Законы и загадки зрительного восприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 23:46, реферат

Описание работы

Восприятие - это непрекращающаяся связь индивида со средой, человека с миром, в рамках которой среда, мир непосредственно открываются человеку и оказываются доступными ему. Благодаря восприятию живые существа становятся причастными действительности, ориентируются в ней и сохраняют себя как целостность.

Содержание

Введение
1. Общая характеристика зрительного восприятия
2. Законы зрительного восприятия
3. Феномены, иллюзии зрительного восприятия
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Законы и загадки зрительного восприятия.doc

— 714.00 Кб (Скачать)

Рис. Ваза Рубина. На этом рисунке фон может быть либо черным, либо белым. Это зависит от того, что человек воспринимает – вазу или два профиля. Фигура и фон взаимозаменяемы: фигура может превратиться в фон, а фон – в фигуру.

 

Второй принцип - это принцип заполнения пробелов, проявляющийся в том, что наш мозг всегда старается свести фрагментарное изображение в фигуру с простым и полным контуром. Поэтому, когда предмет, образ, мелодия, слово или фраза представлены лишь разрозненными элементами, мозг будет систематически пытаться собрать их воедино и добавить недостающие части.

Объединение (группировка) элементов - это еще один аспект организации  восприятия. Элементы могут объединяться по разным признакам, например таким, как близость, сходство, непрерывность (воображаемая) или симметрия.

Организация перцептивных процессов и черты постоянства, которые мы устанавливаем в мире, обеспечивают нам непротиворечивое и связанное восприятие окружающего. Однако существуют случаи, когда восприятие искажено, - когда, например, от самих предметов поступают противоречивые сигналы (неоднозначные, двусмысленные фигуры) или когда мы неправильно интерпретируем монокулярные сигналы, получаемые от предметов (искажение формы фигуры).

Неоднозначные фигуры. Наиболее известный пример противоречивости восприятия представлен на рис. ниже. Куб Неккера нарисован без соблюдения правил перспективы, ближняя и дальняя грани


куба одинакового размера и формы. Тем не менее, в любой данный момент времени одна из них воспринимается как передняя, а другая как задняя. При наблюдении куб спонтанно (самопроизвольно) «переворачивается»: одна объемная проекция сменяется другой.

Двусмысленные фигуры. На рис.ниже представлено изображение объекта, который на первый взгляд кажется «нормальным», но вскоре становится непонятным, т. к. он может вызвать два противоречивых восприятия. Каждый угол треугольника в отдельности выглядит совершенно нормально, однако не один реальный объект не может совершенно нормально, однако не один реальный объект не может совершенно нормально, однако не один реальный объект не может


одновременно иметь три угла, повернутые к наблюдателю в таких ракурсах.

Рисунки, вызывающие дискомфорт. Существуют рисунки, которые вызывают неприятное ощущение. 

Предполагается, что при рассматривании таких рисунков нарушается работа зрительной системы из-за перенасыщенности структур. Рисунок с расходящимися лучами вызывает любопытное последействие; если смотреть на него в течение нескольких секунд, появляются волнистые линии. Они видны в течение некоторого времени и после того, как взор переводится на однородное поле, например на стену. Остается неясным, являются ли причиной подобного явления мелкие движения глаз, смещающие повторяющиеся линии по сетчатке и таким образом посылающие массовые сигналы рецепторам «включения» и «выключения». Если это так, то описанный эффект сходен с нарушением зрительной системы, возникающим при мелькающем свете[11] [7].

 

Рис. Перенасыщенная структура изображения, вызывающая дискомфорт


Зрительные искажения. Некоторые простые рисунки мы видим скаженными. Часть рисунка может казаться на 20% короче или длиннее; прямая линия может настолько искривляться, что трудно поверить, что она действительно прямая. Рисунки ниже демонстрируют наиболее известные иллюзии. Они носят имена открывших их исследователей.

 

Рис. Иллюзия Мюллер-Лайера, или иллюзия стрелы

На этом рисунке изображена пара стрел, древки которых одинаковой длины, но одна стрела имеет наконечники с расходящимися, а другая со сходящимися к древку концами. Стрела с расходящимися наконечниками кажется длиннее, хотя фактически обе стрелы одинаковой длинны.

 

Рис. Иллюзия Понцо, или иллюзия железнодорожных путей

На этом рисунке представлена хорошо известная иллюзия Понцо. Этот рисунок состоит из четырех линий: двух одной и той же длины, идущих рядом, но не сходящихся, и между ними двух других, равных по длине и параллельных. Одна из линий, расположенная в узкой части пространства, заключенного между двумя сходящимися линиями, кажется длиннее, хотя фактически обе параллельные линии одинаково длины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Восприятие - это процесс отражения предметов и явлений в нашем сознании в форме образов при непосредственном действии объектов на органы чувств.

