Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 17:52, доклад
Известно, что определяющее значение в формировании личности ребенка имеет общественная среда, семья. А школа и другие подобные учреждения направляют этот процесс в русло конкретных педагогических задач. «Я, - писал драматург и писатель Виктор Розов, - придаю семье значение чрезвычайное. Это точка опоры. Нет семьи – растет сорная трава, под названием перекати – поле. Дом – это место, переступая порог которого ты сбрасываешь всю тяжкую ношу дня, расслабляешься, отдыхаешь, набираешься сил для дня грядущего. И сколько бы мне не говорили о воспитательном значении школы и других организаций, все – таки основы формирования духовного мира человека начинаются в семье».
Задачи и функции современного семейного воспитания
Известно, что определяющее значение
в формировании личности
Семья, как и школа, - это своего рода посредник между формирующейся личностью ребенка и обществом. Значит, родители должны иметь представление о целях и задачах, конечном результате воспитания, что поможет в воспитании собственного ребенка. А то на заданные родителям подобные вопросы можно услышать лишь один ответ: хочу, чтоб мой ребенок был хорошим человеком и все! Воспитание должно подготовить сегодняшнего ребенка и завтрашнего гражданина к жизни и работе в обществе. В законе Российской Федерации «Об образовании» записано, что мы должны обеспечить «формирование человека – гражданина, интегрированного в современном ему обществе и нацеленного на совершенствование этого общества; интеграцию личности в системе мировой и национальных культур» родителям необходимо проектировать те качества, которые понадобятся ребенку для жизни в будущем. Но как их определить? Цель воспитания обусловливается и порождается особенностями современной социально-педагогической ситуации, ведь воспитание – зеркало общества.
Современная социально-педагогическая ситуация отличается большой сложностью и противоречивостью. С тревогой и беспокойством. Умом и сердцем учителя и родители пытаются осмыслить сущность происходящих процессов во всех сферах нашей жизни, более конкретно представить в этих сложных условиях новые нравственные и гражданские ориентиры.
Прежняя политика воспитания
в современных условиях
Ассортименты магазинов,
Наблюдаются процессы
Рынок – это сфера деловых
альтернатив
В условиях рынка находят себя
люди грамотные, талантливые,
предприимчивые, деловые, трудолюбивые,
умеющие быстро
Новые способы
Безрадостная картина,
Одной из сил, которая
Происходят серьезные перемены в детской и молодежной культуре. В последние годы настоящая литература резко утратила прежнюю значимость для общества в целом и молодежи в частности, она перестала быть «учителем жизни», так как не могла успеть и не успевала за общественными переменами. Не оставив юным времени на размышление над «вопросами вечности», действительность заставила одновременно отказаться от опыта родителей, запечатленного в книгах, - новое время требует новых решений.
Глубокое влияние на социально-экономическую обстановку в стране оказывает сегодня обострение национальных конфликтов и религиозных противоборств, в которые втянуты подростки и молодежь. Под влиянием жизненных трудностей молодежные национальные движения порой выливаются в национал-шовинизм. Размываются понятия «родина», «патриотизм». Страна стала «вулканом народов», и, как следствие, часть молодых отошла от принципа интернационализма.
Среди многочисленных факторов, негативно влияющих на молодежь, особо выделяются: отчуждение личности от общества, от национальных и культурных традиций; низкий статус образования и интеллектуальной деятельности в обществе; падение нравственности среди взрослых и молодежи; кризис семьи и семейного воспитания; ухудшение здоровья населения; социально-политические и экономические противоречия. Не менее опасен психологический настрой, характерный для определенной части молодежи: пессимизм, социальная апатия, стремление жить только сегодняшним днем, нежелание добросовестно трудиться.
Такая ситуация требует
формирования особого типа
Таким образом, общественное развитие привело к иному. Чем прежде, осмыслению задач воспитания молодежи, вызвало необходимость его радикального обновления. Смысл изменения системы воспитания в стране. В условиях гуманизации и демократизации общественной жизни, радикальной экономической реформы, когда в совершенствовании человека видят не средство благополучия общества, а цель общественной жизни, когда развитие личности предполагает выявление и совершенствование всех сил человека. В статье 14 закона Российской Федерации «Об образовании» говорится о том, что система образования и воспитания должна быть ориентирована «на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации». Следовательно, главная цель воспитания сегодня заключается а развитии личности, ее способностей, дарований, таланта.
Гуманизация – это
поворот к ребенку, уважение
его личного достоинства,
Высшая ценность –
человеческая жизнь. Посягать
на нее не имеет права никто.
Она дана человеку природой, и
только природа может ее
Другая ценность, осознанная человечеством на заре своего появления, - преклонение перед человеком, который дал тебе жизнь, обоготворение матери.
Родная земля, дом,
семья – те ценности, из которых
вырастает достоинство
Семья сегодня в значительной степени потеряла многие свойственные ей прежде функции, и процесс восстановления ее воспитательных функций идет медленно. В изменяющейся обстановке меняется роль, функции и задачи семейного воспитания. Важнейшими функциями семейного воспитания в условиях гуманизации становятся:
1. Приобщение детей к ценностям
гуманистической культуры. На этой
основе формирование
2. Социальная защита жизни,
3. Семья в большей степени. Чем это было вчера должна взять на себя компенсаторные функции – снятие психологического напряжения с ребенка, большую часть дня проведшего в коллективе, другой тон, стиль отношений с ребенком – более спокойный. Может быть, несколько «заторможенный» в сравнении с бурной, динамичн6ой школьной жизнью, переключение внимания ребенка на домашние дела и заботы. Родителям необходимо прикладывать усилия для принятия детьми здорового образа жизни, укрепления физических сил детей.
4. Оказание помощи ребенку в развитии его творческого потенциала. Склонностей, способностей в жизненном самоопределении. Родители имеют большие возможности в выявлении индивидуальных интересов детей, расширения их познавательного и культурного кругозора. Задача семьи – помочь ребенку в выборе кружков. Спортивных секций. Клубов, организовать совместный отдых. Социальная среда, окружающая детей, кажется им притягательной и таинственной, полной неожиданностей. Взрослым необходимо способствовать воспитанию у детей ответственности за дела и поступки. Которые они совершают. Важно поддержать детей, умело направить на азарт, бесскомпромистность, энергию в русло сознательной деятельности. Без полноценного семейного воспитания невозможно вырастить духовно развитую личность, продолжателя традиции общества и народа.
Информация о работе Задачи и функции современного семейного воспитания