Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 22:33, реферат
Важнейший закон развития высших психических функций, открытый Л. С. Выготским, заключается в следующем: всякая функция в культурном развитии ребенка первоначально возникает в процессе взаимодействия со взрослыми и существует не в индивидуальном сознании ребенка, а между ребенком и взрослым, в пространстве их взаимоотношений, поэтому она имеет интерпсихическую форму.
Важнейший закон развития высших
психических функций, открытый Л. С.
Выготским, заключается в следующем: всякая
функция в культурном развитии ребенка
первоначально возникает в процессе взаимодействия
со взрослыми и существует не в индивидуальном
сознании ребенка, а между ребенком и взрослым,
в пространстве их взаимоотношений, поэтому
она имеет интерпсихическую форму. Впоследствии
она переходит во внутренний мир ребенка,
интериоризируется, то есть становится
его индивидуальным достоянием, приобретает
интрапсихическую форму. Закон перехода
от интер- к интрапсихическим процессам
имеет фундаментальное значение для детской
психологии. В формулировке Л. С. Выготского
он звучит следующим образом:
«Всякая функция в культурном развитии
ребенка выходит на сцену дважды, в двух
планах, — сперва в социальном, потом —
в психологическом, сперва между людьми,
как категория интерпсихическая, затем
внутри
ребенка, как категория интрапсихическая»
В этой формулировке
содержатся две важнейшие мысли:
1) психические процессы у человека с самого
начала социальны —и по своему происхождению,
и по своему содержанию;
2) интериоризация — процесс перехода
социальных, внешних, знаковых процессов
во внутренние, психические.
В общих чертах интериоризация
проходит следующие три этапа:
1) взрослый, используя соответствующие
знаковые средства, воздействует на ребенка,
побуждая его что-то сделать, или обращает
внимание ребенка на что-то, или просто
обращается к нему;
2) ребенок, перенимая от взрослого способ
обращения, сам воздействует на взрослого;
3) ребенок обращает те же средства и те
же воздействия на самого себя, то есть
обращается к самому себе во внутреннем
плане.
Для иллюстрации приведем описанный Л. С. Выготским пример превращения внешних средств во внутренние на материале исследования произвольного внимания. О произвольном внимании можно говорить тогда, когда человек сам направляет и удерживает внимание на каком-либо предмете, если сам этот предмет «не бросается» в глаза (в этом случае включаются механизмы непроизвольного внимания).
Закон научения
В основании теории
оперантного обусловливания Скиннера
лежит тот простой факт, что не всегда
действия живого существа являются реакцией
на ту или иную комбинацию внешних воздействий
- стимулов. Довольно часто (по мнению Скиннера,
в большинстве случаев) поведение выглядит
так, как будто бы ему не предшествуют
никакие видимые стимулы.
В знаменитых опытах Скиннера лабораторная
крыса помещалась в пустой ящик с педалью
внутри (так называемый "ящик Скиннера")
и получала полную свободу действий. В
процессе хаотичного исследования ящика
крыса неизбежно задевала педаль и получала
порцию пищи. После нескольких случайных
нажатий на педаль у крысы формировалась
новая форма поведения, которая не была
связана ни с какими предшествующими стимулами.
Теперь, проголодавшись, крыса целенаправлено
следовала к педали и, нажав на нее - получала
желаемое.
Таким образом, ключевое отличие оперантного
обусловливания от классического состоит
в том, что в случае оперантного обусловливания
живой организм своим поведением активно
воздействует на окружающую среду и сталкивается
с теми или иными последствиями. В случае
формирования условного рефлекса такого
воздействия не наблюдается. Животные
в опытах Павлова были специально, в целях
соблюдения чистоты эксперимента, лишены
какой-либо возможности влиять на окружение.
В этом смысле оперантное поведение активно
и направлено на исследование окружающего
мира, респондентное поведение реактивно
и лишь следует тем или иным воздействиям,
в процессе классического обусловливания,
приобретшим для организма определенное
сигнальное воздействие.
Закон неопределенности отклика. Другая его формулировка —закон зависимости восприятия людьми внешних воздействий от различия их психологических структур. Дело в том, что р азные люди и даже один человек в разное время могут по-разному реагировать на одинаковые воздействия. Это может приводить и нередко приводит к непониманию потребностей субъектов управленческих отношений, их ожиданий, особенностей восприятия той или иной конкретной деловой ситуации и как результат — к использованию моделей взаимодействия, неадекват-ных ни особенностям психологических структур вообще, ни психичес-кому состоянию каждого из партнеров в конкретный момент в частности.
Закон неадекватности отображения человека человеком. Суть его состоит в том, что ни один человек не может постичь другого человека с такой степенью достоверности, которая была бы достаточна для принятия серьезных решений относительно э того человека.
Закон иерархии строения мотив сферы
Для психологической
трактовки «иерархий
По сути потребность замешается мотивом,
так как «до своего первого удовлетворения
потребность «не знает» своего предмета»
... и потому он «должен быть обнаружен.
Только в результате такого обнаружения
потребность приобретает свою предметность,
а воспринимаемый (представляемый, мыслимый)
предмет – свою побудительную и направляющую
деятельность, т. е. становится мотивом».
Иными словами, в процессе взаимодействия
субъекта с предметами и явлениями окружающей
среды ему открывается их объективное
значение. Значение представляет собой
обобщение действительности и «принадлежит
прежде всего миру объективно-исторических
явлений». Таким образом, иерархия деятельностей
на наших глазах превращается в иерархию
мотивов. Но мотивы, как известно, бывают
разные. Какие мотивы имеет в виду А. Н.
