Значение психологии и педагогики в деятельности учебного процесса

Автор: Мария Кирсанова, 07 Ноября 2010 в 10:42, реферат

Описание работы

Методы развития детей и взрослых в процессе образования

Содержание

Ведение
1. Понятие «объект - человек»
2. Предмет в психологии
3. Значение наук в профессиональной деятельности\
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 124.06 Кб (Скачать)

РОСЖЕЛДОР

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ СООБЩЕНИЯ (СГУПС) 
 
 
 

кафедра «история и политология»

дисциплина  «отечественная история»

Реферат

на  тему: «Значение психологии и педагогики в деятельности УП» 
 

                                                                                                                               Разработал студент               

    Руководитель                                                                                                 

    Доцент:   группы  

    _______________________ _____________________

                    (подпись)     (подпись)

    _______________________ _____________________

             (дата проверки)    (дата сдачи на проверку) 
     
     

Краткая рецензия:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

_____________________  ________________________

(запись о допуске к защите) (оценка, подпись преподавателя) 
 
 
 

г. Новосибирск 2010 год 

Содержание 

Ведение

  1. Понятие «объект - человек»………………………………………...5
  2. Предмет в психологии ………………………………………………6
    1. Психика…………………………………………………………...7
    2. Закономерности, принципы и формы психики………………...9
    3. Методы развития детей и взрослых в процессе образования..19
    4. Обучение и воспитание…………………………………………20
  3. Значение наук в профессиональной деятельности………………..22

Заключение

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Во  все времена человечество интересовал  конкретный человек, его внутренний мир, причины и закономерности возникновения  тех или иных его поступков, законы поведения в обществе себе подобных. Не менее интригующей казалась задача понять, как возникают мысленные  образы, что такое сознание, мышление, творчество, каковы механизмы этих явлений. Всем этим занимается психология, которая с момента своего возникновения  пыталась и пытается стать наукой, до сих пор балансируя где-то между  искусством, наукой и верой.

    Такая неопределенность положения психологии связана с тем, что исторически  она всегда находилась под мощным прессом идеологических воззрений общества. Очень часто развитие многих областей психологии определялось и поощрялось политическим строем государства и господствующей идеологией.

      Психология не может существовать без человека - так же как и человек без психологии. В деятельности управления персоналом всегда идёт непосредственная работа с людьми, поэтому здесь психология играет важную роль. Она рассматривает все функции управления, в которых реализуется деятельность руководителей и выполняются организационные цели. Приводит основные теории трудовой мотивации, виды управленческих решений; стратегии и тактики решения задач управления, а также их методы Так же анализирует вопросы профессионального общения руководителей с персоналом организации, рассматривает проблемы управленческих конфликтов и возможностей их разрешения.  

      Управленческая деятельность по  своей природе сложна и многогранна,  что обусловливает большие трудности  ее анализа. Психологический характер  сторон этой деятельности усугубляется  ввиду действия мотивационных  и личностных факторов в поведении  людей, участвующих в общем  трудовом процессе. Динамическая  форма и структура управления  приводит к возникновению многих  противоречий, а подчас и парадоксов, являющихся следствием самого процесса управления.

    Как нам известно, все люди все взрослые люди как дети, они на протяжении все жизни чему-то учатся, перевоспитываются, познают и приобретают какие либо навыки. Поэтому в деятельности УП тоже присутствует педагогика.

     Педагогика — это наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека. Знание основ, «азов» педагогики, нужно для того, чтобы преодолевать трудности общения, осознанно выбирать способы воздействия на себя и на других в воспитательных целях в тех или иных жизненных ситуациях, быть готовым к воспитанию и образованию своих детей, не исключая готовности к педагогической деятельности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие  «объект - человек»

   Казалось  бы, об объекте психологии можно  было и не говорить, настолько это  понятно. Однако и здесь требуются  некоторые пояснения.

    Конечно же, основным объектом психологии — является человек. Уникальность его, по сравнению с объектами некоторых других наук, заключается в том, что он может сам что-то сообщить исследователю, т.е. описать «изнутри» те явления, которые исследователь наблюдает «снаружи». Сопоставляя эти сообщения, т.е. данные самонаблюдения, интроспекции, рефлексии, с объективными данными, наблюдатель (психолог) получает возможность составить более полную картину изучаемых явлений.

    Выше  было сказано, что одним из объяснительных принципов является принцип развития. Сущность и закономерности человеческой психики остались бы непонятыми, если бы психология пренебрегла изучением  ее развития в филогенезе. Этот пробел восполняют знания, получаемые при изучении реакций и поведения животных. В связи с этим в качестве объекта для психологии выступают также животные. Они становятся объектом и такого рода экспериментальных исследований, которые по этическим и гуманным соображениям нельзя производить над человеком. Например, в знаменитых экспериментах Г.Ф. Харлоу с макаками-резус были получены данные о катастрофических последствиях для психического развития детенышей их раннего отлучения от матерей, а также их воспитания в полной или частичной изоляции от сверстников и сородичей. Речь здесь идет не о прямом переносе выявленных закономерностей на людей, а о формировании некоторых предположений, которые затем проверяются при изучении поведения человека.

