Значение этнопсихологии для политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 19:24, реферат

Описание работы

На мой взгляд, этнопсихология – одна из наиважнейших наук, изучение которой наиболее актуально в наши дни. Жизнь всего общества в целом была бы гораздо проще, если бы каждый из нас знал основы этнопсихологии, т.к. мы бы смогли избежать массу конфликтов и недоразумений, возникающих на межнациональной почве

Работа содержит 1 файл

Значение этнопсихологии для политики.doc

— 44.00 Кб (Скачать)


На мой взгляд, этнопсихология – одна из наиважнейших наук, изучение которой наиболее актуально в наши дни. Жизнь всего общества в целом была бы гораздо проще, если бы каждый из нас знал основы этнопсихологии, т.к. мы бы смогли избежать массу конфликтов и недоразумений, возникающих на межнациональной почве. Зная механизм возникновения межэтнических конфликтов, уже просто невозможно в них участвовать – до такой степени они кажутся бессмысленными и бесчеловечными... Что касается политики, то руководство каждой страны должно учитывать этнический фактор, разрабатывать программы по предотвращению возможностей возникновения подобных конфликтов.

Глобальные социальные процессы, происходящие в современном мире, предъявляют новые требования к личности каждого члена общества. В современных условиях сложно переоценить роль этнопсихологии как науки и как учебной дисциплины.

Современный человек стремится найти ориентиры и стабильность в пресыщенном информацией и постоянно меняющемся социуме. В этих условиях возрастает значимость этнической составляющей личности, поскольку основной психологической функцией этноса является психологическая защита.

Ощущение этнической принадлежности дает человеку возможность почувствовать себя частью целого. Причем этим целым выступает группа, связь с которой предполагается не только и не столько на социальном уровне, сколько на уровне глубинно-психологическом и даже биологическом. С одной стороны, он способствует возрождению национальных культур, развитию патриотизма и этнического самосознания народов. С другой стороны, повышение значимости этнического в структуре личностных ценностей может повлечь за собой обострение межнациональной напряженности, ксенофобию и конфликты, так как усиление чувства принадлежности к этнической группе не может не привести к противопоставлению «мы» - «они», подчеркиванию различий между народами. На сегодняшний день межнациональные конфликты в ряде регионов, как Украины, так и других стран СНГ, представляют реальную угрозу не только экономике, но и национальной безопасности в целом. Этническая группа, обладая всеми признаками большой социальной группы, обеспечивает включенной в нее личности осознание своей принадлежности, возникновение на этой основе чувства «мы» и «они».

Обострение этнических и религиозных чувств происходит на фоне глобализационных тенденций и политики мультикультурализма, проводимой многими современными сообществами. Таким образом, этнические вопросы имеют особое значение и актуальность не только в Украине, но и в мире в целом.

Для политики полезны практически все знания, которые вмещает в себя этнопсихология. Например, раздел этнопсихологии об этнической идентичности.

Этническая идентичность – составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности. Этническая идентичность – это, в первую очередь, ре­зультат когнитивно-эмоционального процесса осознания себя представителем этноса, определенная степень отождествле­ния себя с ним и отделения от других этносов.

В структуре этнической идентичности обычно выделяют два основных компонента – когнитивный (знания, пред­ставления об особенностях собственной группы и осознание себя ее членом на основе этнодифференцирующих призна­ков) и аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства). Некоторые авторы выделяют еще и ее пове­денческий компонент, понимая его как реальный механизм не только осознания, но и проявления себя членом опреде­ленной группы, построение системы отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях.

На основе знаний о своей и чужих этнических группах фор­мируется комплекс представлений, образующих систему этно­дифференцирующих признаков. В качестве этнодифференцирую­щих могут выступать самые разные признаки: язык, ценнос­ти и нормы, историческая память, религия, представления о родной земле, миф об общих предках, национальный харак­тер, народное и профессиональное искусство. Среди них могут оказаться сущие – на взгляд стороннего наблюдателя – мелочи. Однако, следует учитывать (особенно – политикам), что в некоторых напряженных ситуациях, даже «мелочи» могут стать поводом для конфликта. В Украине, например, такой этно­дифференцирующий признак, как «язык», и на сегодняшний день является одной из многих проблем нашей страны. (Например, вопрос о присуждении русскому языку статуса государственного)

Также для политиков и политологов полезны знания этнопсихологии об этносоциальном представлении.

Этносоциальное представление – это образ своей и других групп. Включает в себя стереотипы, предубеждения и предрассудки.

Одним из наиважнейших разделов этнопсихологии для политики является раздел о межэтнической напряженности.

Межэтническая напряженность – вид социальной напряженности, как некоего состояния общественной жизни, отличающегося обострением внутренних противоречий объективного и субъективного характера.

Для политика очень важно уметь распознать состояние межэтнической напряженности, чтобы разрядить обстановку и предотвратить конфликт.

Напряженность связана с осознанием противоположного субъекта взаимодействия, поэтому её также рассматривают как состояние латентной враждебности или оппозиции между индивидуумами и группами.

