Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 17:53, доклад
Если первая волна была поистине международной, то вторая волна – плод американской культуры 60-х годов. Ее породило то неспокойное, буйное поколение, родившееся в картонных пригородных домиках после войны – в конце сороковых – начале пятидесятых. Это поколение "Битлз", поколение хиппи, рок-н-ролла, Вудстока, поколение пацифистов, анти-расистов и феминисток.
«Вторая
волна» - 1960-1990: Радикальный
поворот
Если
первая волна была поистине международной,
то вторая волна – плод американской
культуры 60-х годов. Ее породило то неспокойное,
буйное поколение, родившееся в картонных
пригородных домиках после
Американская культура (или, скорее,
субкультура) конца 60-х – это,
«Женское освободительное
Основными
целями движения 60-х
были:
• Борьба с дискриминацией
на работе. В те годы отсутствовало
законодательство, запрещающее открытую
дискриминацию по половому признаку. Многие
объявления о найме на работу прямо гласили:
«только для мужчин» или «женщин просим
не беспокоиться». К тому времени огромное
количество американских женщин имели
высшее образование (благодаря их бабушкам,
участницам первой волны), возможности
же для успеха на карьерном поприще оставались
минимальными.
• Право на аборт. В 50-е
и 60-е годы, множество женщин, желающих
прервать беременность, шли на
нелегальный аборт (часто в
условиях антисанитарии). Те, у кого были
какие-то сбережения, ехали в Мексику,
где аборты были разрешены (хотя антисанитария
процветала). Было очень много смертей
и несчастных случаев. После 15 лет борьбы,
к 1975 право принимать решение по поводу
беременности (включая право на аборт)
стало законодательно закрепленным правом
в целом ряде штатов, включая Нью-Йорк.
• Развенчание мифов. Так,
Феминистки второй волны
По фотографиям события видно
– девчонки смеются, им весело.
Сделали карикатурное изображение
Мисс Америки из фанеры, с большими грудями,
глупой улыбкой, голова проткнута большой
шпилькой насквозь. Кто-то привел на парад
настоящую овцу, и ее шумно короновали
в завершение парада, как идеал красоты.
Кричали, «Что такое Мисс Америка? Кучка
престарелых мужчин, которые судят молодых
женщин в купальниках как скот!» И еще,
«Каждый день в жизни женщины – это конкурс
Мисс Америка!» Кто-то снял лифчик и выбросил
его в мусорную урну – как символ закрепощения
женщин – и вот уже все радостно избавляются
от лифчиков, ликуют, шумят!.. В общем, событие
получило широкую огласку в прессе – прошел
слух, что «феминистки сжигали лифчики»
- хотя, по свидетельствам очевидцев, никакого
огня не было в помине.
Вторая волна, зародившись в
Америке, пустила круги по всему
миру, заражая, вдохновляя, провоцируя.
Книги, написанные в тот период, навсегда
останутся классикой женского движения.
Поколение 60-х было, несомненно, самым
радикальным, и их феминизм тоже стал самым
радикальным из феминизмов.
Результаты
второй волны
В результате активной
Так, на государственном и на
региональном уровнях были приняты
законы, защищающие права женщин и запрещающие
открытую дискриминацию на рынке труда.
Все общественные и правительственные
организации и учреждения, а также большинство
крупных компаний в настоящее время исповедуют
принцип отсутствия дискриминации по
половому признаку. Это значит, что периоду,
когда в объявлении о вакансиях указывалось
«женщин просим не беспокоиться», пришел
конец. На смену ему пришла эра, где крупные
компании в объявлении о вакансиях подчеркивают:
«мы особенно заинтересованы в заявках
от женщин и расовых меньшинств в целях
диверсификации кадрового состава» (диверсификация
тут означает, что в компании наблюдается
явная нехватка женщин и расовых меньшинств).
Значит ли это, что можно праздновать победу
феминизма?
И да, и нет. С одной стороны,
пресечение явной, открытой дискриминации
– это важнейшее дело. Ведь государственная
политика распространяется на деятельность
не только госучреждений и крупных компаний,
но и на деятельность школ, вузов и СМИ.
А это значит, что в университетах были
созданы реальные системы сдерживания
и контроля сексизма преподавателей, СМИ
стали более информированными и осторожными,
в случае надобности приглашая реальных
экспертов-женщин (а не псевдо-экспертов
с кухонными мнениями), в школах стали
преподавать историю по материалам, в
которых хоть иногда упоминается о достижениях
и жертвах великих женщин-героинь и обычных
женщин, матерей и жен.
С другой стороны, многие