Закономерности и факторы возрастного развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:59, лекция

Описание работы

Глава II. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ДИНАМИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И
ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ
§ 1. ПРИЧИНЫ И СУЩНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Работа содержит 1 файл

Закономерности и факторы возрастного развития.doc

— 49.00 Кб (Скачать)

Глава II. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И  ДИНАМИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И  
ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ 

§ 1. ПРИЧИНЫ  И СУЩНОСТЬ  ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА   В   ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Возрастная и педагогическая психология обладает практически необозримым  эмпирическим материалом. В мире выходит около десяти специализированных журналов (только Американская психологическая ассоциация издает три), публикуются материалы регулярных (в Европе ежегодных)   конференций. 
Главная проблема, на решение которой направлены усилия ученых в разных странах, является проблема соотношения наследственности и среды, роль обучения и воспитания в формировании человеческой психики. Решение этой проблемы, начиная с исторически первых публикаций по возрастной и педагогической психологии, сводилось к трем вариантам. 
Первое направление при всем разнообразии взглядов отдельных авторов склонялось к приоритету наследственности. Сторонники такой позиции нередко рассматриваются в литературе как приверженцы биологизаторской (биогенетической) концепции. Данное направление идет от работ Г.Спенсера, С.Холла, Д.Болдуина, 

30      Глава II. Закономерности и динамика психического развития в онтогенезе  
К.Бюлера и других ученых. Авторы так или иначе опираются на идею рекапитуляции (от лат. recapitalatio — сжатое повторение бывшего прежде), вытекающую из биогенетического закона, сформулированного Э.Геккелем в 1866 г. («история зародыша есть краткое повторение истории вида»). Идея повторения в психическом развитии одного индивида (онтогенезе) этапов развития человечества (филогенеза) разными авторами раскрывалась по-своему, но важно, что в целом сторонники рассматриваемой точки зрения сводили к минимуму влияние социального фактора, считая, что этапы и результаты развития предопределены действием врожденной программы (зафиксированной генетически). 
П р о т и в о п о л о ж н а я точка зрения, рассматривающая социальный фактор как определяющий в формировании психики человека, сформировалась в науке с начала XX в. под влиянием работ французской социологической ш к о л ы , начиная с работ Э.Дюр-кгейма, Г.Тарда, Ш.Блонделя, П.Жане и других ученых. С т о р о н н и -ки данного направления (социологизаторский или социогенетичес-кий подход) недооценивали и (или) сводили к минимуму роль наследственности, считая, что результат и содержание развития определены состоянием общественного сознания. Основным механизмом  социализации   признавалось подражание. 
Наиболее же многочисленным следует признать третье направление, которое нередко называют теориями двух факторов, объединяя под этим названием самые разные научные школы, теории и авторов. Общим для такого объединения является рассмотрение ими и наследственности и среды как двух основных сил, влияющих и определяющих психическое развитие ребенка. Важен не только вопрос о том, что понимать под биологическим и социальным факторами,  но и  вопрос об  их соотношении. 
Первым принцип конвергенции двух факторов в начале XX в. выдвинул Вильям Штерн. По его мнению, оба фактора в равной мере значимы для психического развития ребенка и определяют две его линии. Эти линии развития (одна — созревание наследственно данных способностей и черт характера, другая — развитие под влиянием ближайшего окружения ребенка) пересекаются, т.е. происходит   конвергенция. 
Большинство современных сторонников позиции учета роли наследственности и среды в психическом развитии ребенка осуществляют свои исследования анализа причин и сущности психического развития ребенка с позиций следующих теорий: психоаналитической,   когнитивной,   теории   поведения   (бихевиоризм), 

