Зигмунд фрейд

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 22:37, реферат

Описание работы

Одной из ведущих идейных, теоретических и методологических основ западной социологии классического периода, и в особенности ее психологического направления, стал комплекс фрейдистских доктрин, оказавших значительное воздействие на всю социальную мысль.

Создав первоначально новый психотерапевтический метод лечения психонервных заболеваний - психоанализ, австрийский врач и психолог, профессор Зигмунд Фрейд (1856-1939) развил свои идеи, в частности, в таких работах, как «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии» (1913), «Психология масс и анализ человеческого «Я» (1921), «Беспокойство в культуре» (1929) и др., и довел их до уровня своеобразного психосоциологического учения о бытии человека в норме и патологии.

Философско-социологическая доктрина Фрейда (фрейдизм, «глубинная психология») существенно трансформировала доминирующие традиции психологического направления западной социологии, содействовала определенному синтезу его различных течений, их модернизации.

Одной из отличительных особенностей учения Фрейда было утверждение принципа всеобщей детерминации психической деятельности, что обусловило значительное расширение исследовательских горизонтов и многомерную интерпретацию мотивов человеческого поведения

Работа содержит 1 файл

пмихология.docx

— 32.41 Кб (Скачать)

1. Введение

Одной из ведущих  идейных, теоретических и методологических основ западной социологии классического  периода, и в особенности ее психологического направления, стал комплекс фрейдистских доктрин, оказавших значительное воздействие  на всю социальную мысль.

Создав первоначально  новый психотерапевтический метод  лечения психонервных заболеваний - психоанализ, австрийский врач и  психолог, профессор Зигмунд Фрейд (1856-1939) развил свои идеи, в частности, в таких работах, как «Тотем и  табу. Психология первобытной культуры и религии» (1913), «Психология масс и анализ человеческого «Я» (1921), «Беспокойство в культуре» (1929) и  др., и довел их до уровня своеобразного  психосоциологического учения о бытии человека в норме и патологии.

Философско-социологическая  доктрина Фрейда (фрейдизм, «глубинная психология») существенно трансформировала доминирующие традиции психологического направления западной социологии, содействовала  определенному синтезу его различных  течений, их модернизации.

Одной из отличительных  особенностей учения Фрейда было утверждение  принципа всеобщей детерминации психической  деятельности, что обусловило значительное расширение исследовательских горизонтов и многомерную интерпретацию  мотивов человеческого поведения

2. Основные идеи  во взглядах З.Фрейда  на человека и  его личность

По мысли Фрейда, началом и основой психической  жизни человека являются различные  инстинкты, влечения и желания, изначально присущие человеческому организму.

Недооценивая  сознание и социальное окружение  в процессе формирования и бытия  человека. Фрейд утверждал, что ведущую  роль в организации жизнедеятельности  человека играют различного рода биологические  механизмы. В частности, он полагал, что в каждом человеке от рождения заложены влечения инцеста (кровосмешения), каннибализма (людоедства) и жажда  убийства, которые оказывают большое  влияние на всю психическую деятельность человека и его поведение.

Сформулировав психоаналитический парафраз филогенетического  закона Геккеля-Мюллера, Фрейд настаивал  на том. что духовное развитие индивидуума вкратце повторяет ход развития человечества, в силу чего в своих психических структурах каждый человек несет бремя переживаний отдаленных предков.

Согласно учению Фрейда, главенствующая роль в организации  человеческого поведения принадлежит  инстинктам. Умозрительная теория инстинктов Фрейда основывалась на понимании и  толковании инстинктов как «психического  отражения» потребностей человеческого  организма и как своеобразного  биологического и психического неделимого стереотипа поведения человека.

Фрейд утверждал, что особо важную роль в формировании человека и его жизни играют два  всеобщих космических инстинкта: Эрос (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни, инстинкт самосохранения) и Танатос (инстинкт смерти, инстинкт агрессии, инстинкт деструкции, инстинкт разрушения).

Представляя человеческую жизнедеятельность как результат  борьбы двух вечных сил Эроса и  Танатоса, Фрейд считал, что эти инстинкты являются основными двигателями прогресса. Единство и борьба Эроса и Танатоса, по Фрейду, не только обусловливают конечность бытия индивида, но и весьма существенно определяют деятельность различных социальных групп, народов и государств.

