Зарубежные теории психического развития

Автор: Александра Resurgam, 05 Ноября 2010 в 19:22, лекция

Описание работы

Обзор и основные черты зарубежных теорий детского развития Ж. Пиаже, З. Фрейда, Э. Эриксона.

Содержание

Теория Зигмунда Фрейда
Эпигенетическая теория развития личности Эрика Эриксона
Развитие личности: психосоциальные стадии
Теория интеллектуального развития Пиаже.
Критика теории Пиаже.

Работа содержит 1 файл

Зарубежные теории психического развития.doc

— 227.50 Кб (Скачать)

    До  наступления этой стадии дети почти  полностью зависят от заботящихся  о них людей. Однако, поскольку у них быстро развивается нервно-мышечная система, речь и социальная избирательность, они начинают исследовать свое окружение и взаимодействовать с ним более независимо. В особенности они гордятся своими только что обнаруженными локомоторными навыками и все хотят делать сами (например, умываться, одеваться и есть). Мы наблюдаем у них огромное желание исследовать предметы и манипулировать ими, а также установку по отношению к родителям: "Я сам" и "Я – то, что я могу".

    С точки зрения Эриксона, удовлетворительное разрешение психосоциального кризиса на этой стадии зависит прежде всего от готовности родителей постепенно предоставлять детям свободу самим осуществлять контроль над своими действиями. В то же время он подчеркивает, что родители должны ненавязчиво, но четко ограничивать ребенка в тех сферах жизни, которые потенциально или актуально представляются опасными как для самих детей, так и для окружающих. Самостоятельность не означает, что ребенок получает неограниченную свободу. Скорее она означает, что родители должны удерживать возрастающую способность ребенка делать выбор в пределах определенных "степеней свободы".

    Эриксон рассматривает переживание стыда  у ребенка как нечто родственное  гневу, направленному на самого себя, когда ребенку не разрешается  развивать свою самостоятельность и самоконтроль. Стыд может появиться, если родители нетерпеливо, раздраженно и настойчиво делают за детей что-то, что те могут сделать сами; или, наоборот, когда родители ожидают, что дети сделают то, чего они еще сами сделать не в состоянии. Разумеется, каждый родитель хотя бы однажды подталкивал своего ребенка к действиям, которые на самом деле лежат за пределами разумных ожиданий. Но только в тех случаях, когда родители постоянно чрезмерно опекают ребенка или остаются глухими к его потребностям, у него появляется либо преобладающее чувство стыда перед другими, либо сомнения в своей способности контролировать окружающий мир и владеть собой. Вместо того, чтобы быть уверенными в себе и ладить с окружением, такие дети думают, что другие пристально их рассматривают, относятся с подозрением и неодобрением; или же они считают себя совершенно несчастными. У них слабая "сила воли" – они пасуют перед теми, кто над ними главенствует или их эксплуатирует. В результате формируются такие черты, как неуверенность в себе, приниженность и слабоволие.

    По  убеждению Эриксона, приобретение ребенком постоянного чувства самостоятельности  в значительной степени укрепляет  у него чувство доверия. Эта взаимозависимость  доверия и самостоятельности  может иногда замедлять будущее психическое развитие. Например, дети с неустойчивым чувством доверия могут на стадии самостоятельности стать нерешительными, робкими, могут бояться отстаивать свои права, так что будут искать помощи и поддержки у окружающих. В зрелости у таких людей наиболее вероятно проявится обсессивно-компульсивная симптоматика (что обеспечивает им необходимый контроль) или паранойяльный страх преследования.

    Социальное  дополнение самостоятельности –  система правопорядка. Эриксон использует термины "право" и "порядок", невзирая на возможные эмоциональные коннотации. Согласно его теории, родители должны быть всегда справедливыми и уважать права и привилегии других, если они хотят, чтобы их дети были готовы в зрелом возрасте принять ограничения самостоятельности.

    "Сила  воли означает постоянное осуществление  свободного выбора, так же как  и самоограничения, невзирая на  неизбежные переживания стыда,  сомнений и раздражения из-за  того, что кто-то вас контролирует. Источник доброжелательства коренится  в рассудительности родителей, руководствующихся уважением к духу закона" (Erikson, 1968b, p. 288).