Леонтьев?
Для выяснения этого он обращается к анализу
категории эмоций. В рамках деятельностного
подхода эмоции не подчиняют себе деятельность,
а являются ее результатом и «механизмом»
ее движения. Особенность эмоций, уточняет
А. Н. Леонтьев, состоит в том, что они отражают
отношения между мотивами (потребностями)
и успехом или возможностью успешной реализации
отвечающей им деятельности субъекта.
«Они (эмоции) возникают вслед за актуализацией
мотива и до рациональной оценки субъектом
своей деятельности» (выделено нами –
В. А.). Таким образом, эмоция порождает
и задает состав переживания человеком
ситуации реа-лизации-нереализации мотива
деятельности. Рациональная оценка, следует
за этим переживанием, придает ему определенный
смысл и завершает процесс осознания мотива,
сопоставления и совпадения его с целью
деятельности. Именно личностный смысл
выражает отношение субъекта к осознаваемым
им объективным явлениям.
Таким образом, место просто мотива занимает
так называемый мотив-цель, понятие вводимое
А. Н. Леонтьевым как структурный элемент
будущего каркаса личности.
Итак, существуют мотивы-стимулы, т. е.
побуждающие, порой остро эмоциональные,
но лишенные смыслообразующей функции,
и смыслообразующие мотивы или мотивы-цели,
тоже побуждающие деятельность, но при
этом придающие ей личностный смысл. Иерархия
этих мотивов составляют мотивационную
сферу личности, центральную в структуре
личности А. Н. Леонтьева, поскольку иерархия
деятельностей осуществляется посредством
адекватной ей иерархии смыслообра-зующих
мотивов. По его мнению «структура личности
представляет собой относительно устойчивую
конфигурацию «главных, внутри себя иерархизованных,
моти-вационных линий. Внутренние отношения
главных мотивационных линий ... образуют
как бы общий «психологический» профиль
личности».
Все это позволяет А. Н. Леонтьеву выделить
три основных параметра личности:
• широта связей человека с миром (посредством
его деятельностей);
• степень иерархизованности этих связей,
преобразованные в иерархию смыс-лообразующих
мотивов (мотивов-целей);
• общая структура этих связей, точнее
мотивов-целей.
Процесс становления личности по А. Н.
Леонтьеву есть процесс «становления
связной системы личностных смыслов».
Закон оптимума мотивации
Ученые в ходе экспериментов
на животных установили, что для
успешного обучения животных в прохождении
лабиринта, наиболее благоприятной
была средняя интенсивность
Было установлено, что
существует определенный оптимальный
уровень мотивации, при котором
необходимая деятельность выполняется
лучше всего для данного
При повышении уровня мотивации
увеличивается уровень
Таким образом, высокий уровень мотивации не всегда является наилучшим.
Уровень мотивации, при котором деятельность выполняется максимально успешно, называется оптимумом мотивации. Оптимум мотивации не обязательно является средним ее показателем.
зависимость эффективности от мотивации
Точно установить оптимальный уровень мотивации довольно сложно. Для каждого вида деятельности существует свой комплекс мотивов.
Йеркс и Додсон провели экспериментальное исследование на разных видах животных, а также на человеке, чтобы определить зависимость эффективности работы от уровня мотивации. Они использовали три уровня мотивации в качестве наказания за ошибки: слабые, средние или сильные разряды электрического тока. Кроме того, была разной и сложность заданий: сложные, средние и легкие.
Результаты исследования показали, что для каждого из трех случаев существует свой оптимум мотивации, при котором достигается максимальная эффективность.
В соответствии с законом Йеркса-Додсона для сложного задания оптимальной будет слабая мотивация, а для легкого задания, наоборот, оптимальной будет сильная мотивация. То есть для легкого задания избыточная мотивация не влечет нарушений поведения и снижения эффективности, но такая опасность существует при выполнении сложных заданий.
Закон персональных расстояний.В концепции Холла рассматриваются четыре расстояния коммуникации: близкое, персональное, социальное и публичное. Близкое расстояние (0—1,5 м) означает явное присутствие другого лица и может время от времени оказывать «давление» из-за очень интенсивных сенсорных воздействий. Персональное расстояние (1,5—4 м) оказывает разделяющее воздействие, но сохраняет возможность воспринимать визуально изменения в лице. Социальное расстояние (4—10 м) характерно для случайных общественных мероприятий и оставляет возможность продолжать работать в присутствии другого лица без того, чтобы показаться невежливым. Публичное расстояние (10 м и более) характеризует места для общественного дискурса.
При этом анализе коммуникации используется понятие «социальная дистанция», которое характеризует степень близости или отчужденности социальных групп и лиц. Она не тождественна пространственной, географической дистанции, хотя может выражаться и в специфических формах расселения этнических групп (напри-Мер, гетто и др.), элит. Анализ социальной дистанции был впервые осуществлен Г. Зиммелем, Р. Парком, Э. Бёрджессом, Л. фон Визе.
Возрастание социальной дистанции между индивидом и соци-адьным образованием является, по мнению Холла, критерием расчленения социальных образований на массу, группу и абстрактный Коллектив. В изучении коммуникаций в малых группах была выявлена взаимозависимость между социальной дистанцией и взаимодействием, симпатиями и антипатиями лиц.