31 

биологической и  гуманистической. Психоаналитическая теория появилась раньше других. Ее предмет — человеческие эмоции и межличностные отношения. Эту теорию иногда называют теорией развития личности. Когнитивная теория касается главным образом проблем мышления и процесса усвоения знаний. Теория поведения пытается объяснить, почему, когда и каким образом дети и взрослые обучаются вести себя так, а не иначе. Этологическая теория акцентирует внимание на сравнении поведения людей и животных в естественных условиях и на определении общего и специфического в их поведении, а также зависимости его от этих условий и других факторов. Гуманистическая теория рассматривает ребенка (и взрослого) как уникального индивида, целостную личность, стремящуюся к полному самоосуществлению (самореализации). Рассмотрим эти подходы подробнее. 
Зигмунд Фрейд (1856—1939) родился в 
г.Фрейбурге (Моравия), но более 80 лет 
Психоаналитический  
прожил   в   Вене. 
подход  
Дочь Фрейда, Анна, продолжила развитие психоаналитической теории после его  смерти. 
З.Фрейда более всего интересовало развитие человека как личности, проблемы, возникающие в процессе его личностного становления. Он рассматривал поведение как проявление биологических влечений, инстинктов и подсознательных мотивов человека, на которые влияют условия его воспитания в семье в детском возрасте, и считал, что мы не осознаем многих причин нашего поведения, поскольку они скрыты от нас, и что происходящее с нами есть результат деятельности подсознания («бессознательного»), «содержимое» которого накапливается в течение всей жизни. 
Фрейд выделил три компонента человеческой психики, каждый из которых выполняет свои функции: «ид» (оно), «эго» («Я») и «суперэго» («сверх-Я»), 
«Ид» — врожденный компонент, включающий общие инстинктивные влечения и поиск удовольствия. Его основные составляющие - либидо, т.е. позитивные любовные, сексуальные импульсы,  и танатос, т.е. деструктивные, агрессивные импульсы. 
«Эго» — та рациональная часть психики человека, которая объясняет ему происходящее и помогает ослабить или снять конфликт  между  его  либидо   и  танатосом,   с  одной  стороны,   и  тем, 

32      Глава II. Закономерности и динамика психического развития в онтогенезе  
что он перенимает от родителей в процессе воспитания или просто общения с  ними,  — с другой. 
«Суперэго» — это примерно то же, что обычно называют сознанием, включая нормы поведения (как хорошего, так и плохого),  усваиваемые с  помощью родителей  и  подкрепляемые ими. 
Взаимодействие «ид» и «суперэго» заключается в следующем: то, что «ид» принуждает нас делать, как правило, противоречит тому, что позволяет делать «суперэго». Они часто «конфликтуют» друг с другом, порождая чувство тревоги, нервозность или напряженность без какой-либо видимой и логически объяснимой причины. И м е н н о «эго» — рациональная, «объясняющая» часть личности — помогает разрешить конфликт между «ид» и «супер-эго», изобретает социально приемлемые способы удовлетворения желаний   нашего  «ид». 
Существуя вместе, «ид», «эго» и «суперэго» обычно не противоречат друг другу. Все они действуют как «одна команда» под руководством   «эго». 
Фрейд полагал также, что дети проходят пять стадий психического, точнее, психосексуального развития, а характер протекания каждой из них оказывает конкретное воздействие на формирование личностных качеств. На каждой стадии интересы ребенка и окружающих его людей (родителей, педиатров, братьев и сестер, бабушек и дедушек, учителей, воспитателей и т.д.) сосредоточены вокруг какой-то определенной части тела, служащей источником   получения  удовольствия. 
1. Оральная стадия (от рождения д о 2 лет). М и р малыша со 
средоточен вокруг рта. Высшая степень удовлетворения на стадии 
грудного вскармливания может привести к тому, что, став взрос 
лым, ребенок будет предельно самостоятельным без видимых на 
то о с н о в а н и й . И наоборот, неудовлетворенность, неприятные 
ощущения в этот период могут обусловить формирование очень 
зависимого   взрослого. 
Вы, наверное, знаете таких людей, которые постоянно раздражены, агрессивны или саркастичны, склонны к перееданию, грызут ногти, много говорят, курят, любят жевательную резинку, как сказал бы Фрейд, все они «застряли на оральной стадии развития».

 
2. Анальная стадия (от 2 до 3 лет). На этой стадии ребенку 
прививаются навыки туалета. Его внимание сосредоточивается на 
анальной области, на выделениях и испражнениях. Дети, успешно 
прошедшие   данную   стадию,   отличаются   гибкостью   мышления, 

33 

великодушием, аккуратностью  — чертами, которые сохраняются  на  всю жизнь. 
Быстрое и сопряженное с насилием приучение к горшку может обернуться тем, что малыш «зациклится» на постоянных требованиях чистоты, на излишней приверженности правилам гигиены, чрезмерной опрятности. И наоборот, если родители не обращают внимания на то, как и куда ребенок отправляет свои естественные потребности, делает ли он это в горшок, в ползунки или на пол, то в результате может сформироваться взрослый, склонный к негативизму, анархичности в поведении, к желанию лидерства.