    3. Возраст игры: инициативность  – вина 

    Конфликт  между инициативой и виной  – последний психосоциальный  конфликт в дошкольном периоде, который  Эриксон называл "возрастом игры". Он соответствует фаллической стадии в теории Фрейда и длится от четырех лет до поступления ребенка в школу. В это время социальный мир ребенка требует от него активности, решения новых задач и приобретения новых навыков; похвала является наградой за успехи. Кроме того, у детей появляется дополнительная ответственность за себя и за то, что составляет их мир (игрушки, домашние животные и, возможно, братья и сестры). Они начинают интересоваться трудом других, пробовать новое и допускать, что и на других людях в их окружении лежит определенная ответственность. Успехи в освоении речи и развитие моторики дают возможность контактировать со сверстниками и более старшими детьми за пределами дома, что позволяет им участвовать в разнообразных общественных играх. Это возраст, когда дети начинают чувствовать, что их воспринимают как людей и считаются с ними и что жизнь для них имеет цель. "Я – тот, кем я буду" – становится у ребенка главным ощущением самотождественности во время периода игры. Процитируем Эриксона:

    "Инициатива  добавляет к самостоятельности  способность принимать на себя  обязательства, планировать, энергично  браться за какие-нибудь дела  или задачи, чтобы продвигаться  вперед; если же раньше появится  своеволие, поведение скорее воодушевляется неповиновением или, во всяком случае, протестующей независимостью" (Erikson, 1963a, р. 155).

    Будет ли у ребенка после прохождения  этой стадии чувство инициативы благополучно превосходить чувство вины, в значительной степени зависит от того, как родители относятся к проявлению у него собственного волеизъявления. Дети, чьи самостоятельные действия поощряются, чувствуют поддержку своей инициативы. Дальнейшему проявлению инициативы способствует и признание родителями права ребенка на любознательность и творчество, когда они не высмеивают и не тормозят фантазию ребенка. Эриксон указывает на то, что дети на данной стадии, начиная отождествлять себя с людьми, чью работу и характер они в состоянии понимать и высоко ценить, все больше ориентируются на цель. Они энергично обучаются и начинают строить планы.

    Согласно  психосоциальной теории, чувство  вины у детей вызывают родители, не позволяющие им действовать самостоятельно. Появлению чувства вины также  способствуют родители, чрезмерно наказывающие детей в ответ на их потребность любить и получать любовь от родителей противоположного пола. Эриксон разделяет мнение Фрейда о половой природе кризиса развития (то есть о сексуально-ролевом отождествлении и комплексах Эдипа и Электры), но его теория, бесспорно, охватывает более широкую социальную сферу. В любом случае, когда ребенок скован чувством вины, он чувствует покинутость и собственную никчемность. Такие дети боятся постоять за себя, они обычно ведомые в группе сверстников и чрезмерно зависят от взрослых. Им не хватает целеустремленности или решимости, чтобы ставить перед собой реальные цели и добиваться их. Кроме того, как полагает Эриксон, постоянное чувство вины может впоследствии стать причиной патологии, в том числе общей пассивности, импотенции или фригидности, а также психопатического поведения.

    Наконец, степень инициативности, приобретаемой  ребенком на этой стадии развития, Эриксон  увязывает с экономической системой общества. Он утверждает, что потенциальные  способности ребенка трудиться  продуктивно в будущем, его самодостаточность в контексте данной социально-экономической системы существенно зависят от его способности разрешить кризис вышеописанной фазы.

    4. Школьный возраст:  трудолюбие –  неполноценность 

    Четвертый психосоциальный период продолжается от шести до 12 лет ("школьный возраст") и соответствует латентному периоду в теории Фрейда. Предполагается, что в начале этого периода ребенок осваивает элементарные культурные навыки, обучаясь в школе. Этот период жизни характеризуется возрастающими способностями ребенка к логическому мышлению и самодисциплине, а также способностью взаимодействовать со сверстниками в соответствии с предписанными правилами (Piaget, 1983). Любовь ребенка к родителю противоположного пола и соперничество с родителем своего пола обычно в этом возрасте уже сублимировались и выражаются во внутреннем стремлении к приобретению новых навыков и успеху.

    Эриксон отмечает, что в примитивных культурах  образование детей не слишком  усложнено и социально прагматично. Умение обращаться с посудой и  хозяйственными принадлежностями, инструментами, оружием и другими вещами в этих культурах напрямую связано с будущей ролью взрослого. Наоборот, в тех культурах, где имеется своя письменность, детей прежде всего учат грамоте, которая в свое время поможет им приобретать сложные умения и навыки, необходимые в различных профессиях и видах деятельности. В результате, хотя в каждой культуре детей обучают по-разному, они становятся повышенно восприимчивыми к технологическому этосу* своей культуры и своему тождеству с ним.

    * Этос (от греч. "ητοζ" – "обычай", "нрав", "характер") – совокупность  стабильных черт. (Прим. перев.)

