Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 15:45, реферат
Язык и мышление, несомненно, неразрывно связаны между собой. Язык, как важнейшая знаковая система является необходимым условием возникновения мышления, формой его существования и способом функционирования. Большинство исследователей полагают, что мышление может существовать только на базе языка и фактически отождествляют язык и мышление. В процессе развития человеческого сообщества и его культуры мышление и язык складываются в единый речемыслительный комплекс, выступающий основанием большинства культурных образований и коммуникативной реальности.
1. Проблема языка и мышления.
2. О мышлении.
3. Язык как особая знаковая система.
4. Функции языка
5. Логика.
Вывод
ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет»
Кафедра
« Английской филологии»
Реферат на тему:
«Язык и
мышление»
1 курса группы 106 А
Грековой Анжелики
Преподаватель
Шашкова
В.Н.
Орел 2011
Содержание:
1. Проблема языка и мышления.
2. О мышлении.
3. Язык как особая знаковая система.
4. Функции языка
5. Логика.
Вывод
Проблема
языка и мышления.
Язык и мышление, несомненно, неразрывно связаны между собой. Язык, как важнейшая знаковая система является необходимым условием возникновения мышления, формой его существования и способом функционирования. Большинство исследователей полагают, что мышление может существовать только на базе языка и фактически отождествляют язык и мышление. В процессе развития человеческого сообщества и его культуры мышление и язык складываются в единый речемыслительный комплекс, выступающий основанием большинства культурных образований и коммуникативной реальности.
Поскольку язык, будучи средством общения, является одновременно и средством обмена мыслями, возникает вопрос о соотношении языка и мышления. Чрезвычайно важный и сложный вопрос о взаимоотношении языка и мышления составляет одну из центральных проблем общего языкознания. Между языком и мышлением существует тесная связь, которая, однако, не означает их полной идентичности.
О мышлении.
Мышление - высшая форма активного отражения объективной реальности, целенаправленное, опосредствованное и обобщенное познание существенных связей и отношений предметов и явлений. Оно осуществляется в различных формах и структурах (понятиях, категориях, теориях), в которых закреплен и обобщен познавательный и социально-исторический опыт человечества. Процессы мышления проявляются в трех основных видах, выступающих в сложном взаимодействии, - практически-действенном, наглядно-образном и словесно-логическом.«Орудием мышления является язык, а также другие системы знаков (как абстрактных, например, математических, так и конкретно-образных, например, язык искусства)» . Мышление, за исключением его практически-действенного вида, имеет психическую, идеальную природу, между тем как язык - это явление по своей первичной природе физическое, материальное.
Язык как особая знаковая система.
Язык система единиц, реализуемых некоторыми чувственно воспринимаемыми средствами, причем некоторые комбинации этих единиц в силу договоренности (конвенции) имеют значение и, следовательно, могут быть использованы для целей общения.
Знак - это внешнее
выражение внутреннего
Важнейшие условные знаки человеческой
культуры - это слова. Предметы и явления
окружающей действительности редко полностью
подвластны человеку, а слова - знаки, которыми
мы их обозначаем, подчиняются нашей воле,
соединяясь в смысловые цепочки - фразы.
Со знаками, со значениями, которые им
придаются, оперировать легче, чем с самими
явлениями.
Функции языка.
Язык выполняет 2 основных функции: когнитивную и коммуникативную, которая в свою очередь распадается на несколько подфункций. Главной функцией, конечно можно назвать коммуникативную, т.е. функцию общения.
Межличностная коммуникация в ряде отношений является первичной. Во-первых, коль скоро ребенок должен научиться родному языку через общение со старшими, он должен научиться общаться с другими людьми до того, как сможет использовать язык в своем мышлении. Во-вторых, хотя, возможно, мы так никогда и не узнаем, как возник язык, представляется правдоподобным, что язык скорее начался с попыток общения, нежели с индивидуального, частного мышления. Мы часто ведем как бы диалог сами с собой, что можно назвать мышлением. В-третьих, мышление можно рассматривать как особую разновидность общения, когда говорящий и слушающий – одно и то же лицо, а языковые средства, не будучи озвученными, не воспринимаются окружающими.
Логика.
Законы языка изучает логика. Это наука о правильном мышлении в его языковой форме. Еще древние греки использовали слово «logos» для обозначения слова, речи, разговорного языка и одновременно для обозначения разума, мысли. Разделять понятия языка и мысли они стали значительно позднее.
Логика различает
понятия с их признаками, суждения
с членами и умозаключения
с их формами. Законы логики
– законы общечеловеческие, потому
что мыслят люли одинаково, Национальные
особенности языка не имеют никакого отношения
к логическому содержанию высказывания.
В отношении связи языка и мышления основным
вопросом является тип абстракции, которая
пронизывает весь язык.
Вывод:
Мысли рождаются на базе языка и закрепляются в нём, хотя это вовсе не значит что мышление и язык равнозначны. Оба эти явления во многом зависят от развития общества, от общения. Оба эти явления имеют историческое развитие. Они зависят от трудового развития. И самое главное, язык зависит от мышления так же, как и мышление от языка. То есть, между языком и мышлением существует неразрывная связь, но эта связь не означает тождества.