Язык телодвижений в общении

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:39, реферат

Описание работы

Невербальная коммуникация включает следующие основные знаковые системы:
оптико-кинетическую, которая включает в себя жесты, мимику и пантомимику;
паралингвистику и экстралингвистику. Паралингвистическая – это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая – включение в речь пауз, плача, смеха;
организация пространства и времени коммуникативного процесса (также выступает особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации);

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..……….3
1. Общее представление о языке телодвижений……………………………………...……………4
1.1. Восприимчивость, интуиция и предчувствия……………………………………………………...5
1.2. Врожденные, генетически приобретенные и культурно обусловленные сигналы………………6
1.3. Основные коммуникационные жесты и их происхождение……………………………………….7
Пальцы колечком, или «о’кей!»
Большой палец, поднятый вверх.
Знак «V».
1.4. Совокупность жестов…………………………………………………………………………………8
1.5. Конгруэнтность – совпадение слов и жестов……………………………………………………….9
1.6. Значение контекста для толкования жестов………………………………………………………...9
Влияние профессии и т.п. факторов.
Социальный статус и власть.
Другие факторы.
1.7. Пространственные зоны у горожан и местных жителей…………………………………………11
1.8. «Жизненные» примеры……………………………………………………………………………..12
Как понять девушек?
Молодая пара.
На конференции.
1.9. Можно ли подделать язык телодвижений……................................................................................14
Вывод…..…………………………………………………………………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………………………………….15
Как научиться понимать язык телодвижений
Список используемой литературы………………

Работа содержит 1 файл

Реферат Язык телодвижений в общении.doc

— 302.00 Кб (Скачать)
 
 

МОСКОВСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ 
 

Реферат на тему: 

" Язык телодвижений в общении " 
 
 

По  дисциплине: психология и педагогика 
 
 
 

Студентки 3 курса

факультета  УП1

дистанционное обучение                                                                                                                                              Баланиной А.Ю. 
 
 

Проверила:

Надточий  Ю.Б. 
 
 

Москва

2010 г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………………..……….3

1. Общее представление о языке телодвижений……………………………………...……………4

1.1. Восприимчивость, интуиция и предчувствия……………………………………………………...5

1.2. Врожденные, генетически приобретенные и культурно обусловленные сигналы………………6

1.3. Основные коммуникационные жесты и их происхождение……………………………………….7

    • Пальцы  колечком, или «о’кей!»
    • Большой палец, поднятый вверх.
    • Знак «V».

1.4. Совокупность жестов…………………………………………………………………………………8

1.5. Конгруэнтность – совпадение слов и жестов……………………………………………………….9

1.6. Значение контекста для толкования жестов………………………………………………………...9

    • Влияние профессии и т.п. факторов.
    • Социальный статус и власть.
    • Другие факторы.

1.7. Пространственные зоны у горожан и местных жителей…………………………………………11

1.8. «Жизненные» примеры……………………………………………………………………………..12

    • Как понять девушек?
    • Молодая пара.
    • На конференции.

1.9. Можно ли подделать язык телодвижений……................................................................................14

Вывод…..…………………………………………………………………………………………………14

Заключение……………………………………………………………………………………………….15

    • Как научиться  понимать язык телодвижений

Список  используемой литературы…………………………………………………………….16

Введение

   В структуре общения можно выделить три взаимосвязанных стороны: коммуникативную (обмен информацией между общающимися  индивидами), интерактивную (организация общения между общающимися индивидами) и перцептивную (процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания).

   Когда говорят о коммуникации в узком  смысле слова, то, прежде всего, имеют ввиду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными идеями, интересами, представлениями, чувствами, установками и т.д. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.

   Передача  любой информации возможна лишь посредством  знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые  используются в коммуникативном  процессе, соответственно им можно  построить классификацию коммуникативных процессов. При грубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы.

   Вербальная  коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык.

