Зрелость старшего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 19:08, реферат

Описание работы

Зрелость считается порой полного расцвета личности, когда человек может реализовать весь свой потенциал, добиться наибольших успехов во всех сферах жизни. Это время исполнения своего человеческого предназначения - как в профессиональной или общественной деятельности, так и в плане преемственности поколений.

Работа содержит 1 файл

Зрелость.doc

— 51.00 Кб (Скачать)
 

     Зрелость.

     Зрелость - самый длительный для большинства  людей период жизни. Его верхнюю  границу разные авторы определяют по-разному: от 50-55 до 65-70 лет. Согласно Э.Эриксону, зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни.

     Зрелость  считается порой полного расцвета личности, когда человек может реализовать весь свой потенциал, добиться наибольших успехов во всех сферах жизни. Это время исполнения своего человеческого предназначения - как в профессиональной или общественной деятельности, так и в плане преемственности поколений.

     1) Особенности развития личности. Профессиональная продуктивность.

     В зрелости, как и в молодости, главные  стороны жизни - профессиональная деятельность и семейные отношения. Но если в молодости  она включала овладение выбранной профессии и выбор спутника жизни, то в зрелости это - реализация себя, полное раскрытие своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях.

     Э. Эриксон считает основной проблемой  зрелости выбор между продуктивностью  и инертностью.

     Понятие продуктивности по Эриксону - творческая, профессиональная продуктивность, а  также вклад в воспитание и  утверждение в жизни следующего поколения.

     Продуктивность  по Эриксону связана с заботой "о  людях, результатах и идеях, к  которым человек проявляет интерес".

     Инертность  ведет к поглощенности собой, своими личными потребностями.

     Важнейшей особенностью зрелости является осознание  ответственности за содержание своей  жизни перед самим собой и  перед 
 
 

другими людьми.

     Развитие  личности зрелого человека требует избавления от неоправданного максимализма, характерного для юности и частично молодости, взвешенности и многогранности подхода к жизненным проблемам, в том числе к вопросам своей профессиональной деятельности. Накопленный опыт, знания, умения представляют для человека огромную ценность, но могут создавать ему и трудности в восприятии новых профессиональных идей, тормозить рост его творческих возможностей. Прошлый опыт при отсутствии разумной гибкости и многогранности может стать источником консерватизма, регидности, неприятия всего того, что исходит не от себя самого.

2) Кризис 40 лет. Коррективы жизненного замысла.

     Часть людей проживает еще один "внеплановый  кризис" 40 лет (бывает раньше и позже). Это как бы повторение кризиса 30 лет, кризиса смысла жизни, если кризис 30 лет не привел к должному решению проблем. Кризис 40 лет нередко вызывается и обострением семейных отношений. Дети, как правило, вырастают и начинают жить своей жизнью, умирают некоторые близкие родственники и родственники старшего поколения. Утрата непосредственного участия в жизни детей способствует окончательному осознанию характера супружеских отношений. Зачастую бывает, что кроме детей супругов ничто значимое для них обоих не связывает. В случае возникновения кризиса 40 лет, человеку вновь приходится перестраивать свой жизненный замысел, вырабатывать новую "Я - концепцию". Этот кризис может серьезно изменить жизнь человека вплоть до смены профессии и создания новой семьи.

     Если  в молодости центральным возрастным новообразованием  
 
 

являются  семейные отношения, включая материнство  и отцовство и 

профессиональную  компетентность, то в зрелости на их основе возникает уже объединенное образование. Оно интегрирует результаты развития обоих

 новообразований  предыдущего периода и называется  продуктивностью.

     Кризис 40 лет говорит еще об одном  важном новообразовании зрелости: коррективах  жизненного замысла и связанных  с ними изменениях "Я - концепции".

     Швейцарский психолог Э. Клапаред полагал, что достигая в зрелости своего расцвета и пика профессиональной продуктивности, человек прекращает свое развитие, останавливается в повышении своего профессионального мастерства, творческого потенциала и т.д. Затем наступает спад, постепенное убывание профессиональной продуктивности: все лучшее, что человек мог сделать в своей жизни, остается позади, на уже пройденном отрезке пути. Также считали не только Э. Клапаред, но и еще ряд исследователей.

     Внутри  периода зрелости выделим "акмэ" - вершину, когда у многих людей  начинается спад жизненной энергии  и активности.

     Переход от прогресса к регрессу связывается  у разных авторов и исследователей с разным возрастом. Этот возраст  чаще всего считается от 40 до 50 лет. Инволюционные процессы в развитии психических функций связывают  с начинающимся биологическим старением. В противовес вышесказанному работы Б.Г. Ананьева и его учеников показали, что процесс развития психических функций в зрелости сложен и неоднозначен. Ученики доктора А. Червоненко своим жизненным примером доказали, что, если заниматься энергетическим упражнениями, то в возрасте 40-50 лет можно открыть неограниченные способности и вопреки исследованиям Э. Клапареда жизненная активность и энергия в возрасте 40-50 лет может 
 

      

многократно увеличиться.

     Время пика профессиональной продуктивности зависит от необходимого оптимального соотношения уровня мастерства, знания, опыта, с одной стороны, и функциональной и физической подготовки - с другой. На

время и продолжительность "акмэ" влияют и индивидуально-личностные особенности  человека. Для представителей очень многих профессий пик продуктивности, после которого наступает ее спад, нехарактерен. Это актеры, преподаватели, врачи - специалисты и т.д. Здесь профессиональное мастерство не имеет жесткой зависимости от уровня физической и функциональной зависимости. Но для ряда профессий возрастной тип продуктивности обусловлен самим характером работы. Это летчики-испытатели, артисты балета. Они достигают "акмэ" в самом начале своей зрелости. В таких профессиях как врач-хирург, авиадиспетчер "акмэ" может сдвигаться к середине, иногда ко второй половине зрелости.

