Значение психодиагностики в деятельности школьного психолога

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:55, контрольная работа

Описание работы

Психодиагностика (от греч. ψυχή — душа, и греч. διαγνωστικός — способный распознавать) — отрасль психологии, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.
Психодиагностика — наука и практика постановки психологического диагноза, т. е. выяснения наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков. Психодиагностика как психологическая дисциплина служит соединительным звеном между общепсихологическими исследованиями и практикой.

Работа содержит 1 файл

Значение психодиагностики.docx

— 16.92 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ОБЛАСНОЙ

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»

 

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

 

 

Контрольная работа по психолого-педагогической диагностике на тему:

«Значение психодиагностики в деятельности школьного психолога»

 

 

 

 

                                                                   Выполнил:

                                                                   студент 2 курса психологического факультета

                                                                   заочного отделения (специальность  социальная педагогика)

                                                                   Бакушкин Иван Анатольевич

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Коломна, 2011 г.

Психодиагностика (от греч. ψυχή — душа, и греч. διαγνωστικός — способный распознавать) — отрасль психологии, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Психодиагностика — наука и практика постановки психологического диагноза, т. е. выяснения наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков. Психодиагностика как психологическая дисциплина служит соединительным звеном между общепсихологическими исследованиями и практикой.

Целью психодиагностики является сбор информации об особенностях человеческой психики.

К основным методикам психодиагностики относятся: тесты интеллекта, достижений, специальных способностей, критериально -ориентированные тесты; опросники для выявления интересов, ценностных ориентаций личности; проективные методики диагностики установок, отношений, предпочтений, страхов; психофизиологические методики измерения свойств нервной системы (работоспособность, темп деятельности, переключаемость, помехоустойчивость); малоформализованные методики (наблюдение, беседа).

Психодиагностика нужна  не для того, чтобы обнаружить в  человеке какие-либо недостатки и навесить на него «ярлык», а для того, чтобы  помочь ему разобраться в себе, понять, почему у него возникают  трудности в личной жизни, общении, профессиональной деятельности.

Психодиагностика позволяет  измерить не только актуальное психологическое  состояние человека, но и прогнозировать поведение в самых различных  ситуациях.

Задача школьного  психолога состоит в том, чтобы ребенок, родители и учителя не были «изолированы» друг от друга, чтобы между ними не было противостояния. Над возникающими проблемами они должны работать совместно, потому что только в этом случае возможно оптимальное решение. Главная задача школьного психолога заключается не в том, чтобы решить возникшую проблему за них, а в том, чтобы объединить их усилия для ее решения.

В последние несколько лет администрация все большего числа школ понимает необходимость участия психолога в школьном процессе. Все яснее вырисовываются конкретные задачи, решения которых ждут от школьного психолога.

В функции школьного  психолога входит: психологическая диагностика; коррекционная работа; консультирование родителей и учителей; психологическое просвещение; участие в педсоветах и родительских собраниях; участие в наборе первоклассников; психологическая профилактика.

Психодиагностика  имеет одно из ведущих значений в работе школьного психолога, поскольку для того, чтобы управлять психической реальностью, ее необходимо объективизировать (выделить отдельным объектом) и зафиксировать ее текущие параметры. Это невозможно сделать без искусства психологической диагностики.

Психологическая диагностика включает в себя проведение фронтальных (групповых) и индивидуальных обследований учащихся с помощью специальных методик. Диагностика проводится по предварительному запросу учителей или родителей, а также по инициативе психолога с исследовательской или профилактической целью.

Психолог подбирает методику, направленную на изучение интересующих его способностей, особенностей ребенка (группы учащихся). Это могут быть методики, направленные на изучение уровня развития внимания, мышления, памяти, эмоциональной  сферы, особенностей личности и взаимоотношений  с окружающими. Также школьный психолог использует методики по изучению детско-родительских отношений, характера взаимодействия учителя и класса.

Полученные данные позволяют  психологу строить дальнейшую работу: выделить учащихся так называемой «группы риска», нуждающихся в коррекционных занятиях; подготовить рекомендации для учителей и родителей по взаимодействию с учащимися.

Функции школьного психолога позволяют соблюдать в школе психологические условия, необходимые для полноценного психического развития и формирования личности ребенка.

Значение психодиагностики в деятельности школьного психолога  состоит в том, чтобы сделать  доступной и практически полезной психодиагностическую информацию для заказчика (ребенка, педагога, родителя).


Информация о работе Значение психодиагностики в деятельности школьного психолога