   Невербальная коммуникация включает следующие основные знаковые системы:

  • оптико-кинетическую, которая включает в себя жесты, мимику и пантомимику;
  • паралингвистику  и экстралингвистику. Паралингвистическая – это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая – включение в речь пауз, плача, смеха;
  • организация пространства и времени коммуникативного процесса (также выступает особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации);
  • визуальный контакт («контакт глаз», имеющий место в визуальном общении).

   В целом оптико-кинетическая система  предстает собой более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (рук, и тогда мы имеем жестикуляцию; лица, и тогда мы имеем мимику; позы, и тогда мы имеем пантомимику). Первоначально исследования в этой области были осуществлены еще Чарльзом Дарвином, который считал, что выражения лица, которые служат для  передачи  различных эмоций, едины для всех человеческих существ  вне  зависимости от культурной среды. При этом он исходил из своей теории об эволюции  человеческого рода. Однако уже в начале 50-х гг. два исследователя Брюнер  и Тагири опубликовали исследование, явившееся плодом тридцатилетней  работы, в котором доказывалось, что единых и неизменных образцов для выражения эмоций не существует.

   И все же через 14 лет три исследователя: Экман, Фризен (из  Нейропсихиатрического  института Лэнгли Портера в штате  Калифорния)  и  Соренсон (из Национального  института неврологических заболеваний и слепоты) обнаружили свидетельства, которые подтвердили положение Дарвина.

   Они провели свои исследования в Новой  Гвинее, на Борнео, в  Соединенных  Штатах, Бразилии и Японии, среди  представителей культур сильно отличающихся друг от друга на трех различных континентах и пришли к  выводу о том, что: "Показ одного набора фотографий человеческих лиц, на которых были  запечатлены различные эмоциональные выражения, вызвал  среди  представителей всех исследуемых культур одинаковые оценки".

   По  мнению этих трех исследователей, их вывод противоречит теории, исходящей из того, что выражения лица являются результатом заученного  поведения. Исследователи считали, что мозг человека запрограммирован таким образом, чтобы поднимать уголки губ вверх, когда он испытывает  удовлетворение, опускать уголки вниз, когда он чем-то недоволен и так далее – в зависимости от эмоций, которые генерируются в мозгу.

   Помимо  этих способов для выражения эмоций  исследователи  перечислили "обусловленные  культурой поведенческие правила,  которые  усваиваются  в начале жизни".

   "Эти  правила, - писали они, - предписывают, как выражать то  или иное эмоциональное состояние в различных ситуациях в обществе; они зависят от социальной роли человека и его демографических характеристик; они отличаются друг от друга в зависимости от типа культуры".

   В ходе проведения  своего  исследования  его  организаторы  старались  свести к минимуму посторонние влияния. В  настоящее  время  это  нелегко  сделать из-за повсеместного распространения  телевидения, кино и печатных материалов. Однако исследователи старались проводить работу  в  изолированных регионах и там, где преобладает неграмотное  население.  Кажется, эта работа доказала, что мы можем с помощью генетического кода  получать и передавать по наследству некоторые основополагающие реакции. Мы рождены с элементами бессловесной связи. Мы можем сделать так, что ненависть, страх, веселое настроение, печаль и другие наши эмоции  благодаря  нашей мимике, становятся известны другим людям, хотя нас не обучают этому.

   Разумеется, это не противоречит тому, что мы должны также научиться многим жестам, которые означают одно в одном  обществе и нечто иное - в другом обществе. В западном мире мы привыкли покачивать головой из  стороны  в сторону для того, чтобы сказать "нет" и кивать  головой  сверху  вниз, чтобы сказать "да", но в ряде общин в Индии смысл этих жестов будет противоположным. Движение головой сверху вниз будет означать  отрицательный ответ, а покачивание головой из стороны в сторону - положительный.

