Я-концепция

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 11:30, реферат

Описание работы

В современной психологии «Я-концепция» рассматривается как один из
компонентов личности, как отношение индивида к самому себе. Понятие « Я-
концепция» выражает единство и целостность личности с ее субъективной
внутренней стороной, то есть то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя сам.
Я-концепция – это совокупность установок на самого себя. В большинстве

Содержание

1.Понятие Я-концепции.
а) Когнитивная составляющая Я-концепции.
б)Оценочная составляющая Я-концепции.
в)Поведенческая составляющая Я-концепции.

2. Я-концепция и индивидуальное развитие в соответствии с теорией Эрика
Эриксона.
а) Стадии жизненного пути по Э.Эриксону.
б) Формирование Я-концепции на разных стадиях развития.
3.Структура «Я-концепции».
4.Роль «я-концепции» в жизни личности.
5.Закономерности формирования «Я-концепции» личности.
6.Функции «Я-концепции».
7. Экзистенциальная позиция

Работа содержит 1 файл

я-концепция.docx

— 221.20 Кб (Скачать)

пассивен, у него нет целеустремленности, он легко подчиняется другим детям.

Чтобы инициативность преобладала  над виной, родители должны поощрять

любознательность, творчество и фантазии своих детей.

4. Развитие трудолюбия  или чувства неполноценности.

Четвертая стадия развития охватывает школьные годы, когда ребенок  включается в систематическую организованную деятельность и осуществляет ее самостоятельно или во взаимодействии с другими людьми. На протяжении этого периода ребенок пытается завоевать признание и заслужить одобрение, осуществляя разнообразную продуктивную деятельность. Он осваивает различные инструменты и схемы деятельности, которые, по существу, являются стандартными. В результате у него развивается чувство трудолюбия, способность к самовыражению в продуктивной работе.

Эриксон исчерпывающе характеризует последствия неправильного развития на этой стадии. Если у ребенка не формируется чувство трудолюбия, он не может овладевать навыками инструментальной деятельности. Неумение выполнять определенные действия, низкий статус в ситуациях совместной деятельности ведут к появлению чувства собственной неадекватности. Ребенок может вообще разувериться в своей способности участвовать в каком-либо труде. У него должна появиться способность воспринимать свою некомпетентность в новых ситуациях как повод научиться чему-то, а не как дефект личности или признак неминуемой неудачи. Поэтому, если ребенок чего-то не умеет, задача родителей и учителей – внушить ему, что успех обязательно придет к нему, только позже.

Таким образом, развитие, происходящее в школьные годы, весьма существенно влияет на представления человека о себе как о компетентном, творческом и способном работнике.

5. Развитие эго-идентичности  или диффузии идентичности. Пятую стадию в развитии личности характеризует самый глубокий жизненный кризис. Детство подходит к концу. Завершение этого большого этапа жизненного пути характеризуется формированием первой цельной формы эго-идентичности. Три линии развития приводят к этому кризису: это бурный физический рост и половое созревание («физиологическая революция»); озабоченность тем, «как я выгляжу в глазах других», «что я собой представляю»; необходимость найти свое профессиональное призвание.

В подростковом кризисе идентичности заново встают все пройденные критические моменты развития. Подросток теперь должен решить все старые задачи сознательно и с внутренней убежденностью, что именно такой выбор значим для него и для общества. Тогда социальное доверие к миру, самостоятельность, инициативность, освоенные умения создадут новую целостность личности.

Интервал между юностью  и взрослым состоянием, когда молодой  человек стремится (путем проб и ошибок) найти свое место в обществе, Э. Эриксон назвал «психическим мораторием». Острота этого кризиса зависит как от степени разрешенности более ранних кризисов (доверия, независимости, активности и др.), так и от всей духовной атмосферы общества. Неопределенный кризис ведет к состоянию острой диффузии идентичности, составляет основу специальной патологии юношеского возраста. Синдром патологии идентичности по Э.Эриксону: регрессия к инфантильному уровню и желание как можно дольше отсрочить обретение взрослого статуса; смутное, но устойчивое состояние тревоги; чувство изоляции и опустошенности; постоянное пребывание в состоянии чего-то такого, что сможет изменить жизнь; страх перед личным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц другого пола; враждебность и презрение ко всем признанным общественным ролям, вплоть до мужских и женских; презрение ко всему отечественному и иррациональное предпочтение всего иностранного. В крайних случаях имеет место поиск

негативной, отрицательной  идентичности, то есть ориентация на образцы, роли или свойства, которые демонстрировались в ходе развития подростка, как нежелательные или опасные. Для отрицательной идентичности характерно стремление «стать ничем» как единственный способ самоутверждения.

