Я-концепция как динамическая система представлений человека о себе

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 18:50, реферат

Описание работы

Как научное понятие Я - концепция вошла в обиход специальной литературы сравнительно недавно, может быть потому в литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет единой его трактовки; ближе всего по смыслу к нему находится самосознание. Но Я - концепция - понятие менее нейтральное, включающее в себя оценочный аспект самосознания.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 35.14 Кб (Скачать)

     Таким образом, самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Источником оценочных значений различных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в котором эти знания нормативно фиксируются в языковых значениях. Например, слова «скучный», «толстый», «ленивый» содержат негативную оценку, в то время как «умный», «смелый», «надежный» - позитивную. Источником оценочных представлений индивида могут быть также социальные реакции на какие-то его проявления и самонаблюдения.

     Термины «образ Я» или «картина Я», которые  нередко употребляются в литературе как синонимы Я-концепции, недостаточно передают динамический, оценочный, эмоциональный характер представлений индивида о себе. Предпочтительнее употреблять их для обозначения лишь первой, статической, когнитивной составляющей Я-концепции, чтобы подчеркнуть наличие второй, оценочной составляющей. Большинство авторов прибегают к термину «самооценка». Так, Куперсмит называет самооценкой отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер. Самооценка – это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду. Приблизительно так же определяет самооценку и Розенберг. Для него это - позитивная или негативная установка, направленная на специфический объект, называемый «Я». Таким образом, самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я».

     Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие  себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности. Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Однако, как было показано, она скрыто или явно присутствует в любом самоописании. Всякая попытка себя охарактеризовать содержит оценочный элемент, определяемый общепризнанными нормами, критериями и целями, представлениями об уровнях достижений, моральными принципами, правилами поведения и т.д.

     Есть  три момента, существенных для понимания  самооценки. Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального «Я» с образом идеального «Я», то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Это сопоставление часто фигурирует в различных психотерапевтических методиках, при этом высокая степень совпадения реального «Я» с идеальным считается важным показателем психического здоровья. В классической концепции Джемса представление об актуализации идеального «Я» положено с основу понятия самооценки, которое определяется как математическое отношение – реальных достижений индивида к его притязаниям. Итак, кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный «образ Я», тот должен иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

     Второй  фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие. Такой подход к пониманию самооценки был сформулирован и развит в работах Кули и Мида.

     Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не оттого, что он просто что-то делает хорошо, а оттого, что он избрал определенное дело и  именно его делает хорошо. В целом картина выглядит таким образом, что люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом «вписаться» в структуру общества.

     Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культура, но заданные стандарты, всегда носит субъективный характер.

     Данные  конкретных исследований убеждают нас  в том, что мотивационные и установочные структуры являются для человеческого «Я» поистине вездесущими. Поэтому мы можем с уверенностью фиксировать в Я-концепции не только ее когнитивную составляющую, но и эмоционально-оценочную и потенциальную поведенческую. Самые разнообразные источники дают нам основания для этого вывода. Мы будем рассматривать Я-концепцию как динамическую совокупность  свойственных каждой личности установок, направленных на саму личность.

     Как следует из такого определения, позитивную Я-концепцию можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности; синонимами негативной Я-концепции становятся в этом случае негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности. Эти термины используются как взаимозаменяемые во многих работах, посвященных Я-концепции. Мы тоже будем употреблять их как синонимы, ибо все они обозначают представление индивида о себе, содержащее элемент оттенки - в интервале от безусловно позитивного до безусловно негативного значений.  

Поведенческая составляющая Я-концепции.

     Тот факт, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями, хорошо известен. Нередко прямое, непосредственное выражение установки в поведении модифицируется или вовсе сдерживается в силу его социальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида или его страха перед возможными последствиями. Например, подросток, считающий себя человеком твердым и суровым, не может проявлять подобные качества характера по отношению к своему школьному учителю. Или выпускница педагогического колледжа, гуманистка и противница авторитарных методов в воспитании, вынуждена перестроиться, отступить от этой позиции, столкнувшись с реальностью конкретной школы, где уже существуют определенные нормы взаимоотношений учителей с учащимися.

     Всякая  установка - это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом. Особенность Я-концепции как комплекса установок заключается лишь в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом «Я», являются очень сильными и устойчивыми. Не придавать значения отношению к тебе другого человека достаточно просто; для этого существует богатый арсенал средств психологической защиты. Например, если вам не нравится покрой моего нового костюма, я всегда могу убедить себя в том, что у вас нет вкуса, что вы не знаете последней моды, или придумать любую другую отговорку, ограждающую меня от неприятных суждений. Но если речь идет об отношении к самому себе, то простые вербальные манипуляции здесь могут оказаться бессильными. Человек, уставший от повседневных дел, может взять отпуск, сменить работу, уехать в другой город или каким- то иным способом изменить ситуацию. Но может ли он убежать от самого себя? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Феноменологический подход к пониманию «Я-концепции»

     Психология  «Я - концепции» как одна из социально-психологических  схем личности в целом опирается  на положения феноменологического  подхода или гуманистической  психологии и в незначительной степени  психоанализа.

     Как уже отмечалось, «Я - концепция» - это  сложный составной образ, или  картина, включающая в себя совокупность представлений личности о себе самой  вместе с эмоционально-оценочными компонентами этих представлений. «Я - концепция» личности формируется в процессе жизни  человека на основе взаимодействий со своим психологическим окружением и реализует мотивационно-регуляторную функцию в поведении личности.

