Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 15:47, реферат
Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.
Введение
Структура общения
Функции общения
Средства общения
Виды и формы общения
Виды общения
а ) По содержанию
б ) по целям делиться
в )По средствам
Основные правила диалогического (гуманистического) общения
Уровни общения
ФГОУ
СПО "Бийский государственный
колледж"
Реферат
по психологии на тему:
«Значение
общения в жизни
человека»
Проверила: Манаева Галина Александровна
Содержание
а ) По содержанию
б ) по целям делиться
в )По средствам
Введение
Общение - это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества.
Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.
В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства.
Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.
Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.
Средства
общения – способы кодирования, передачи,
переработки и расшифровки информации,
которая передается в процессе общения
от одного существа к другому. Кодирование
информации – это способ ее передачи.
Информация между людьми может передаваться
с помощью органов чувств, речи и других
знаковых систем, письменности, технических
средств записи и хранения информации.
Структура
общения
1)Коммуникативная сторона – это обмен информации между людьми целью которого является обеспечение понимания, передаваемой и получаемой информации.
Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют ввиду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.
2)Интерактивная(побудительная)
Интерактивная сторона общения- это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Центральная мысль интеракционистской концепции состоит в том, что личность формируется во взаимодействии с другими личностями, и механизмом этого процесса является установление контроля действий личности тем представлением о ней, которое складывается у окружающих.
3)Перцептивная – это восприятие друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимодействия.
Термином «Социальная
перцепция» исследователи, в том
числе и в социальной психологии,
называют процесс восприятия так
называемых «социальных объектов»,
под которыми подразумеваются другие
люди, социальные группы, большие социальные
общности
Функции
общения
1)Инструментальные
2)Комплекс психологических функций - развитие психологических процессов.
3)Социально-психологические функции - установление контакта между людьми.
4)Социальная
функция - это передача опыта от предшествующих
поколений к последующим.
Средства
общения
1)Вербальные (языковые, речевые)
К вербальным средствам общения относится человеческая речь. Специалистами по общению подсчитано, что современный человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тыс. слов в час.
2)Невербальные
К изучению невербальных средств общения обращаются следующие науки:
1. Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика изучает движение мышц лица, жестика — жестовые движения отдельных частей тела, пантомимика — моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку.
2. Такесика изучает прикосновения в ситуации общения: рукопожатие, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание и пр.
3.
Проксемика исследует расположение
людей в пространстве при общении; выделяют
следующие зоны дистанции в человеческом
контакте:
Виды
и формы общения.
Общение может
быть различных видов, каждый из которых
имеет свои особенности и правила.
Различают
1)
межличностное (непосредственные контакты
людей в малых группах) и массовое общение.
2)Массовое
общение – это множество непосредственных
контактов незнакомых людей (например,
толпа), а также общение посредством радио,
телевидения, газет, журналов, электронных
средств массовой информации.
3)межперсональное
(обычное общение людей, каждый из которых
отличается своими уникальными качествами)
4)ролевое
общение.В случае ролевого общения человек
выступает как носитель определенной
роли (ученик – учитель, покупатель –
продавец, сын – отец и т.д.) и поступает
так, как предписывает ему его роль.
Формы
общения
Общение может быть личным и деловым. В личном общении проявляются непосредственные эмоциональные отношения людей друг к другу, осуществляется обмен неофициальной информацией.
Деловое
общение – процесс взаимодействия людей,
выполняющих совместные обязанности,
или включенных в одну и ту же деятельность.
Основные
правила диалогического (гуманистического)
общения:
1. Восприятие
партнера по общению как
2. Безоценочное
восприятие личности
3. Учет в
общении чувств, желаний, физического
состояния, которые общающиеся испытывают
в данный момент встречи или разговора.
4. Вычленение
и обсуждение проблем и
5. Обращение к собеседнику
от своего имени, без ссылки на мнения
и авторитеты.
Некоторые
приемы, обеспечивающие
умение слушать
1. Не прерывайте
собеседника.
2. Проявляйте
своими жестами, мимикой
3. Когда собеседник
высказался, своими словами повторите
главную мысль, чтобы уточнить, правильно
ли вы его поняли.
4. Избегайте
поспешных выводов,
5. Старайтесь
как можно спокойнее
6. Не притворяйтесь,
что вы внимательно слушаете,
надо заставить себя
7. Не отвлекайтесь.
8.
Помните, что не вся
9.
Не «монополизируйте» разговор.
В
зависимости от содержания,
целей и средств
общение делят
на виды:
По содержанию оно может быть:
Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)
Когнитивное (обмен знаниями)
Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями) Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)
Деятельностное
(обмен действиями, операциями, умениями,
навыками)
Вид общения - по целям делиться на:
Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма)
Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида) .
По средствам общение может быть:
Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.) Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий)
Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения)
Косвенное (осуществляется
через посредников, которыми могут выступать
другие люди).
По
степени включенности,
или, как еще часто
говорят специалисты,
погруженности в личность
партнера по контакту
обычно выделяют шесть
уровней общения:
1)Примитивный. Партнер, заговорив, отнюдь не считает обязанным мириться с ролью слушающего, настраиваться на контакт с вами. Так пьяный исповедуется незнакомцу в электричке, так порою ведут себя подростки, распуская руки на виду у понравившейся девушки.
2)Уровень масок. Общение в этом случае страдает обезличенностью. Маска вежливости, безразличия, брезгливости... Каждый может насчитать их у себя с десяток. Постоянное общение в маске становится препятствием на пути к самовыражению. И не только на улице, где это действительно уместно, но и при встрече с другом, при объяснении с любимой...
3)Манипулятивный. Коммуникация характеризуется тем, что в человеке видят лишь необходимый инструмент для извлечения выгоды.
4)Деловой. Партнер считается с вашим характером, возрастом, личными взглядами, вкусами. Однако при этом во главу отношений ставится общая связывающая вас цель (и уже только поэтому это не манипуляция), которая и определяет ход контакта.