Занимаясь терапией психоневрозов и исследованием  причин, порождающих их, Фрейд обнаружил  неврозы, возможной причиной возникновения  которых был конфликт между сексуальными влечениями и желаниями, с одной  стороны, и морально-волевыми ограничениями - с другой. В этой связи он предположил, что неврозы (и другие невротические  состояния) могут возникать вследствие подавления эротического влечения. Приняв это предположение за доказанный факт, он выдвинул гипотезу о том, что  расстройство психики человека (неизбежно  ведущее к изменению его личности) обусловлено либо непосредственными  эротическими переживаниями, либо этими  же переживаниями, унаследованными  индивидом от предшествующих поколений, либо комбинацией непосредственных и наследуемых переживаний.

По мнению Фрейда, подавление и реализация сексуального инстинкта, состоящего из парциальных  инстинктов, проистекающих из разнообразных  органических источников, составляют основу всех проявлений психической  деятельности, а также формирования личности, мотивации ее поведения  и складывания наиболее существенных черт человека.

Пытаясь обосновать эти воззрения, Фрейд выдвинул еще  несколько гипотез, призванных объяснить  механизмы полового инстинкта и  причины исключительного влияния  его на формирование и функционирование личности,

По Фрейду, носителем  полового инстинкта является всеобщая психическая энергия, имеющая сексуальную  окраску (либидо), которая иногда трактовалась им как энергия сексуального влечения или половой голод.

В теории Фрейда концепции либидо принадлежит весьма важная роль. Учитывая это, необходимо отметить, что Фрейд не сумел выработать однозначной трактовки либидо и  в зависимости от тех или иных поворотов теоретических изысканий  истолковывал либидо то в одном, то в другом смысле.

В одних случаях  Фрейд говорил о либидо как  о меняющейся количественно силе и заявлял, что это либидо мы отличаем от энергии, которую следует положить вообще в основу душевных процессов. В других - утверждал, что либидо в глубочайшей основе своей и  в конечном результате составляет только продукт дифференциации энергии, действующей  вообще в психике. Он определил либидо как половой голод, отражающий половые  потребности человека и животных, как всеобщую сексуально окрашенную психическую энергию. (Позже Фрейд  предположил также существование  другого важного момента психической  жизни - мортидо - влечения к смерти, агрессивного влечения.)

Фрейд трактовал  либидо как исключительно мощное мотивационное начало, оказывающее  решающее воздействие на поведение  человека. Он считал, что энергия  сексуального влечения может сублимироваться (преобразовываться и переноситься) на различные объекты и находить выход в многообразных видах  человеческой деятельности, приемлемых индивидом и обществом. При этом Фрейд приписывал формам проявления либидо исключительно широкий диапазон - от элементарных физиологических актов до научного и художественного творчества. Впоследствии энергия сексуального влечения и механизм сублимации были провозглашены Фрейдом основой и двигателем человеческой жизнедеятельности.

Это положение  предопределило характер его учения, одной из отличительных черт которого стал пансексуализм - объяснение феноменов человеческого существования преимущественно или исключительно сексуальными устремлениями индивидов.

Существенно важной частью учения Фрейда стала его теория комплексов. Заимствовав у К. Юнга идею комплекса как группы представлений, связанных одним аффектом, Фрейд разработал концепцию комплексов как совокупности неосознаваемых эмоционально окрашенных представлений, влияющих на поведение и здоровье человека.

Считая, что источником психоневрозов являются особенности  переживания и подавления эротического влечения, Фрейд уделил значительное внимание разработке комплексов Эдипа, кастрации и неполноценности.

По мысли Фрейда, наиболее важную роль в формировании и жизнедеятельности человека играет комплекс Эдипа. Исследуя сновидения своих  пациентов, Фрейд обратил внимание на то, что значительная часть их с возмущением и негодованием сообщали ему о сновидениях, основным мотивом которых была половая  связь с матерью.

Усмотрев в  этом определенную тенденцию, 3. Фрейд  предположил, что подобные сновидения дают известные основания считать, что первое социальное побуждение человека направлено на мать, в то время как  первое насильственное желание и  ненависть направлены на отца.

Таким образом, как полагал Фрейд, в психике  человека существуют диаметрально противоположные  осознаваемые и неосознаваемые чувства, направленные на один и тот же объект, что само по себе объясняет известную  противоречивость психической организации  человека.

Согласно психоаналитической теории, Эдипов комплекс есть биопсихический феномен, передающийся по наследству и  проявляющийся в каждом человеке по достижении им определенного возраста. При этом предполагалось, что типическое проявление данного комплекса происходит тогда, когда сексуальное влечение достигает определенной степени  зрелости и направляется уже не на собственный носитель, а на объект, в роли которого выступают родители. В этот период формирования психики  и личности человека, по мысли Фрейда, вступает в действие механизм Эдипова  комплекса, характеризующийся столкновением  врожденных (сублиминальных) и приобретенных (осознаваемых) установок, в зависимости от исхода которого возможно либо нормальное, либо анормальное развитие личности, сопровождающееся возникновением чувства вины и неврозов.