   Вообще, именно общая моторика различных частей тела вызывает эмоциональные реакции человека, поэтому включение оптико-кинетической системы знаков в ситуацию коммуникации придает общению нюансы. Причем, как я уже сказала выше, эти нюансы оказываются неоднозначными при употреблении одних и тех же жестов, например, в различных национальных культурах.  

1. Общее представление о языке телодвижений 

  Каждому из нас приходилось заниматься изучением  языков. Мы изучали родной язык, иностранные, многие изучают языки программирования. Но существует еще один международный, общедоступный и понятный язык, о котором до недавнего времени мало что знали – это язык жестов, мимики и телодвижений человека – “боди лэнгвидж”.

  Впервые серьезным исследованием этого  языка занялся в конце 70-х годов Аллан Пиз, являющимся признанным знатоком психологии человеческого общения и автором методики обучения основам коммуникации. Аллан Пиз не только в совершенстве владеет искусством общения с людьми, но и обладает уникальным даром обучать этому полезному с практической точки зрения искусству, которое является секретом успеха в деловой деятельности и личной жизни.

  Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20-40% информации передается с помощью вербальных.

   Эти данные заставляют нас задуматься над  значением “невербалики” для  психологии общения и взаимопонимания  людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также  порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка – языка телодвижений, на котором все мы разговариваем, даже не подозревая этого.

   Изучение  этого особого способа общения  поможет научиться  “читать между  строк” и считывать всю скрытую  информацию непосредственно с собеседника, позволит ответить на следующие вопросы:

  • в каких случаях следует прибегать к рукопожатию, а в каких воздержаться;
  • как человек выдает свое внутреннее состояние манерой курить;
  • как читать мысли людей и проникать в их внутреннее состояние и др.

   Особым  спросом, однако, “язык телодвижений”  пользуется в сфере бизнеса и  предпринимательства. Умение заинтересовать партнера своей продукцией, квалифицированно провести презентацию товара и добиться оформления заказа во многом будет  зависеть от умения интерпретировать язык телодвижений, а использование различных вспомогательных средств помогает добиться успеха в переговорах с партнерами.

   Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию звука) на 38%, и за счет невербальных средств на 55%. Профессор Бердвиссл провел аналогичные исследования относительно доли невербальных средств в общении людей. Он установил, что в среднем человек говорит словами в течение 10-11 минут в день, и что каждое предложение в среднем звучит, не более 2,5 сек. Как и Мейерабиан, он обнаружил, что словесное общение в беседе занимает не более 35%, а более 65% информации передается с помощью “невербалики”.

  Большинство исследователей разделяют мнение, что  вербальный канал используется для  передачи информации, в то время  как невербальный применяется для  “обсуждения” межличностных отношений, а в некоторых случаях он используется вместо словесных сообщений. Например, женщина может послать мужчине убийственный взгляд, и при этом она совершенно четко передаст ему свое отношение, даже не раскрыв рта. Поэтому очень важно, во-первых, воспринимать невербальные сигналы правильно (в том числе и в правильном контексте), а так же разобраться, можно ли подделать язык телодвижений.

  Независимо  от культурного уровня человека, слова  и сопровождающие их движения совпадают  с такой степенью предсказуемости, что Бердвиссл даже утверждает, что  хорошо подготовленный человек может по голосу определить, какое движение делает его собеседник в момент произнесения той или иной фразы. И наоборот, Бердвиссл научился определять, каким голосом говорит человек, наблюдая за его жестами в момент разговора.

  Чарли Чаплин и другие актеры немого кино были родоначальниками невербальной коммуникации, для них это было единственным средством общения на экране. Каждый актер классифицировался как хороший или плохой, судя по тому, как он мог использовать жесты и другие телодвижения для коммуникации. Когда стали популярными звуковые фильмы, и уже меньше внимания уделялось невербальным аспектам актерского мастерства, многие актеры немого кино ушли со сцены, а на экране стали преобладать актеры с ярко выраженными вербальными способностями.

Информация о работе Язык телодвижений в общении