Политикам следует учитывать, что с нарастанием межэтнической напряженности активизируется процесс формирования образа врага, что связано с поиском виновника проблем группы или общества.

Основная функция напряженности – функция адаптации в кризисных условиях. Такими условиями могут быть, например, неудовлетворённость существующим положением дел в жизненноважных сферах, неудовлетворённость соц. порядком, утрата доверия к властям. Следовательно, политикам в подобных ситуациях следует, прежде всего, повысить жизненный уровень граждан своей страны, изменить политический курс, провести реформы, и эти шаги уже помогут снизить межэтническую напряженность, и не довести до конфликта.

Для политики важны знания об этноцентризме. Современные исследователи рассматривают этноцентризм как присущее людям свойство воспринимать и оценивать жизненные явления сквозь призму традиций и ценностей собственной этнической группы, выступающей в качестве некоего эталона или оптимума. Эталон­ным может рассматриваться все, что угодно: религия, язык, литература, пища, одежда.

Основными показателями этноцентризма являются:

- восприятие элементов своей культуры как «естествен­ных» и «правильных»,   а элементов других культур как «не­естественных» и «неправильных»;

- рассмотрение обычаев своей группы в качестве универ­сальных;

- оценка норм, ролей и ценностей своей группы как неоспоримо правильных;

- представление о том, что для человека естественно со­трудничать с членами своей группы, оказывать им помощь, предпочитать свою группу, гордиться ею, и не доверять и даже враждовать с членами других групп.

Политику важно знать, что на степень выраженности этноцентризма бо­лее значительное влияние оказывают не особенности культуры, а система социальных отношений общества, объек­тивный характер межэтнических отношений. При наличии конфликта между этническими общностями и других не­благоприятных социальных условиях этноцентризм может проявляться в очень ярких формах и становиться дисфунк­циональным для индивида и группы. При таком этноцент­ризме, который получил наименование воинственного, люди не только судят о чужих ценностях, исходя из собственных, но и навязывают их другим.

И, конечно же, политик должен знать о факторах, влияющих на снижение этноцентризма:

1. Равный статус контактирующих групп (т.е. власть должна закрепить законом равенство всех рас и национальностей, как это сделано в Украине)

2. Благоприятные условия в обществе, т.е. поощрение и поддержка межэтнических контактов властями

3. Кооперация и наличие некой общей цели

Для внешней политики важен раздел этнопсихологии о межкультурной коммуникации. Хороший политик – это, прежде всего, хороший дипломат. Такому человеку известно, что межкультурное общение основано на понимании культурных различий и эффективное взаимодействие возможно тогда, когда человек непросто соглашается с существованием этих различий, а понимает их сущность и учитывает эту специфику в своём поведении.

Также для политика необходимо знать, когда межкультурная коммуникация терпит неудачу:

1.      Если осуществляется покушение на систему ценностей, принятую в другой группе.

2.      Если затрагиваются национальные чувства, обращенные в прошлое.

3.      Когда унижается национальное достоинство, обращённое в будущее.

Во многих странах мира уже многие десятилетия суще­ствуют службы, нацеленные на разрешение этнических кон­фликтов. Например, в США начиная с 50-х гг. анализ этнических конфликтов организован в рамках Службы об­щинных отношений. В нашей стране конфликтологические аналитические центры и исследовательские группы возник­ли только на рубеже 90-х гг., и предметом практических уси­лий работающих там специалистов стали, прежде всего, этнические конфликты.

Политику необходимо понимать, что, во-первых, следует отказаться от подхода, согласно которому межэтнический конфликт лучше не обсуждать в средствах массовой ком­муникации, чтобы не будоражить большинство населения. Во-вторых, необходимо признать ошибочной популярную среди журналистов точку зрения, согласно которой конф­ликты достойны внимания лишь тогда, когда они разрази­лись и стали материалом сенсационных репортажей. Подход в освещении конфликта должен быть ориентирован на ин­формационное содержание, а не на сенсационность

Информация о сходстве и различиях между культурами и их представителями также способствует улучшению отноше­ний между ними. В качестве примера успешной программы можно привести проект «Как прекрасно, что мы разные», осуществленный с целью смягчения напряженности между иммигрантами и местными жителями в Нидерландах. Проект включал знакомство двух общин с культурой и особенностя­ми ментальности друг друга: в течение года в газетах и элек­тронных средствах массовой коммуникации было помещено большое количество материалов на эти темы. Проведение подобных проектов необходимо и в Украине.

А главное – политикам ни в коем случае нельзя способствовать разжиганию межэтнических конфликтов в каких-либо целях. Заострение напряженных ситуаций, создание радикальных националистических партий, подстрекание подобных конфликтов – всё это, прежде всего, как минимум негуманно. А, как известно из этнопсихологии, конфликт только на первых стадиях разрешим без болезненных последствий, а затем с увеличением его стадии увеличивается невозможность его полного разрешения...

 



Информация о работе Значение этнопсихологии для политики