Язык животных

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 13:19, реферат

Описание работы

Подобно человеку животные обитают в весьма сложном мире, наполненном множеством информации и контактов с разнообразными объектами живой и неживой природы. Абсолютно каждая популяция, будь то насекомые, рыбы, птицы или млекопитающие, это не случайное скопление особей, а совершенно определенным образом упорядоченная, организованная система. Поддержание порядка и организации возникает в результате столкновения интересов отдельных животных, каждое из которых определяет свое место и положение в общей системе, ориентируясь на своих собратьев.

Содержание

1. Введение
2. Биологическое сигнальное поле
3. Раннее формирование общения млекопитающих
4. Язык животных и членораздельная речь
5. Формирование человеческого языка
6. Зарождение общинных отношений и членораздельной речи. Формирование общения у высших позвоночных
7. Заключение
8. Литература

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ по ЗООПСИХОЛОГИИ.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

  Демонстрационное  моделирование 

  Большой интерес представляет для понимания зарождения человеческих форм общения описанное К.Э. Фабри «демонстрационное манипулирование» у обезьян.

  У ряда млекопитающих описаны случаи, когда одни животные наблюдают за манипуляционными действиями других животных. Так, медведи нередко наблюдают за индивидуальными манипуляционными играми своих сородичей, а иногда и других животных, например выдр и бобров. Однако наиболее типично это для обезьян, которые не только пассивно наблюдают за манипуляциями другой особи, но и очень оживленно реагируют на них. Нередко случается, что одна обезьяна «провокационно» манипулирует на виду у других. Помимо демонстрационного показа объекта манипулирования и производимых с ним действий такая обезьяна часто «дразнит» другую и тем, что придвигает предмет к ней, но немедленно отдергивает его назад и с шумом «нападает» на нее, как только та протягивает к нему руку. Как правило, это повторяется много раз подряд. Такое «поддразнивание» предметом служит нередко приглашением к совместной игре и соответствует аналогичному «провокационному» поведению псовых и других млекопитающих в «трофейных» играх, когда «заигрывание» осуществляется «вызывающим» показом игрового объекта.

  В других же случаях «нарочитый» показ  объекта манипулирования приводит у обезьян к несколько иной ситуации: одна особь подчеркнуто манипулирует предметом на виду у внимательно наблюдающих за ее действиями членов стада, а агрессивные проявления со стороны «актера», встречающиеся при обычном «поддразнивании», подавляются «зрителями» путем особых «примирительных» движений и поз. «Актер» же проявляет признаки «импонирования», свойственные истинному демонстрационному поведению. Такое «демонстрационное манипулирование» встречается преимущественно у взрослых обезьян, но не у детенышей.

   Результатом демонстрационного манипулирования могут быть подражательные действия «зрителей», но не обязательно. Это зависит от того, насколько действия «актера» стимулировали остальных обезьян. Однако объект манипулирования всегда выступает как некий посредник в общении между «актером» и «зрителями».

  При демонстрационном манипулировании  «зрители» могут ознакомиться со свойствами и структурой предмета, которым манипулирует «актер», даже не прикасаясь к объекту. Такое ознакомление совершается опосредованно: происходит усвоение чужого опыта на расстоянии путем «созерцания» чужих действий.

   Очевидно, демонстрационное манипулирование  имеет прямое отношение к формированию «традиций» у обезьян, обстоятельно описанное рядом японских исследователей. Подобные традиции образуются в пределах замкнутой популяции и охватывают всех ее членов. Так, например, в популяции японских макак, живших на небольшом острове, было обнаружено постепенное, но затем всеобщее изменение пищевого поведения, что выражалось в освоении новых видов пищи и изобретении новых форм ее предварительной обработки. По опубликованным данным напрашивается вывод, что это происходило на основе опосредованных игр детенышей, а затем демонстрационного манипулирования и подражательных действий обезьян.

   Демонстрационное  манипулирование обнаруживает все признаки демонстрационного поведения, но при этом играет и существенную познавательную роль. Таким образом, в демонстрационном манипулировании сочетаются коммуникативные и познавательные аспекты активности: «зрители» получают информацию не только о манипулирующей особи («актере»), в действиях которого содержатся элементы «импонирования», но и (дистантно) о свойствах и структуре объекта манипулирования. 

  Заключение. 

  Демонстрационное  манипулирование служило, по К.Э. Фабри, в свое время, очевидно, источником становления чисто человеческих форм общения, так как последние зародились вместе с трудовой деятельностью, предшественником и биологической основой которой и являлось манипулирование предметами у обезьян. Вместе с тем именно демонстрационное манипулирование создает наилучшие условия для совместной коммуникативно-познавательной деятельности, при которой основное внимание членов сообщества обращено на предметные действия манипулирующей особи.

  Именно биологическая эволюция животных, зарождение человеческого языка и членораздельной речи, весь ход филогенеза позвоночных, а еще ниже – беспозвоночных создали биологическую основу и предпосылки для небывалого в истории органического мира перехода на совершенно новый уровень развития - зарождения коллективных форм общения, общинных отношений и трудовой деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Литература:

  1. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М.2001г.

  2. Хайнд Р. Поведение животных.  М.1983г.

  3. Леонтьев А.Н. Эволюция психики. Москва-Воронеж,1999г.

  4. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии.

      Ред. Мешковой Н.Н. М.1997г.

  5. Сотская М.Н. Зоопсихология. Курс лекций. М.,2005.


Информация о работе Язык животных