Зоопсихология

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 11:11, практическая работа

Описание работы

Докажите, что наличие разума у животных является вершиной
их психического развития. Проиллюстрируйте интеллектуальное поведение животных конкретными примерами.

Интеллектуальное поведение животных можно разделить на два типа поведения животных.

Работа содержит 1 файл

ПЗ ответы зоопсихология.doc

— 56.00 Кб (Скачать)
 
 
 

Программированное задание

Дисциплина: Зоопсихология

3 вариант 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

г. Нижний Новгород

2011год

 

Задача 3. Докажите, что наличие  разума у животных является вершиной

их  психического развития. Проиллюстрируйте интеллектуальное поведение  животных конкретными примерами.  

 Интеллектуальное поведение животных можно разделить на два типа поведения животных.

Первый  тип.

Тип сенсорной  психики или инстинктивное поведение.

Второй  тип.

Тип перцептивной психики или индивидуально-изменчивое поведение. 

Для первого типа характерен тот факт, животные приспосабливаются к условиям окружающей среды, проявляя врожденные программы поведения в ответ на отдельные сенсорные стимулы (например, вибрация у паука вызывает сразу целую сложную врожденную, закрепленную в видовом опыте программу поведения).

По этому типу построено поведения низших позвоночных  и насекомых.  

Второй тип  поведения формируется с изменением условий существования и с  развитием коры головного мозга. Он проявляется особенно отчетливо  у высших позвоночных, и в частности у млекопитающих. Для этого типа поведения характерен тот факт, что животное начинает воспринимать комплексные раздражители, идущие из среды, отражать целые ситуации, регулировать свое поведение посредством субъективных образов объективного мира и приспосабливаться к меняющимся условиям. У животного на этом этапе развития комплексный раздражитель уже не просто реализует врожденные репертуары инстинктивного поведения, а вызывает акты, приспособленные к предметному миру. Поэтому ведущим на этом этапе начинает становиться индивидуальное поведение; оно проявляется в отсроченных реакциях, о которых речь шла выше, в образовании

условно – рефлекторных актов, в тех навыках, которые, видно  формируются на основании анализа  среды, совершаемого животными.

Рядом с инстинктивными и простыми формами изменчивого  поведения у животных существует еще одна форма поведения, которая  представляет собой интерес. Животные обнаруживают некоторые формы подлинно разумного интеллектуального поведения.  

Пример.

Опыт, который я сейчас приведу, принадлежит советскому физиологу – профессору кафедры нервной деятельности университета Л. В. Крушинскому и называется опытом с экстраполяционным рефлексом.

В данном случае речь идет тоже о восприятии отношений, но уже не пространстве, а восприятии отношений во времени.

Аппарат, на котором  демонстрируется указанный опыт, состоит из двух непрозрачных труб. В одну из них на глазах животного  вводится на веревке приманка –  кусок мяса или пачка зерен  для птицы. Эта приманка движется в закрытой трубе. Животное видит, как приманка входит в трубу, видит, как приманка выходит в свободное отверстие и снова скрывается во второй трубе. Как ведет себя животное в этом случае?

Как показали опыты, разные по уровню развития животные реагируют  неодинаково. Те животные, которые стоят на более низком этапе развития (например, курицы) реагируют так: они бросаются на приманку проходящую через просвет и пытаются ее схватить, несмотря на то, что она прошла мимо, иначе говоря, реагируют лишь на непосредственное впечатление.

 Отличие от  них, животные, которые стоят на  более высоком уровне, дают совершенно  иную реакцию: они смотрят на  приманку, проходящую через просвет,  затем бегут к концу трубы  и дожидаются, когда приманка  появится у открытого конца.  Из птиц так делают хищные; так всегда делает кошка и собака.

 Значит все  эти животные реагируют не  на непосредственное впечатление,  а производят экстраполяцию, то  есть учитывают, где появится  данный предмет, если он движется. Они предвосхищают движение предмета, и в этом предвосхищающем поведение состоит особенность высокоразвитых животных.

Значит наряду с реакцией на непосредственное впечатление  у высших позвоночных существует известный тип предвосхищающего поведения, то есть реакции с учетом отношений между тем, где предмет находится в данный момент и где он будет в последующем.  

 Это поведение  уже является типом разумного  поведения, которое резко отличается  как от инстинктивного, так и  обычных, более элементарных форм индивидуально - изменчивого поведения.  

Задача 7. К какой форме  поведения относится  следующий пример?  

  В Сингапуре имеется  специальный обезьяний  питомник, где готовят 

обезьян к работе «ботаников». Они помогают приносить  человеку отдельные  листья и цветы, которые достать другим способом бывает трудно. При этом обезьяны «запоминают» около 25 слов-распоряжений.  

 Данный пример относится к перцептивной форме психики или индивидуально - изменчивого поведения. Он проявляется особенно отчетливо у высших позвоночных, и в частности у млекопитающих.

У животного на этом этапе развития комплексный раздражитель уже не просто реализует врожденные репертуары инстинктивного поведения, а вызывает акты, приспособленные к предметному миру. Поэтому ведущим на этом этапе начинает становиться индивидуальное поведение оно проявляется в отсроченных реакциях.

Основу интеллектуального поведения, по - видимому, составляет восприятие сложных отношений между предметами внешнего мира.

Это и есть дальнейшее усложнение форм отражения, которое  ведет к появлению более интересующих нас форм поведения.

