Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 13:55, статья
Изучение свойств направленности проводов и элементов в сигнальной части звуковоспроизводящего тракта началось в те же семидесятые. Известные результаты достаточно противоречивы: с одной стороны было установлено, что направления проводов на участке схемы между ЦАП и сеткой входной лампы замыкаются по контуру. Причем холодный (земляной) провод направлен к ЦАП – «от следствия к причине», а горячий (сигнальный) – к сетке входной лампы – «от причины к следствию» [3]. То же правило было установлено на участке «головка звукоснимателя – сетка входной лампы RIAA корректора» [4]. С другой стороны, существует мнение, что оба и сигнальный и земляной провода необходимо ориентировать «от причины к следствию» [5]. При этом мало кто из исследователей учитывал, что правильное направление проводов и всех других элементов электрического тракта одинаково важно и в сигнальных цепях, и в цепях питания постоянного и переменного тока. В данной статье даются рекомендации, как следует ориентировать провода и компоненты во всех цепях звуковоспроизводящего тракта.
Все контуры иллюстрируются на принципиальной схеме однотактного усилителя (рис.1). Общие контура в питании DAC СD-плеера подчиняются вышеперечисленным правилам. Пользуясь полученными правилами можно определить контура и их направления любого усилительного каскада. Данные правила были проверены и подтверждены А. Лихницким в процессе макетирования двухтактного усилителя.
Рис. 1
Некоторые особенности экспериментального тракта.
В тракте использованы провода и компоненты из приемников Telefunken и Siemens 30-х-40–х годов.
Проходные конденсаторы самодельные: фольга медная, диэлектрик трехслойный: «бумага – тонкий упаковочный полиэтилен – бумага» т.к. прямой контакт диэлектрика (масла в том числе) и проводника отрицательно влияет на характер окраски компонента. В случае с сухим диэлектриком это можно исправить, проложив между проводником и диэлектриком бумагу или хлопковую ткань. Выводы конденсаторов соединены с фольгой без пайки – рулон просто крепко скручен и сильно перетянут ХБ изолентой. И в выводах и в фольге учтены направления.
Выпрямитель – однополупериодный [12] – при использовании стандартной двухполупериодной схемы и стандартного сетевого трансформатора одна из обмоток трансформатора будет в неправильном направлении. Также пагубно влияют на качество звука параллельные пути прохождения сигнала.
Резисторы – монтажные провода соединены с графитовым покрытием напрямую с учетом направлений как проводов, так и графитового покрытия.
Ламповые панельки, аудио и сетевые разъемы – все лепестки разъемов имеют направленность. Панельки собраны с использованием лепестков с необходимыми направлениями согласно схемы рис 1. RSA разъемы, как «мамы» так и «папы» на межблочном кабеле, использованы от различных производителей тоже с необходимыми направлениями.
Источник сигнала – для достижения максимально короткого пути сигнал взят прямо с выходных ножек ЦАП.
Громкоговоритель – «Ноэма» – 75ГДШ33-16. Перемотан подходящим по диаметру проводом Telefunken и без разрывов выведен прямо на выходные контакты (на участке от диффузора до выходных контактов, где обычно применяется «литц» провод свит по подобию телефонного шнура и проклеен резиновым клеем).
Музыкальный
материал – мастер-диски произведенные
по технологии АМЛ+ и другие с удачным
ремастерингом записей 40х–60-х годов.
ВАЖНО! Везде, где есть возможность, вместо пайки применены скрутки. Пайка сильно ухудшает ясность – уже при общем количестве паек в тракте в 20 штук избавление от каждой из них вносит очень серьезный вклад в улучшение звучания тракта. Если в тракте больше 30–40 паек, то его ясность страдает уже настолько, что отличить на слух скрутку от пайки достаточно проблематично.
Проходные конденсаторы и сигнальные провода удалены от стального шасси на не менее чем 5 мм (в противном случае уходит ясность и разборчивость окраски на ВЧ). Косвенно это подтверждает отрицательное влияние экранированных проводов на звук [13].
Использованы только одножильные провода (в многожильных очень часто жилки уложены не в одном направлении, поэтому звук многожильных проводов сильно зависит от места касания и всегда менее ясен, чем у одной отдельно взятой жилки того же кабеля).
Антон Степичев.
Санкт Петербург,
28
июня 2005 г.
Автор
выражает свою признательность
А. Лихницкому за помощь
в написании статьи.
Оригинал статьи:
http://www.aml.nm.ru/
Информация о работе Построение усилителя с учетом направлений электрических компонентов