Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 13:19, реферат
Подобно человеку животные обитают в весьма сложном мире, наполненном множеством информации и контактов с разнообразными объектами живой и неживой природы. Абсолютно каждая популяция, будь то насекомые, рыбы, птицы или млекопитающие, это не случайное скопление особей, а совершенно определенным образом упорядоченная, организованная система. Поддержание порядка и организации возникает в результате столкновения интересов отдельных животных, каждое из которых определяет свое место и положение в общей системе, ориентируясь на своих собратьев.
1. Введение
2. Биологическое сигнальное поле
3. Раннее формирование общения млекопитающих
4. Язык животных и членораздельная речь
5. Формирование человеческого языка
6. Зарождение общинных отношений и членораздельной речи. Формирование общения у высших позвоночных
7. Заключение
8. Литература
Демонстрационное
моделирование
Большой интерес представляет для понимания зарождения человеческих форм общения описанное К.Э. Фабри «демонстрационное манипулирование» у обезьян.
У ряда млекопитающих описаны случаи, когда одни животные наблюдают за манипуляционными действиями других животных. Так, медведи нередко наблюдают за индивидуальными манипуляционными играми своих сородичей, а иногда и других животных, например выдр и бобров. Однако наиболее типично это для обезьян, которые не только пассивно наблюдают за манипуляциями другой особи, но и очень оживленно реагируют на них. Нередко случается, что одна обезьяна «провокационно» манипулирует на виду у других. Помимо демонстрационного показа объекта манипулирования и производимых с ним действий такая обезьяна часто «дразнит» другую и тем, что придвигает предмет к ней, но немедленно отдергивает его назад и с шумом «нападает» на нее, как только та протягивает к нему руку. Как правило, это повторяется много раз подряд. Такое «поддразнивание» предметом служит нередко приглашением к совместной игре и соответствует аналогичному «провокационному» поведению псовых и других млекопитающих в «трофейных» играх, когда «заигрывание» осуществляется «вызывающим» показом игрового объекта.
В
других же случаях «нарочитый» показ
объекта манипулирования
Результатом демонстрационного манипулирования могут быть подражательные действия «зрителей», но не обязательно. Это зависит от того, насколько действия «актера» стимулировали остальных обезьян. Однако объект манипулирования всегда выступает как некий посредник в общении между «актером» и «зрителями».
При демонстрационном манипулировании «зрители» могут ознакомиться со свойствами и структурой предмета, которым манипулирует «актер», даже не прикасаясь к объекту. Такое ознакомление совершается опосредованно: происходит усвоение чужого опыта на расстоянии путем «созерцания» чужих действий.
Очевидно, демонстрационное манипулирование имеет прямое отношение к формированию «традиций» у обезьян, обстоятельно описанное рядом японских исследователей. Подобные традиции образуются в пределах замкнутой популяции и охватывают всех ее членов. Так, например, в популяции японских макак, живших на небольшом острове, было обнаружено постепенное, но затем всеобщее изменение пищевого поведения, что выражалось в освоении новых видов пищи и изобретении новых форм ее предварительной обработки. По опубликованным данным напрашивается вывод, что это происходило на основе опосредованных игр детенышей, а затем демонстрационного манипулирования и подражательных действий обезьян.
Демонстрационное
манипулирование обнаруживает все признаки
демонстрационного поведения, но при этом
играет и существенную познавательную
роль. Таким образом, в демонстрационном
манипулировании сочетаются коммуникативные
и познавательные аспекты активности:
«зрители» получают информацию не только
о манипулирующей особи («актере»), в действиях
которого содержатся элементы «импонирования»,
но и (дистантно) о свойствах и структуре
объекта манипулирования.
Заключение.
Демонстрационное манипулирование служило, по К.Э. Фабри, в свое время, очевидно, источником становления чисто человеческих форм общения, так как последние зародились вместе с трудовой деятельностью, предшественником и биологической основой которой и являлось манипулирование предметами у обезьян. Вместе с тем именно демонстрационное манипулирование создает наилучшие условия для совместной коммуникативно-познавательной деятельности, при которой основное внимание членов сообщества обращено на предметные действия манипулирующей особи.
Именно
биологическая эволюция животных, зарождение
человеческого языка и членораздельной
речи, весь ход филогенеза позвоночных,
а еще ниже – беспозвоночных создали биологическую
основу и предпосылки для небывалого в
истории органического мира перехода
на совершенно новый уровень развития
- зарождения коллективных форм общения,
общинных отношений и трудовой деятельности.
Литература:
1. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М.2001г.
2. Хайнд Р. Поведение животных. М.1983г.
3. Леонтьев А.Н. Эволюция психики. Москва-Воронеж,1999г.
4. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии.
Ред. Мешковой Н.Н. М.1997г.
5. Сотская М.Н. Зоопсихология. Курс лекций. М.,2005.