Сначала животное отражало отдельные свойства и эти  свойства пускали вход заложенные от природы врожденные видовые механизмы. Затем животное начинало воспринимать целые образы предметов действительности и приспосабливаться к ним; возникли индивидуально – изменчивые формы предметного поведения, которые могут быть проиллюстрированы в навыках. Но есть третья, очень существенная форма отражения, которая очень слабо выявлена у низших животных и выявляется все больше и больше у высших животных. Это – отражение не отдельных слов, не отдельных предметов и ситуаций, а сложных отношений между отдельными предметами. Она составляет основу интеллектуального поведения.

Итак индивидуальное поведение, разбивается на три фазы.

Первая  фаза – фаза первоначальных проб, попыток; если эти попытки удаются, животное тормозит свои непосредственные реакции. После этого начинается вторая фаза.

Вторая  фаза- животное начинает исследовать ситуацию, и, когда это исследование заканчивается, оно совершает последний акт.

Третья  фаза – бежит не к приманке, а от нее, и это, казалось бы, бессмысленное поведение получает свой смысл только потому, что в его результате животное достигает истинной цели.

Таким образом, если на первых этапах филогенетической лестницы поведение носит элементарный, непосредственный характер, если оно  определяется непосредственным восприятием отдельного свойства, сигнала (блеск для комара, вибрация для паука) или комплексным отражением непосредственно – воспринимаемого предмета(когда животное, например, в опыте отсроченных реакций, бежит к ящику, в котором скрыта приманка), то здесь поведение животного принимает уже сложный характер и начинает состоять из цикла последовательных взаимно подчиненных звеньев. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задача 11. Объясните поведение  животных в следующей  ситуации.  

Обезьяна  находится в клетке, перед клеткой  лежит плод. К нему

привязана веревка. Все обезьяны, не задумываясь и  не производя лишних пробных и случайных движений, притягивают к себе плод, дергая за конец веревки, лежащей в клетке. Та же самая операция оказывается неразрешимой для собаки.  

 В данном опыте видно, что поведение обезьяны при эксперименте связано с естественными формами ее поведения, обнаруживающимися в игре.

А также прослеживается интеллектуальное поведение животных.

Обезьяны, таким образом, умеют использовать веревку в качестве орудия для овладения плодом. Любопытно, что та же самая операция оказывается неразрешимой для собаки.

В этих играх  очень легко обнаруживается тесная связь, которая существует между  игрой и жизненным опытом животного. В нашем примере обезьяны очень легко переносят из игры в серьезные случаи своей жизни те или иные приемы и способы поведения, и наоборот, новый жизненный опыт, какая-нибудь разрешенная задача сейчас же переносится животным в игру.

В нашем эксперименте видно, что собака не только не может  пользоваться веревкой как орудием для овладения плода, но и не проявляет никого интереса к объекту.

А вот аналогичные опыты над собакой, находящейся в клетке, перед решеткой которой лежит кусок мяса, показали, что собака будет выть, глядя на мясо, пробовать просунуть через решетку лапу и таким образом пытается завладеть им, метаться по клетке, бегать вдоль решетки, но не сможет прибегнуть к помощи веревки, протянутой от куска мяса к клетке, или палки, лежащей здесь же.

Но собаку без большого труда можно научить пользоваться веревкой или палкой, но новая реакция у собаки в этом случае будет только результатом выучки или дрессировки. Предоставленная сама себе, собака не прибегает к помощи орудия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задача 15. Оса, подлетая к норе, в которой помещает свою добычу,

оставляет ее снаружи и, лишь убедившись, что нора пуста, втаскивает

добычу  и улетает. В моменты  обследования осой норы добычу ее

передвигали на небольшие расстояния. Оса снова и  снова перетаскивала 

добычу  к норе, и всякий раз ее обследовала  вновь.  

Как можно объяснить  поведение животного?  

 В данном примере продемонстрировано инстинктивное поведение пчелы.

Инстинкты насекомых  вырабатываются многими миллионами поколений

и передаются наследственно  так же, как особенности строения тела. Примеры врожденных программ поведения насекомых очень многочисленны.

Инстинкты запускаются относительно простыми сигналами,

отражающими условия  существования животного, т.е. определенными

признаками среды. Например, признаками, на которые реагирует  пчела, могут являться сложная форма, а иногда окраска цветка.

Оказалось, что  инстинкты целесообразны лишь в определенных, строго постоянных стандартных условиях. Стоит немного изменить эти условия, чтобы врожденные программы теряли целесообразность и «разумный» характер.

В эксперименте добычу, лежащую перед входом, сдвигают на несколько

сантиметров, проделывая это в тот момент, когда оса  влезает внутрь.  
 

В этом случае оса, обнаруживая добычу не на том месте, снова подтаскивает ее в исходное положение и опять входит в нору, которую она только что обследовала.

Такое поведение  осы может повторяться много  раз подряд, и каждый раз, когда добыча перемещается на несколько сантиметров, оса механически     повторяет    обследование,    уже    потерявшее     всякую целесообразность.

Все это показывает, что врожденные «инстинктивные» программы поведения являются механическими, косными, сохраняя свою кажущуюся «разумность» лишь в постоянных стандартных условиях, в соответствии с которыми они были выработаны в процессе эволюции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы: 

1. Н.Ю. Алексеенко, канд. биол. наук  Е.М. Богомоловой, канд. биол.наук В.Ф. Куликова и Ю.А. Курочкина под ред. Академика П.В.Симонова

Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция

Москва «Мир» 1988 

2. Г.В. Правоторов Зоопсихология для гуманитариев: учебное пособие/

Г.В. Правоторов.-М.: ИТК Дашов и К, 2005.-391с  

3. Интернет-источники:

- ru.wikipedia.org/wiki/Поведение

Информация о работе Зоопсихология