     Особый  интерес представляет проблема "акмэ" для людей творческих профессий - ученых, писаталей, поэтов, композиторов, художников. У одних всплеск в ранний период взрослости, а далее творческая продуктивность как бы выключилась, и больше не писалось удивительных произведений. Другие, как, например, П.И. Чайковский, - свой расцвет творчества пронес через всю свою жизнь.

     Высочайший уровень продуктивности, сохранившийся до конца жизни, отличает творчество очень многих выдающихся ученых, писателей, поэтов, композиторов, художников и представителей других творческих профессий. Это: Леонардо да Винчи, М.В. Ломоносов, И. Гете. В.И. Вернадский, А.П. Чехов, Ф.М. Достоевский, Ч. Диккенс, А.Эйнштейн, М.М. Пришвин и др.

3) Отношения с детьми.

     Зрелость - время продуктивности во всех сферах жизни. Одна из самых важных задач  взрослого человека - вырастить своих  детей. В психологии 
 

 рассматривается три варианта любви:

  • безусловная любовь
  • обусловленная любовь

-     неприятие

     В безусловной любви ребенка любят  независимо от того красив он или некрасив, способен или неспособен. Но этой любви  недостаточно для личностного роста.

     Обусловленная любовь - любовь неистинная. Ребенка любят только тогда, когда он отвечает требованиям и ожиданиям родителей (когда послушен, не доставляет хлопот, хорошо учится и т.д.).

     Такая любовь порождает в ребенке неуверенность, тревожность, чувство неполноценности, снижает уровень самооценки.

     Неприятие ребенка возникает не только в  благополучных семьях. Причины бывают разными. Например, ждали сына, а  родилась дочь. Мама красива, а ее дочь "гадкий утенок".

     Дети  чувствуют и неискренность обусловленной  любви и неприятие. И это обязательно сказывается на отношениях в семье между двумя поколениями. Отчуждения, замкнутость, уход "на улицу" начинается, как правило, с подросткового возраста.

     Особенности отношений между родителями и  детьми определяются не только на эмоциональной основе, но и стилем воспитания.

     Отношение родителей и детей зависит  и от ребенка, его личностных особенностей.

     Индивидуальные  особенности детей необходимо учитывать  в процессе

обучения  и воспитания.

     Если  родителями не учитываются его индивидуальные особенности, воспитание оказывается неадекватным. Особенности личности ребенка  
 
 

накладывают отпечаток на семейные отношения.

     Когда младший ребенок покидает родительский дом, родители оставшиеся вдвоем, лишенные привычных связей и забот, вынуждены  в 

какой-то мере пересматривать свои отношения и образ жизни.

     Отношения в семье усложняются, когда взрослый ребенок приводит в родительский дом жену (мужа). Здесь идеальный  случай, когда система старых отношений  вовремя перестраивается, не возникает  ни серьезных конфликтов, ни "игр", родители "отпускают" от себя детей, не теряя взаимных теплых чувств.

4) Зрелость и психологический возраст.

Выделяют 3 взаимосвязанных, но не совпадающих  друг с другом возраста:

  • хронологический (паспортный)
  • физический (биологический)
  • психологический

     Психологический возраст - каким человек себя чувствует  и осознает. Он во многом влияет на физический возраст.

     Психологический возраст - возрастная идентификация, которая  может быть разной степени осознанности - это аспект самосознания, связанный с представлениями о времени.

     Временная перспектива с возрастом расширяется. В зрелости изменения временной  перспективы связаны с разным ощущением течения времени, которое  может субъективно ускоряться и  замедляться, сжиматься и

 растягиваться.

     С возрастом меняется ценность времени, оказывается все более значимым "личное время", благодаря развитию самосознания, осознанию конечности своего существования и необходимости реализовать свои возможности на протяжении не такой уж длительной жизни. Психологическое время наполнено событиями, будущими целями  
 

мотивами  развернутыми в настоящей деятельности. Время, вместившее в себя много впечатлений, достижений, событий и т.п. воспринимается как быстро протекающее, и став психологическим  прошлым, кажется

 продолжительным.

     Психологический возраст зависит от сложившейся  у человека временной перспективы, вне ее он не существует.

     В молодости вероятность соответствия психологического возраста хронологическому весьма велика. Если социально значимая цель не достигнута (образование, женитьба), психологический возраст может отставать от хронологического.

     В зрелости психологический возраст  в гораздо большей степени  зависит от индивидуальных особенностей человека, от направленности его личности, специфики жизненных целей и  их реализации.

     В зрелости возможны три варианта соотношения  психологического возраста с хронологическим:

  • адекватность
  • отставание
  • опережение

     Опережение  психологическим возрастом хронологического в зрелости обычно означает преждевременное  старение. Преждевременное старение нередко бывает связано с несчастием - утратой близкого человека, тяжелой

болезнью, природной и социальной катастрофой.

     Любовь, творческое достижение могут привести к движению в обратном направлении - в сторону психологической молодости.

     Отставание психологического возраста может иметь место в случае симбиотических отношений между матерью и единственным ребенком.

     Зрелые  по паспортному возрасту люди с выраженными  чертами 
 
 

Информация о работе Зрелость старшего возраста