Отметим еще несколько  важных наблюдений Эрика Эриксона, относящихся к периоду юности. Влюбленность, возникающая в этом возрасте, по мнению Э.Эриксона, первоначально не носит сексуального характера. В значительной степени юношеская влюбленность - есть попытка прийти к определению собственной идентичности путем проекции собственного первоначально не отчетливого образа на кого-то другого и лицезрение его уже в отраженном и проясненном виде. Вот почему проявление юношеской влюбленности во многом сводится к разговорам. По логике развития личности молодым людям присущи избирательность в общении и жесткость по отношению ко всем «чужакам», отличающимся социальным происхождением, вкусами или способностями. Часто специальные детали костюма или особые жесты временно избираются в качестве знаков, помогающих отличать «своего» от «чужака»; такая нетерпимость является защитой для чувства собственной идентичности от обезличивания и смешения.

    

3.Структура «Я-концепции»

«Я-концепция» возникает в процессе развития человека как итог трех процессов: самовосприятия (своих эмоций, чувств, ощущений, представлений и пр.), самонаблюдения (своей внешности, своего поведения)

и самоанализа (своих мыслей, поступков, взаимоотношений с другими людьми и сравнения с ними).

 

                                            

Структура «Я-концепции»

В рамках каждой из указанных составляющих мы можем выделить три компонента.

 

 

 

Роль «Я-концепции» в жизни личности

«Я-концепция» играет важную роль в жизни личности (рис. 23.4). Это, прежде всего, проявляется в следующих ее функциях.

1.    Обеспечение внутренней согласованности личности. Любые воздействия среды сопоставляются с «Я-концепцией» личности, и если они не соответствуют ей, то искажаются или вытесняются при помощи механизмов психологической защиты, которые охраняют целостность и постоянство «Я-концепции».

2.    Определение характера интерпретации жизненного опыта. «Я-концепция» действует как внутренний фильтр, пропускающий через себя информацию или задерживающий ее, если она противоречит «Я-концепции».

3.    Источник установок и ожиданий личности. «Я-концепция» определяет прогнозы и ожидания личности (уверенное или неуверенное поведение, завышенная или заниженная самооценка). Каждая из этих установок может реализовываться в трех аспектах: физическом, эмоциональном, социальном (рис. 23.5). Например, в физическом аспекте женщину может не устраивать ее внешность («Реальное Я»), и она будет стремиться изменить ее с помощью косметических средств, приближаясь к своему идеалу красоты («Идеальное Я»), в то время как ее вполне устраивает ее социальное положение («Реальное Я»). При этом она может думать, что окружающие считают ее излишне холодной и мало эмоциональной («Зеркальное Я»).

 

 

Реальность «Я-концепции» личности определяется следующими факторами:

□    ясностью индивидуального самосознания и наличием адекватных символов для его выражения;

□    чувством личной адекватности индивида;

□    отсутствием у индивида ощущения угрозы в ситуации самоописания.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ «Я-КОНЦЕПЦИИ» ЛИЧНОСТИ

После своего формирования «Я-концепция» имеет статический и динамический компоненты. Последний может меняться в зависимости от отдельных успехов и неудач личности, результатов его взаимодействия с другими людьми, конкретных ситуаций.

Несмотря на наличие индивидуальных различий в процессе формирования «Я-концепции», это образование закономерно проходит три стадии

Таблица. Этапы самосознания (формирования «Я-концепции»)

Этапы развития

Содержание

До 3 лет

Осознание границ своего тела. Способность к самостоятельным действиям с предметами. Восприятие себя как активного субъекта. Формирование местоимения «Я»

Дошкольный возраст

Период развития самооценки, которая в основном основывается на чужих мнениях (родителей и воспитателей). Представления о себе неустойчивы и эмоционально окрашены

Школьный возраст

Складывается логическое мышление. На основе сопоставления мнений разных людей о себе формируется собственное мнение. Самооценка становится более стабильной, важную роль занимают моральные нормы


 

                Функции «Я-концепции»

Я-концепция выполняет важные функции в жизни человека. По мнению английского психолога Роберта Бернса, она выполняет ряд функций.

1. Я-концепция способствует достижению внутренней согласованности личности. Если Я-концепция человека противоречива, содержит взаимоисключающие представления, то человек испытывает дискомфорт. Его действия в таких случаях направлены либо на изменение Я-концепции, либо на искажение реальности во имя устранения дискомфорта. Согласованная Я-концепция позволяет личности чувствовать себя уверенно, находиться в тесном контакте с реальностью.