3. Структурная теория  личности

Представления Фрейда о конфликтной природе  человека были развиты им в структурной  теории личности. Согласно этой теории, личность являет собой противоречивое единство трех взаимодействующих сфер: «Оно», «Я» и «Сверх-Я» («Идеал-Я», «Я-идеал»), содержание и действие которых отражает ее существо и многообразие.

Согласно учению Фрейда, структура личности обладает определенной сопряженностью со структурой психики. Главенствующая сфера личности -«Оно» - представляется Фрейдом как вместилище бессознательных, иррациональных реакций и импульсов, биологических по природе и психобиологических по проявлению. «Оно» - это неорганизованная сама в себе сфера личности, которая по отношению к другим ее частям все же выступает в качестве единой психоличностной силы, поскольку ее внутренние и внешние проявления регулируются и контролируются единым принципом -принципом удовольствия (наслаждения).

Фрейд полагал, что в «Оно» идет бескомпромиссная борьба Эроса и Танатоса, которая обусловливает сущность этой сферы. Согласно Фрейду, «Оно» является источником и поставщиком энергии для других сфер личности и, образуя движущие силы личности, выражается, как правило, в желаниях и влечениях.

Вторая сфера  личности - «Я», по мысли Фрейда, происходит от комплекса Эдипа и, обособляясь  от «Оно», в известной мере являет собой разумность и рассудительность. В общих чертах «Я» предстает  как организованное начало личности, руководствующееся в своей деятельности принципом реальности, что позволяет  ему отчасти контролировать слепые, иррациональные импульсы «Оно» и  приводить их в известное соответствие с требованиями внешнего мира.

Третья сфера  личности - «Сверх-Я» («Идеал-Я», «Я-идеал»), согласно Фрейду, возникает на основе «Я» и выступает как продукт культуры, складывающийся из комплекса совести, моральных черт и норм поведения, которые контролируют действия «Я» и предписывают ему моральные образцы подражания и деятельности в контексте высших социальных чувств.

Настаивая на изначальной  противоречивости и конфликтности  сфер личности, Фрейд особенно акцентировал динамические моменты бытия личности, что явилось сильной стороной его концепции.

Придавая важное значение всем сферам личности и механизму их взаимодействия, Фрейд вместе с тем стремился увязать с теорией личности свои многообразные концепции и гипотезы. Примером этого могут служить его концепции творчества и учение о характерах, которые (если исходить из внутренней логики психоаналитического учения) действительно согласуются с его конструкцией личности и дополняют ее.

По Фрейду, источником творческой деятельности личности является психоличностный конфликт, в процессе протекания которого главенствующую роль играют бессознательные силы «Оно», мотивирующие творческую деятельность.

Понимание конфликта  как источника творчества обусловило то обстоятельство, что в теории личности Фрейда творчество предстает  как один из способов разрядки психических  конфликтов и напряжений, функциональное преобразование которых обеспечивается одним из важнейших «защитных  механизмов» - «Я»-сублимацией. По Фрейду, в результате сублимации бессознательные, сексуально окрашенные, подавленные, неудовлетворенные влечения и психические напряжения получают свое выражение в разнообразных творческих актах личности.

В общем, наличие  определенной связи между сексуальностью и творчеством отмечалось многими  исследователями. В этом плане позиция  Фрейда отличалась от позиции других ученых главным образом абсолютизацией и фетишизацией этой связи. Вместе с  тем следует отметить, что исследование Фрейдом вопроса о связи творчества и невроза позволило ему не только установить их общие корни и взаимосвязи, но и показать значение творческой деятельности как эффективного средства психотерапии.

Разрабатывая  учение о характере в общем  контексте теории личности, Фрейд  пришел к выводу, что характер человека формируется в основном в течение  первых пяти лет жизни под воздействием факторов конституционального и  индивидуального порядка. Подчеркивая  исключительную роль детства в формировании характера личности, Фрейд высказал предположение о существовании  различных видов характеров и  их определенной связи с эрогенными зонами. Согласно Фрейду. эта связь выражается преимущественно в воздействии различных эрогенных зон на формирование характера в целом или отдельных черт характера. При этом слезет подчеркнуть. что данная классификация вызвала сомнения и возражения даже среди сторонников психоанализа.

Информация о работе Зигмунд фрейд