Благодаря зрению человек воспринимает форму, величину, объем и пространственное положение предметов.

В основе восприятия формы предмета лежит изображение его на сетчатке глаза, которое является копией предмета в силу оптического устройства органа зрения.

Восприятие величины предмета осуществляется на основе образования связей между величиной изображения на сетчатке глаза и напряжением глазных мышц, устанавливающих зрительные оси глаз на предмет, находящийся на определенном расстоянии.

Восприятие объема, глубины и удаленности предметов достигается посредством бинокулярного зрения.

К свойствам восприятия относится предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность восприятия и апперцепция.

Восприятие  человека подчиняется определенным  законам.

По мнению известного психолога А.А.Крылова - законы   восприятия  – это экспериментально установленные принципы, в соответствии с которыми из множества раздражений, получаемых мозгом, выделяется осознаваемая фигура. В частности, он называет закон  последействия фигуры и фона. Константность  восприятия.

Другие специалисты считают, что первый и основной закон восприятия состоит в его непосредственной связанности с работой мышц, с разного рода движениями, несущими в себе многостороннюю информацию о воспринимаемых объектах. Другой важный закон восприятия состоит в относительной устойчивости уже сформировавшихся образов, в особенности тогда, когда их функционирование связано с мышлением.

Законы визуального восприятия достаточно полно исследованы в работах американского эстетика и психолога Рудольфа Арнхейма (Rudolf Ar№heim). Например, это закон Компенсации воображением неотчетливых зрительных ситуаций.

В заключительном параграфе работы рассматриваются некоторые феномены, иллюзии зрительного восприятия. Организация перцептивных процессов и черты постоянства, которые мы устанавливаем в мире, обеспечивают нам непротиворечивое и связанное восприятие окружающего. Однако существуют случаи, когда восприятие искажено, - когда, например, от самих предметов поступают противоречивые сигналы (неоднозначные, двусмысленные фигуры) или когда мы неправильно интерпретируем монокулярные сигналы, получаемые от предметов (искажение формы фигуры). Например, неоднозначные, двухсмысленные фигуры.

 

Список использованной литературы

 

 

1.      Арнхейм Р. «Искусство и визуальное восприятие», пер. с англ. - М. «Прогресс», 1974 - 228 с.

2.      Д. Бом Роль инвариантов в восприятии // Хрестоматия по ощущению и восприятию. - М., 1975. 

3.      Крылов А.А. Психология. – М. ТК Велби, 2005 – 772 с.

4.      Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Курс лекций. - Ростов-на-Дону, 2004. - 232 с.

5.      Леонтьев   А.Н.  Лекции   по   общей   психологии: Учеб. пособие для вузов  по  спец. «Психология» / Под ред. Д.А.  Леонтьева, Е.Е. Соколовой. - М.: Смысл, 2000. – 509 с.

6.      Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е  изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 640 с.

7.      Прокопенко В.Т., Трофимов В.А., Шарок Л.П. Психология зрительного восприятия: Учебное пособие. - СПб.: СПбГУИТМО, 2006. - 73 с.

8.      Рубинштейн   С.Л.  Основы   общей   психологии  - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712  с .

9.      Самойлов А.Ф. И.М.Сеченов и его мысли о роли мышцы в нашем познании природы // Хрестоматия по ощущению и восприятию. - М., 1975

 

 

 

2

 



[1]    Рубинштейн   С.Л.  Основы   общей   психологии  - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712  с .

[2]  Леонтьев   А.Н.  Лекции   по   общей   психологии: Учеб. пособие для вузов  по  спец. « Психология « / Под ред. Д.А.  Леонтьева, Е.Е. Соколовой. - М.: Смысл, 2000. – 509 с.

[3] Сорокун П.А. Основы психологии. Псков: ПГПУ, 2005 - 312 с.

 

[4] Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Курс лекций. - Ростов-на-Дону, 2004. - 232 с.

[5] См.: Самойлов А.Ф. И.М.Сеченов и его мысли о роли мышцы в нашем познании природы // Хрестоматия по ощущению и восприятию. - М., 1975

[6] Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е  изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 640 с.

[7] Немов Р.С. Указ. соч. – С. 108

[8] Бом Д. Роль инвариантов в восприятии // Хрестоматия по ощущению и восприятию. - М., 1975. 

[9] Крылов А.А. Психология. – М. ТК Велби, 2005 – 772 с.

[10] Арнхейм Р. «Искусство и визуальное восприятие», Пер. с англ. М. «Прогресс», 1974.

[11] Прокопенко В.Т., Трофимов В.А., Шарок Л.П. Психология зрительного восприятия: Учебное пособие. - СПб.: СПбГУИТМО, 2006. - 73 с.


Информация о работе Законы и загадки зрительного восприятия