Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 02:04, доклад
Подростковый возраст – довольно хорошо изученный, но не перестающий интересовать ученых период развития человека. В этот период все психические процессы становятся наиболее неустойчивыми и в большей мере начинают влиять на формирование того или иного поведения. В данном исследовании сделана попытка проследить связь между такими значимыми для формирования поведения феноменами, как мотивация и тревожность
Взаимосвязь
тревожности и мотивации
Григина Светлана Александровна
3 курс психологического факультета
Самарского государственного университета
Подростковый возраст – довольно хорошо изученный, но не перестающий интересовать ученых период развития человека. В этот период все психические процессы становятся наиболее неустойчивыми и в большей мере начинают влиять на формирование того или иного поведения. В данном исследовании сделана попытка проследить связь между такими значимыми для формирования поведения феноменами, как мотивация и тревожность.
Тревога, тревожность, мотивация, мотивация одобрения, подростковый возраст
Тревожность является серьезным фактором для развития психосоматических отклонений, нередко служит причиной возникновения стрессовых состояний. С тревожностью могут быть связаны причины возникновения неврозов, неумение адаптироваться в новой ситуации, затруднения интеллектуальной деятельности, снижение умственной работоспособности, трудности в общении и установлении межличностных отношений с окружающими людьми. Так как тревожность в значительной мере влияет на многие сферы жизни человека, ее исследования имеют огромное значение (как для совершенствования теории, так и для применения на практике).
Изучению тревоги и тревожности в разные периоды развития психологии отводилось важное место, так как тревога наряду с интересом, страхом и другими базовыми эмоциями определяет не только протекание процесса деятельности, но и в большой мере – ее результат.
Несмотря на длительные и обширные исследования в этой области, подход к понятию «тревога» и связанные с ней теоретические концепции нельзя считать однозначными. Среди вопросов, по которым точки зрения исследователей расходятся, можно отметить различия между тревогой и страхом, проблему нормальной и патологической тревоги и понимание тревоги как единого явления или термина для обозначения совокупности явлений [1].
Касательно последнего вопроса, К. Изард считает, что тревогу нельзя рассматривать как единый, неделимый процесс. В книге «Психология эмоций» он доказывает, что тревога является особым эмоциональным паттерном, состоящим из совокупности относительно независимых аффективных факторов.
В качестве доказательства
данного утверждения Изард
Этим и еще
несколькими исследованиями Изард
подтверждает гипотезу о том, что
тревога – комплексное
Отметим, что следует отличать понятие «тревога» от понятия «тревожность». Тревога является ситуационным явлением. Тревожность же – склонность к переживанию тревоги. Однако, в большинстве отечественных трудов термин «тревожность» применяется для обозначения явления в целом.
Тревожность является серьезным фактором для развития психосоматических отклонений, нередко служит причиной возникновения стрессовых состояний. С тревожностью могут быть связаны причины возникновения неврозов, неумение адаптироваться в новой ситуации, затруднения интеллектуальной деятельности, снижение умственной работоспособности, трудности в общении и установлении межличностных отношений с окружающими людьми. Так как тревожность в значительной мере влияет на многие сферы жизни человека, ее исследования имеют огромное значение (как для совершенствования теории, так и для применения на практике).
В конце 80-х-начале 90-х изучение тревожности у детей и подростков носил, как правило, ярко выраженный прикладной, "служебный" характер. Сравнительно большее количество работ посвящено детям 5-8 лет, исследований тревожности у более старших детей и у подростков явно недостаточно (прим. - в настоящее время исследования тревожности, например, у подростков проводятся на уровне курсовых и дипломных работ, а так же в очень узких областях психологической науки). Тревожность чаще всего изучается преимущественно в рамках одного какого-либо возраста. Работы, рассматривающие тревожность в разные периоды детства, единичны (Л.И. Захаров, В.Р. Кисловская, Б.И. Кочубей и Е.С. Новикова и др.) [2].
Что касается взаимосвязи тревожности и мотивационной сферы, то какие-либо крупные исследования здесь проводились и проводятся достаточно редко. Чаще всего, опять же, затрагивается лишь узкая область психологии, и исследования носят исключительно прикладной характер.
Однако, можно сказать, что наиболее разработана проблема взаимосвязи тревожности и мотивации в двух направлениях – в учебной деятельности школьников и студентов и в спортивной деятельности (подростковой и взрослой).
