Запоминание

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 16:28, доклад

Описание работы

Запоминание с точки зрения бихевиоризма. Механическое и осмысленное запоминание. Условия, способствующие осмысленному и прочному запоминанию.

Работа содержит 1 файл

Запоминание с точки зрения бихевиоризма.doc

— 33.50 Кб (Скачать)

     Запоминание. Запоминание с точки зрения бихевиоризма.

     Свою точку зрения на память и ее процессы высказывали  и бихевиористы. Воспользовавшись теорией  И.П. Павлова об условных рефлексах  и теорией Скиннера об оперантном научении, они фактически свели память к приобретению человеком новых форм поведения через соответственно условнорефлекторное, или оперантное научение. По существу же, бихевиористская теория памяти и ее процессов мало чем отличается от понимания памяти в ассоциативной теории, за исключением того, что ассоциации между элементами психического опыта, неприемлемого для бихевиористов, были заменены на ассоциации между реакциями организма на внешние или внутренние воздействия. Бихевиористы подчеркивали роль подкреплений в запоминании материала и много внимания уделяли изучению того, как работает память в процессах научения. 3апоминается, как и осознается, прежде всего, то, что составляет цель нашего действия. Однако то, что не включено в целевое содержание действия, в ходе которого совершается непроизвольное запоминание, запоминается хуже, чем при произвольном запоминании, направленном именно на данный материал. При этом все же необходимо учитывать, что подавляющее большинство наших систематических знаний возникает в результате специальной деятельности, цель которой - запомнить соответствующий материал с тем, чтобы сохранить его в памяти. Такая деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала, называется мнемической деятельностью. В мнемической деятельности перед человеком ставится задача избирательно запомнить предлагаемый ему материал. Во всех этих случаях человек должен четко отделить тот материал, который ему было предложено запомнить, от всех побочных впечатлениях и при воспроизведении ограничиться именно им. Поэтому мнемическая деятельность всегда носит избирательный характер.

     Мнемическая деятельность представляет собой специфически человеческое образование, ибо только у человека запоминание становится специальной задачей, а заучивание материала, сохранение его в памяти и сознательное обращение к прошлому в целях припоминания заученного материала - специальная форма сознательной деятельности.

     Механическое  и осмысленное  запоминание. Успех запоминания зависит также от того, в какой степени материал осмысливается человеком. При механическом запоминании слова, предметы, события, движения запоминаются точно в таком порядке, в каком они воспринимались, без каких-либо преобразований. Механическое запоминание опирается на пространственную и временную близость объектов запоминания. Осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между частями материала. Оно опирается главным образом на обобщенные связи второй сигнальной системы. Доказано, что осмысленное запоминание во много раз продуктивнее механического. Механическое запоминание неэкономно, требует многих повторений; механически заученное человек не всегда может припомнить к месту и ко времени. Осмысленное запоминание требует от человека значительно меньше усилий и времени и более действенно.

       Условия, способствующие осмысленному и прочному запоминанию. Осмысление материала достигается разными приемами и, прежде всего выделением в изучаемом материале главных мыслей и группированием их в виде плана. Каждое наименование плана - это обобщенный заголовок определенной части текста. Переход от одной части к следующим частям - это логическая последовательность основных мыслей текста. При воспроизведении текста материал концентрируется вокруг заголовков плана, стягивается к ним, что облегчает его припоминание. Необходимость составить план приучает человека к вдумчивому чтению, сопоставлению отдельных частей текста, уточнению порядка и внутренней взаимосвязи вопросов.

     Установлено, что учащиеся, которые при запоминании  текстов составляли план, обнаруживают более прочные знания, чем дети, запомнившие текст без плана. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Запоминание