В качестве объекта исследования для  психологии выступает также группа людей или высших животных. Организованная группа — это надиндивидное    целостное    образование,    внутри    которого    действуют собственные психологические закономерности,  определяющие как поведение группы в  целом, так и психические процессы и поведение отдельных индивидов. Именно при изучении группы были обнаружены психологические феномены, ускользающие от внимания при исследовании индивидуальной психики. Например, выявлено, что простое присутствие другого человека модифицирует поведение субъекта.

    Еще одну группу объектов исследования в  психологии человека составляют материальные продукты его деятельности или, как их еще называют,   артефакты.  Под  влиянием мотива, руководствуясь образом

    

окружающей  среды, человек осуществляет свою деятельность, оставляя в ней определенный след. Психологов интересуют не все следы жизнедеятельности человека, а только те из них, в которых объективируется человеческая субъектность. В конфигурациях орудий труда, в устройстве жилища, в вещественных продуктах духовной деятельности и игры воплощаются все три компонента психики. Их специфика, характеризующая данного конкретного человека или группу как целое, может быть реконструирована именно потому, что в них закономерным образом объективируются желания и потребности, специфика восприятия и понимания окружающего, картина мира в целом, особенности мышления, степень осознания себя и отношение к другим, степень и особенности самоконтроля, особенности организации целенаправленной деятельности.1 

2. Предмет психологии.

     Психология (от греческих слов: “психе” – душа и “логос” – наука ) –

     наука изучающая психику. Подлинно научная  психология, развивавшаяся в многовековой борьбе материализме и ленинской  теории отражения, объясняет психику  как проявление работы мозга. 

2.1 Психика

   Психика – это один из самых сложных и самых загадочных феноменов, которую изучает наука психология. Это отражение мозгом реальной действительности, проявляющейся у человека в трёх видах психических явлений: психических процессах, психических состояниях и свойствах личности.

     Психические процессы – элементарные психические явления, включённые в более сложные виды психической деятельности. Они наиболее кратковременны – от долей секунды до десятков минут. К психическим процессам  относятся ощущения, восприятия, мышление, эмоции и чувства, волевые процессы , внимание, память и т.д.

     Психические состояния более сложны и длительны: они продолжаются в течение нескольких дней и недель. К ним относятся состояния бодрость или подавленности, работоспособности или усталости, раздражительности, рассеянности, хорошего или плохого настроения и т.д.

     Свойства  личности наиболее продолжительны и иногда присущи человеку если не в течении всей жизни, то достаточно длительного её периода. К ним относятся индивидуальные особенности психических процессов, интересов и убеждений, знания, навыки, умения и привычки, темперамент, способности и характер.

     Психические свойства, состояния и процессы тесно  взаимосвязаны и могут переходить одно в другое. Психические процессы и свойства темперамента, например, предопределяют то или тное психическое  состояние, а состояние, часто повторяясь, может стать склонностью, привычкой  или чертой характера. Состояние  бодрости и активности обостряет  внимание и ощущения, а подавленность  и пассивность ведут к рассеянности, поверхностным восприятиям и вызывают преждевременную усталость. Да и психические процессы могут включаться один в другой. Например, ощущение возбуждает внимание и мышление, восприятие сопровождаются представлением и воображением, эмоции могут вызывать или подавлять волевые усилия. Взаимовлияние психических свойств, состояний и процессов можно изобразить графически в виде схемы (рис 1.)

        Все психические явления проявляются вовне как действия и поступки человека. Из действий и поступков складывается его деятельность, которой он активно преобразует внешний мир.24

 
 

    

           Рис. 1 Схема взаимосвязей психических явлений у человека.

2.2 Закономерности .

     Изучая  закономерности психических явлений, психологи вскрывают сущность процесса отражения объективного мира в мозгу  человека, выясняют, как развивается  психическая деятельность и формируется  психические свойства личности. Поскольку  психика, сознание человека есть отражение  объективной действительности, изучение психологических закономерностей  означает прежде всего установление зависимости психических явлений  от объективных условий жизни и деятельности, изучение психологических закономерностей означает прежде всего установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека. Но поскольку любая деятельность людей всегда закономерно обусловлена не только объективными условиями жизни и деятельности человека, но и иногда субъектами ( отношения, установки человека, его личный опыт, выражающийся в знаниях, навыки и умения, необходимых для этой деятельности, то перед психологией стоит задача выявления особенностей осуществления деятельности и её результативности в зависимости от соотношения объективных условий и субъективных моментов. 

Информация о работе Значение психологии и педагогики в деятельности учебного процесса