    Согласно  Эриксону, у детей развивается  чувство трудолюбия, когда они  начинают постигать технологию своей  культуры, обучаясь в школе. Термин "трудолюбие" отражает в себе основную тему данного периода развития, поскольку дети в это время поглощены тем, что стремятся узнать, что из чего получается и как оно действует. Интерес этот подкрепляется и удовлетворяется окружающими людьми и школой, где им дают первоначальные знания о "технологических элементах" социального мира, обучая их и трудясь вместе с ними. Самотождественность ребенка теперь выражается так: "Я – то, чему я научился".

    Опасность на этой стадии кроется в возможности  появления чувства неполноценности, или некомпетентности. Например, если дети сомневаются в своих способностях или статусе в среде сверстников, это может отбить у них охоту учиться дальше (в этом периоде постепенно приобретаются установки по отношению к учителям и учению). Чувство неполноценности может также развиться в том случае, если дети обнаруживают, что их пол, раса, религия или социально-экономическое положение, а вовсе не уровень знаний и мотивация, определяют их личностную значимость и достоинство. В результате они могут утратить уверенность в своей способности эффективно функционировать в существующем мире.

    Как упоминалось выше, чувство компетентности и трудолюбие у ребенка сильно зависят от школьной успеваемости (по крайней мере, в тех культурах, где есть письменность). Эриксон усматривает в этом ограниченном определении успеха возможные негативные последствия. А именно, если дети воспринимают школьные достижения или работу как единственный критерий, в соответствии с которым можно судить об их достоинствах, они могут стать простой рабочей силой в установленной обществом ролевой иерархии. (Карл Маркс писал, что такие люди подчиняются "ремесленной тупости".) Следовательно, истинное трудолюбие означает не просто стремление быть хорошим работником. Для Эриксона трудолюбие включает в себя чувство межличностной компетентности – уверенность в том, что в поисках важных индивидуальных и общественных целей индивид может оказывать положительное влияние на общество. Таким образом, психосоциальная сила компетентности является основой для эффективного участия в социальной, экономической и политической жизни.

    5. Юность: самотождественность  Я – ролевое  смешение 

    Юность, на которую приходится пятая стадия в схеме жизненного цикла Эриксона, считается очень важным периодом в психосоциальном развитии человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый (от 12-13 до примерно 19-20 лет в американском обществе), подросток сталкивается с различными социальными требованиями и новыми ролями, что и составляет существо задачи, которая предъявляется человеку в этом возрастном периоде. Теоретический интерес Эриксона к подростковому возрасту и характерным для него проблемам побудил его проанализировать эту фазу более глубоко, чем другие стадии развития Я.

    Новый психосоциальный параметр, появляющийся в юности, на положительном полюсе предстает в виде самотождественности Я, на отрицательном полюсе – в виде ролевого смешения. Задача, с которой встречаются подростки, состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе (какие они сыновья или дочери, студенты, спортсмены, музыканты, девушки-скауты, хористы и т.д.) и объединить, включить эти многочисленные образы себя в свою самотождественность, которая представляет осознание как прошлого, так и будущего, которое логически следует из него. Эриксон (Erikson, 1982) подчеркивает психосоциальную сущность ощущения самотождественности Я, обращая пристальное внимание не на конфликты между психологическими структурами, а скорее на конфликт внутри самого Я – то есть на конфликт самотождественности и ролевого смешения. Основной упор делается на Я и на то, как на него влияет общество, в особенности группы сверстников. Следовательно, самотождественность Я можно определить следующим образом.

    "Растущая  и развивающаяся молодежь, переживающая  внутреннюю физиологическую революцию, прежде всего пытается укрепить свои социальные роли. Молодые люди иногда болезненно, часто из любопытства проявляют озабоченность тем, как они выглядят в глазах других по сравнению с тем, что они сами думают о себе; а также тем, как сочетать те роли и навыки, которые они культивировали в себе раньше, с идеальными прототипами сегодняшнего дня... Появляющаяся внутренняя цельность в форме ощущения самотождественности Я – это больше, чем сумма отождествлений, приобретенных в детстве. Это сумма опыта, приобретенного на всех предшествующих стадиях, когда успешное отождествление приводило к успешному уравновешиванию базисных потребностей индивидуума с его возможностями и талантами. Таким образом, ощущение самотождественности Я представляет собой возросшую уверенность индивида в том, что его способность сохранять внутреннюю тождественность и цельность (психологическое значение Я) согласуется с оценкой его тождественности и цельности, дваемой другими людьми" (Erikson, 1963а, р. 261).

Информация о работе Зарубежные теории психического развития