     Феноменалистический подход в психологии (его иногда называют перцептивным или гуманистическим) в понимании человека исходит  из впечатлений субъекта, а не из позиций внешнего наблюдателя, то есть как индивид воспринимает самого себя, какое влияние на поведение  индивида оказывают его потребности, чувства, ценности, убеждения, только ему  присущее восприятие окружающей обстановки. Поведение зависит от тех значений, которые в восприятии индивида проясняют  его собственный прошлый и  настоящий опыт. Согласно этому направлению, индивид не может изменить сами события, но может изменить свое восприятие этих событий и их интерпретацию. Именно это является задачей психотерапии: она не снимает проблему, но позволяет  человеку, испытывающему психологические  затруднения, взглянуть на себя по-новому и более эффективно справиться с  той или инеи ситуацией.

     Центральным понятием феноменалистического подхода  является восприятие, то есть процессы отбора, организации и интерпретации  воспринимаемых явлений, приводящие к  возникновению у индивида целостной  картины психологического окружения. Это окружение называют по-разному: перцептивное поле, психологическое  поле, феноменологическое поле или  жизненное пространство. Но, в конце  концов, дело не в терминологии. В  сущности, речь идет об индивидуальных значениях, которые формируются  в сознании каждого человека и, так  или иначе, определяют его поведение. По мнению сторонников феноменалистического подхода, поведение человека можно  понять, лишь встав на его точку  зрения. Не явление само по себе, а  уникальное восприятие индивидом этого  явления рассматривается перцептивными  психологами как подлинная реальность.

     Итак, ведущий принцип феноменалистической  психологии заключается в том, что  поведение рассматривается как  результат восприятия индивидом  ситуации в данный момент. Восприятие, разумеется, отличается от того, что  физически существует вовне. Тем не менее, что человек воспринимает, это является для него единственной реальностью, посредством которой он может управлять своим поведением. Феноменалистический подход к поведению, которое неразрывно связано с Я-концепцией, объясняет поведение индивида, исходя из его субъективного поля восприятия, а не на основе аналитических категорий, заданных наблюдателем.

     Например, ваше восприятие школьной действительности будет сильно различаться в зависимости  от того, какого вы мнения о себе как  об преподаватели или ученике. В  зависимости от Я-концепции ученика  экзамен может восприниматься им как положительный стимул или  как нечто угрожающее, а первая парта в классной комнате - либо как  место "под носом у учителя", либо как место, откуда лучше всего  слышны его объяснения. Эта селективность (выборочность) восприятия также укрепляет  перцептивную установку и тем  самым затрудняет возможность изменить ее. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Подведем  итог сказанному выше. Я - концепция  представляет собой динамическую систему  самоустановок. Эта система самоустановок  сама имеет структуру установки  и, соответственно, имеет когнитивный, аффективный и деятельностный компоненты, взаимосвязанные и взаимообусловленные. Когнитивная и аффективная компоненты состоят из 3 модальностей: представление  о себе реальном, представление о  себе желательном, и представление  о себе глазами других людей. Каждая из этих модальностей в свою очередь  имеет 4 стороны: физическую, умственную, эмоциональную и социальную. Взаимодействие названных структур обусловливает  поведение индивида, влияющее, в  свою очередь, на актуальное их состояние. Функционирование всей этой структуры  в целом обусловливает самоосознание  индивида.

     Формирование  Я - концепции складывается на основе индивидуальных особенностей личности, а также под действием механизма  взаимного общения. Но на первых порах  практически любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие. Однако с момента своего зарождения Я - концепция сама становится активным началом, важным фактором в интерпретации  опыта. Таким образом, Я-концепция  играет, по существу, троякую роль: она  способствует достижению внутренней согласованности  личности, определяет интерпретацию  опыта и является источником ожиданий.Список литературы

     Если  обратится к проблеме понимания  «Я-концепции», в неоднозначности  самого термина, то становится ясно, что  все теории представляют «Я» в  своём ракурсе. Одни издания пишут, что для успеха необходимо пересмотреть отношение к себе, повторяя идею Р. Берна, что «Я-концепция, в сущности, определяет … то, что он (индивид) о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало».

     «Я-концепция» - одно из базовых понятий гуманистической  психологии. Обращение к данной теме и в особенности к феноменологическому  подходу обусловлено тем, что  многие современные теории основываются именно на этом подходе, поэтому важно  обратится к первоисточникам  и авторитетам данного направления.  
 
 
 

     Список  литературы

  1. Свенцицкий А.Л. Я - концепция и самооценка / А. Л. Свенцицкий // Социальная психология: учеб. - М.: Изд-во Проспект, 2005. - С. 68-70
  2. Социальная психология: учеб. пособие / А.Л Журавлев [и др.].- М.: ПЕР СЭ, 2002 -351с. http://yurpsy.fatal.ru/biblio/socpsy/04.htm
  3. Мокшанцев А Социальная психология: учеб. пособие для ВУЗов / Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева.- Новосибирск: Инфра-М, 2001.- 408 с.
  4. . Социальная психология: Хрестоматия: учеб. пособие для студентов вузов/ Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая [и др.]. - М.: Аспект Пресс, 2003.- 475 с.
  5. Вечорко Г. Ф. Основы психологии и педагогики/Г. Ф. Вечорко. – 4-е изд., перераб. И доп. – Минск: ТетраСистемс, 2010. – 192 с.

Информация о работе Я-концепция как динамическая система представлений человека о себе