ (услуг), связанных с повышением эффективности использования и экономии топливно-энергетических ресурсов;
  • реализацию мероприятий, связанных с развитием и применением нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, использованием вторичных энергетических ресурсов;
  • информационное обеспечение юридических и физических лиц, подготовку кадров для сферы энергосбережения;
  • разработку и внедрение эффективных систем управления энергосбережением и средств контроля за эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов. 

     Государственное управление в сфере энергосбережения осуществляют Правительство Республики Беларусь и уполномоченный им республиканский  орган государственного управления.  Республиканский орган государственного управления в сфере энергосбережения проводит государственную политику в соответствующей области, регулирует деятельность, направленную на эффективное использование и экономию топливно-энергетических ресурсов в народном хозяйстве республики, осуществляет государственный надзор за рациональным использованием этих ресурсов, а также иные функции и задачи, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

     Основными принципами государственного управления в сфере энергосбережения являются:

  • осуществление государственного надзора за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов;
  • разработка государственных и межгосударственных научно-технических, республиканских, отраслевых и региональных программ энергосбережения и их финансирование;
  • приведение нормативных документов в соответствие с требованием снижения энергоемкости материального производства, сферы услуг и быта;
  • создание системы финансово-экономических механизмов, обеспечивающих экономическую заинтересованность производителей и пользователей в эффективном использовании топливно-энергетических ресурсов, вовлечении в топливно-энергетический баланс нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, а также в инвестировании средств в энергосберегающие мероприятия;
  • повышение уровня самообеспечения республики местными топливно-энергетическими ресурсами;
  • осуществление государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений;
  • создание и широкое распространение экологически чистых и безопасных энергетических технологий, обеспечение безопасного для населения состояния окружающей среды в процессе использования топливно-энергетических ресурсов;
  • реализация демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности;
  • информационное обеспечение деятельности по энергосбережению и пропаганда передового отечественного и зарубежного опыта в этой области;
  • обучение производственного персонала и населения методам экономии топлива и энергии;
  • создание других экономических, информационных, организационных условий для реализации принципов энергосбережения.

     Производители и пользователи топливно-энергетических ресурсов обеспечивают единство измерений при осуществлении мероприятий по энергосбережению.

     Государственная экспертиза энергетической эффективности  является обязательной при добыче, переработке, транспортировке, хранении, производстве, использовании и утилизации топливно-энергетических ресурсов.

     Основными задачами государственной экспертизы энергетической эффективности являются оценка соответствия проектных решений  требованиям нормативных документов по стандартизации в части показателей энергоэффективности, а также определение достаточности и обоснованности предусматриваемых мер по энергосбережению.

     Энергетическое  обследование предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории Республики Беларусь, проводится в  целях оценки эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и обеспечения их экономии.

     Обязательному энергетическому обследованию подлежат предприятия, учреждения, организации, если годовое потребление ими  топливно-энергетических ресурсов составляет более 1,5 тысячи тонн условного топлива.

     Финансирование  мероприятий по энергосбережению осуществляется за счет средств республиканского и  местных бюджетов, республиканского фонда "Энергосбережение", средств  юридических и физических лиц, направляемых добровольно на эти цели, а также других источников в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Республиканский фонд "Энергосбережение" образуется за счет поступлений в виде:

  • платежей за перерасход топлива, электрической и тепловой энергии сверх установленных норм (предельных уровней) потребления топливно-энергетических ресурсов;
  • экономических санкций за:
    • несвоевременную установку приборов учета расхода топливно-энергетических ресурсов;
    • использование топлива, электрической и тепловой энергии без утвержденных в установленном порядке норм их расхода на производство единицы продукции (работ, услуг);
    • нарушение правил пользования электрической и тепловой энергией;
  • добровольных взносов юридических и физических лиц (в том числе в иностранной валюте);
  • других платежей в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Информация о работе Рациональное использование топливно-энергетических ресурсов в целях охраны окружающей среды