2. Я-концепция определяет интерпретацию жизненного опыта личности. У человека существует устойчивая тенденция интерпретировать свой индивидуальный опыт на основе представлений о себе. Я-концепция служит своеобразной «призмой», через которую преломляется воспринимаемая реальность. Например, человек, считающий себя «неспособным», может объяснить свой успех случайностью, а «способный» — проявлением своего таланта; «непривлекательный» расценивает внимание к себе как попытку подшутить, а «привлекательный» как попытку познакомиться. Человек с позитивной Я-концепцией расценивает улыбку в свой адрес как проявление добрых чувств, а с негативной — как насмешку.

3. Я-концепция является источником ожиданий. Она влияет на прогноз человека относительно того, что должно с ним произойти. В соответствии с Я-концепцией человек рассчитывает на успех или неудачу: «Я, как обычно, провалюсь» или «У меня все получится». Она позволяет ему предвидеть свои реакции: «Я испугаюсь», «Я расплачусь», «Я отнесусь к этому спокойно». Я-концепция навязывает человеку прогноз по поводу отношения и поведения людей в его адрес: «Меня никто не полюбит», «Надо мной будут смеяться», «Меня оценят высоко». Такой прогноз обладает свойством самоподтверждающегося пророчества: человек, ожидающий, что его будут критиковать, ведет себя неуверенно (или вызывающе) и тем самым действительно вызывает критику в свой адрес. Вместо того чтобы пассивно реагировать на окружающую среду, Я-концепция начинает изменять ее и подкреплять себя, не столько прогнозируя последствия, сколько провоцируя их.

Если поведение человека противоречит его Я-концепции, оно вызовет когнитивный диссонанс. Поэтому человек, обладающий сложившейся Я-концепцией, строит свое поведение таким образом, чтобы оно не противоречило его представлениям о себе. «Умный» стремится вести себя так, как полагается умному; «богатый» — в соответствии с известными ему стандартами поведения «богатого»; «неуспевающий» будет прогуливать занятия, отвлекаться на уроках и т. д. Таким образом, Я-концепция во многом определяет поведение.

Описывая себя, человек использует суждения, которые отражают некоторые  устойчивые тенденции в его поведении. Как правило, эти суждения являются ответами на вопросы:

* Кто я? (ролевые, статусные характеристики). 
* Какой я? (физические и психологические черты, характеристики). 
* Что я хочу? (мотивация, ценности, интересы). 
* Что я могу? (представления о собственных способностях). 
* Что мне принадлежит? (описание идеальных и материальных ценностей, обладание которыми значимо для него).

Все эти характеристики входят в  Я-концепцию с различным «удельным весом»: одни представляются более значимыми, другие — менее; значимость отдельных суждений может меняться в различном контексте, в разных жизненных ситуациях, в различные периоды жизни.

Данные Я-концепции организованы иерархически: есть более общие суждения, включающие в себя более частные. Например, «Я не люблю поэзию», «У меня сильная воля» и «Я — рационально мыслящий человек» могут быть следствиями установки «Я никогда не должен проявлять своих чувств». По мнению основателя сценарного анализа Эрика Берна, некоторые из таких решений могут лежать в основе плана жизни, который мы принимаем в раннем возрасте.

 

Экзистенциальная позиция

Человек выбирает сценарные темы в  соответствии с решениями, принятыми  им в глубоком детстве, и наиболее фундаментальные из этих тем —  ощущения собственной ценности и  благополучия. Берн обратил внимание, что жизненная позиция человека складывается из совокупности отношений  к себе (Я — ОК или Я —  не ОК) и совокупности отношений  к партнеру по взаимодействию (Ты —  ОК или Ты — не ОК). ОК в терминологии Берна может обозначать: «хороший», «ценный», «благополучный», «в ладу с  самим собой». Сочетание этих установок  определяет четыре основные экзистенциальные позиции:

1. Я — ОК (+); Ты — ОК (+).

2. Я — ОК (+); Ты — не ОК (-).

3. Я — не ОК (-); Ты — ОК (+).

4. Я — не ОК (-); Ты — не ОК (-).

Когда ребенок принимает одну из этих позиций, ранние решения, а затем  и весь свой сценарий он подстраивает под нее.

Все дети начинают жизнь с позиции  «Я+, Ты+». Когда младенец чувствует, что он живет в гармонии с миром и все в мире находится в гармонии с ним, эта позиция становится фундаментом для его решений. Меняет позицию ребенок лишь в том случае, если что-то вмешивается в его взаимозависимость с матерью, например, когда ребенок ощущает, что мать перестает защищать его и заботиться о нем, как она это делала ранее. В ответ на эти неудобства ребенок может решить, что он — не ОК или что другие люди не ОК, и перейти из состояния «базового доверия» в состояние принципиального недоверия. В соответствии с этим принципиальным представлением о себе и окружающих ребенок начинает писать собственный сценарий.

Информация о работе Я-концепция