Следует отметить, что высокий уровень тревожности, скорее, негативно сказывается на эффективности разных видов деятельности. Отсюда можно сделать вывод о связи между уровнем тревожности и мотивацией к той или иной деятельности.
На основании вышеизложенного мы высказываем предположение о существовании связи между уровнем тревожности и преобладанием мотивации одобрения. А учитывая наш интерес к подростковому периоду, мы формируем гипотезу о том, что у подростков с высоким уровнем личностной тревожности преобладает мотивация, больше ориентированная на получение одобрения.
Данное исследование проводилось на выборке из 50 учеников 9 и 10 классов общеобразовательной школы, из которых 22 юноши и 28 девушек. Средний возраст испытуемых составлял 15,5 лет.
Для проведения эксперимента использовался опросник Спилбергера для изучения уровня личностной тревожности у старших подростков и юношей (адаптация Ю. Л. Ханина) и тест-опросник для изучения мотивации одобрения Д. Марлоу и Д. Крауна. Участники исследования одновременно заполняли бланки двух опросников. Соответствие между бланками одного испытуемого было крайне необходимо для дальнейшего анализа результатов.
Опросник Спилбергера предназначен для комплексного измерения как личностной, так и ситуативной тревожности (при обработке результатов нами использовалась только шкала личностной тревожности).
Тест Д. Марлоу и Д. Крауна позволяет оценить желание получить одобрение окружающих в отношении своих слов и поступков.
Баллы, полученные участниками исследования, являются показателем «мотивации одобрения». Чем выше итоговый показатель, тем выше мотивация одобрения и тем, следовательно, выше готовность человека приукрасить себя, представить себя перед другими как полностью соответствующего социальным нормам (тем выше готовность человека в одобрении других, связанная с потребностью в общении). Низкие показатели могут свидетельствовать как о непринятии традиционных норм, так и о высокой требовательности к себе.
Анализ ответов испытуемых в тестах показал довольно интересные результаты.
45,5% юношей обладают
низким уровнем тревожности.
40,9% имеют средний
уровень личностной
13,6% юношей –
высокий уровень личностной
Уровень тревожности Склонность к мотивации одобрения |
Высокий 45,5% |
Средний 40,9% |
Низкий 13,6% |
Высокая |
52% |
22% |
10,8% |
Средняя |
34% |
46,4% |
29,5% |
Низкая |
14% |
31,6% |
59,7% |
Таблица 1. Зависимость личностной тревожности и мотивации одобрения у юношей.
Среди девушек сложилась несколько иная ситуация.
10,7% девушек-подростков
обладают высоким уровнем
39,3% девушек
– средний уровень личностной
тревожности. При этом: 25,2% - высокая
степень склонности к
50% девушек обладают
низким уровнем тревожности.
Уровень тревожности Склонность к мотивации одобрения |
Высокий 10,7% |
Средний 39,3% |
Низкий 50% |
Высокая |
12,4% |
25,2% |
46,8% |
Средняя |
25,6% |
54% |
12,4% |
Низкая |
62% |
24,8% |
40,8% |
Таблица 2. Зависимость личностной тревожности и мотивации одобрения у девушек.
Согласно полученным данным можно сказать, что юноши более тревожны, чем девушки. При этом среди юношей можно наблюдать прямую связь между мотивацией одобрения и личностной тревожностью: при высоком уровне личностной тревожности у большинства юношей наблюдается высокая степень склонности к мотивации одобрения. Обратная ситуация складывается у девушек: при низком уровне личностной тревожности преобладает высокий уровень мотивации одобрения. Следовательно, выдвинутая гипотеза о прямой связи между уровнем личностной тревожности и мотивацией одобрения не может распространяться на всех подростков. Предположение о прямой корреляции уровней исследуемых феноменов может быть подтверждено лишь для группы юношей-подростков.
Можно предположить, что на результат исследования повлияла специфика современного развития старших школьников. Этот период является для них наиболее сложным в связи с предстоящими итоговыми экзаменами и выбором профессии. Интересным остается факт большей уверенности девушек по сравнению с юношами. Этот феномен может стать предметом дальнейших исследований в данной области.
Литература:
Информация о работе Взаимосвязь тревожности и мотивации одобрения у подростков