 
3. Фаллическая стадия (от 4 д о 5 лет). Н а этой стадии дети 
внимательно изучают свои половые органы (нередки мастурба 
ции). У них впервые появляется симпатия к родителям противопо 
ложного пола и чувство неприязни к родителям одного с ними 
пола. Возможные связанные с этими чувствами конфликты Фрейд 
назвал эдиповым комплексом (у мальчиков) и комплексом Элек 
тры (у девочек). Дети, успешно преодолевшие данную стадию, 
обычно легко разрешают конфликты посредством отождествле 
ния себя (идентификации) с родителями того же пола. Они начи 
нают копировать образцы их поведения, интонации речи, при 
чески  и т.п. 
Фрейд полагал, что мальчики, испытывавшие трудности на фаллической стадии, становятся робкими, застенчивыми, пассивными мужчинами. Что касается девочек, то они всю жизнь несут комплекс Электры как крест, только в каждый возрастной период по-разному это проявляется. Обычно он выражается в стремлении к половой связи с мужчинами или в желании иметь сына в качестве  компенсации в случае отсутствия такой постоянной связи. 
4.    Латентная стадия (от 6 д о 12 л е т ) . В э т о м возрасте л и б и д о

 
(напомним:   позитивные   любовные,   сексуальные   импульсы)   не 
концентрируется в какой-то определенной части тела или органе, 
а сексуальные потенции как бы дремлют в состоянии бездействия, покоя. Дети, успешно идентифицировавшие себя с представителями того же пола, начинают не только копировать, но и быстро усваивать нормы поведения, соответствующие их полу и одобряемые   обществом.

 
5. Генитальная стадия (от 12 д о 18 л е т ) .
Внимание ребят вновь сосредоточивается на своих половых органах, потом появляется интерес   к   противоположному  полу.  

34     Глава II. Закономерности и динамика психического развития в онтогенезе  
Последним двум стадиям - латентной и генитальной — Фрейд уделил мало внимания. Он утверждал, что основные личностные характеристики человека закладываются в возрасте 5—6 лет. Согласно теории психоанализа, успешное преодоление оральной, анальной и фаллической стадий обусловливает формирование психически здоровой личности, трудности же на этих стадиях приводят к серьезным проблемам во взрослом состоянии. По З.Фрейду, если ребенок на какой-то из трех указанных стадий переживает событие, травмирующее его психику, получает предельно полное удовлетворение естественных потребностей или, напротив, испытывает абсолютную неудовлетворенность, то он начинает сосредоточивать на них излишне много внимания, отчего различные моменты этого периода детства откладываются в личностном мире  человека  и  сопровождают его на протяжении всей жизни. 
Теория классического психоанализа З.Фрейда развита в работах М.Клейн, А.Фрейд, а затем преобразована в концепции психосоциального развития жизненного пути личности Э. Эриксона. 
Эрик Эриксон также представитель психоаналитической теории; родился в  1902 г. во Франкфурте (Германия). 
Как и Фрейд, Эриксон полагал, что л и ш ь здоровый взрослый человек способен удовлетворять свои потребности в личностном развитии, желания собственного «эго» («Я») и отвечать требованиям общества. Например, если он молод и здоров, то должен выбирать такую профессию, которая была бы интересной для него и в то же время нужной для общества. Основанием периодизации Эрика Эриксона являются понятия идентичности (быть таким же, как значимые другие) и самоидентичности (быть самим собой). Развитие является продуктивным, если в человеке развиваются качества, которые приводят к усилению, укрупнению чувства самоидентичности. Развитие может быть деструктивным, ослабляющим  чувство самоидентичности.

У Фрейда стадии назывались «психосексуальными», а понятие  «сексуальный» отражало его акцент на биологическом удовольствии. Эриксон чаще употребляет понятие «социальное», подчеркивая влияние на развитие человека социальных, исторических и культурных-факторов. На каждой из 8 стадий ребенок испытывает специфический кризис, суть которого составляет конфликт между противоположными состояниями сознания,  психики.

Информация о работе Закономерности и факторы возрастного развития