Взаимосвязь тревожности и мотивации одобрения у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 02:04, доклад

Описание работы

Подростковый возраст – довольно хорошо изученный, но не перестающий интересовать ученых период развития человека. В этот период все психические процессы становятся наиболее неустойчивыми и в большей мере начинают влиять на формирование того или иного поведения. В данном исследовании сделана попытка проследить связь между такими значимыми для формирования поведения феноменами, как мотивация и тревожность

Работа содержит 1 файл

Взаимосвязь тревожности и мотивации одобрения у подростков.doc

— 57.50 Кб (Скачать)

Взаимосвязь тревожности и мотивации одобрения  у подростков

 

Григина Светлана Александровна

3 курс психологического  факультета 

Самарского  государственного университета

 

Подростковый возраст  – довольно хорошо изученный, но не перестающий интересовать ученых период развития человека. В этот период все психические процессы становятся наиболее неустойчивыми и в большей мере начинают влиять на формирование того или иного поведения. В данном исследовании сделана попытка проследить связь между такими значимыми для формирования поведения феноменами, как мотивация и тревожность.

 

Тревога, тревожность, мотивация, мотивация одобрения, подростковый возраст

 

Тревожность является серьезным фактором для развития психосоматических отклонений, нередко  служит причиной возникновения стрессовых состояний. С тревожностью могут быть связаны причины возникновения неврозов, неумение адаптироваться в новой ситуации, затруднения интеллектуальной деятельности, снижение умственной работоспособности, трудности в общении и установлении межличностных отношений с окружающими людьми. Так как тревожность в значительной мере влияет на многие сферы жизни человека, ее исследования имеют огромное значение (как для совершенствования теории, так и для применения на практике).

Изучению тревоги  и тревожности в разные периоды развития психологии отводилось важное место, так как тревога наряду с интересом, страхом и другими базовыми эмоциями определяет не только протекание процесса деятельности, но и в большой мере – ее результат.

Несмотря на длительные и обширные исследования в этой области, подход к понятию «тревога» и связанные с ней теоретические концепции нельзя считать однозначными. Среди вопросов, по которым точки зрения исследователей расходятся, можно отметить различия между тревогой и страхом, проблему нормальной и патологической тревоги и понимание тревоги как единого явления или термина для обозначения совокупности явлений [1].

Касательно  последнего вопроса, К. Изард считает, что тревогу нельзя рассматривать  как единый, неделимый процесс. В  книге «Психология эмоций» он доказывает, что тревога является особым эмоциональным паттерном, состоящим из совокупности относительно независимых аффективных факторов.

В качестве доказательства данного утверждения Изард приводит несколько исследований, проведенных с помощью шкалы дифференциальных эмоций. Исследование проводилось на студентах колледжа. Результаты показали, что тревога действительно представляет собой комплекс аффективных факторов. Большинство характеристик тревоги оказались объединенными в фактор страха. Кроме того, исследователи в структуре тревоги выделили фактор радости.

Этим и еще  несколькими исследованиями Изард  подтверждает гипотезу о том, что  тревога – комплексное эмоциональное  переживание, а не отдельный монолитный феномен [3].

Отметим, что следует отличать понятие «тревога» от понятия «тревожность». Тревога является ситуационным явлением. Тревожность же – склонность к переживанию тревоги. Однако, в большинстве отечественных трудов термин «тревожность» применяется для обозначения явления в целом.

Тревожность является серьезным фактором для развития психосоматических отклонений, нередко  служит причиной возникновения стрессовых состояний. С тревожностью могут  быть связаны причины возникновения  неврозов, неумение адаптироваться в  новой ситуации, затруднения интеллектуальной деятельности, снижение умственной работоспособности, трудности в общении и установлении межличностных отношений с окружающими людьми. Так как тревожность в значительной мере влияет на многие сферы жизни человека, ее исследования имеют огромное значение (как для совершенствования теории, так и для применения на практике).

В конце 80-х-начале 90-х изучение тревожности у детей и подростков носил, как правило, ярко выраженный прикладной, "служебный" характер. Сравнительно большее количество работ посвящено детям 5-8 лет, исследований тревожности у более старших детей и у подростков явно недостаточно (прим. - в настоящее время исследования тревожности, например, у подростков проводятся на уровне курсовых и дипломных работ, а так же в очень узких областях психологической науки). Тревожность чаще всего изучается преимущественно в рамках одного какого-либо возраста. Работы, рассматривающие тревожность в разные периоды детства, единичны (Л.И. Захаров, В.Р. Кисловская, Б.И. Кочубей и Е.С. Новикова и др.) [2].

Что касается взаимосвязи  тревожности и мотивационной  сферы, то какие-либо крупные исследования здесь проводились и проводятся достаточно редко. Чаще всего, опять  же, затрагивается лишь узкая область  психологии, и исследования носят исключительно прикладной характер.

Однако, можно  сказать, что наиболее разработана  проблема взаимосвязи тревожности  и мотивации в двух направлениях – в учебной деятельности школьников и студентов и в спортивной деятельности (подростковой и взрослой).

Следует отметить, что высокий уровень тревожности, скорее, негативно сказывается на эффективности разных видов деятельности. Отсюда можно сделать вывод о связи между уровнем тревожности и мотивацией к той или иной деятельности.

На основании  вышеизложенного мы высказываем  предположение о существовании  связи между уровнем тревожности и преобладанием мотивации одобрения. А учитывая наш интерес к подростковому периоду, мы формируем гипотезу о том, что у подростков с высоким уровнем личностной тревожности преобладает мотивация, больше ориентированная на получение одобрения.

Данное исследование проводилось на выборке из 50 учеников 9 и 10 классов общеобразовательной школы, из которых 22 юноши и 28 девушек. Средний возраст испытуемых составлял 15,5 лет.

Для проведения эксперимента использовался опросник Спилбергера для изучения уровня личностной тревожности у старших подростков и юношей (адаптация Ю. Л. Ханина) и тест-опросник для изучения мотивации одобрения Д. Марлоу и Д. Крауна. Участники исследования одновременно заполняли бланки двух опросников. Соответствие между бланками одного испытуемого было крайне необходимо для дальнейшего анализа результатов.

Опросник Спилбергера предназначен для комплексного измерения как личностной, так и ситуативной тревожности (при обработке результатов нами использовалась только шкала личностной тревожности).

Тест Д. Марлоу и Д. Крауна позволяет оценить желание получить одобрение окружающих в отношении своих слов и поступков.

Баллы, полученные участниками исследования, являются показателем «мотивации одобрения». Чем выше итоговый показатель, тем выше мотивация одобрения и тем, следовательно, выше готовность человека приукрасить себя, представить себя перед другими как полностью соответствующего социальным нормам (тем выше готовность человека в одобрении других, связанная с потребностью в общении). Низкие показатели могут свидетельствовать как о непринятии традиционных норм, так и о высокой требовательности к себе.

Анализ ответов  испытуемых в тестах показал довольно интересные результаты.

45,5% юношей обладают  низким уровнем тревожности. Из  них 52% имеют высокую степень  склонности к мотивации одобрения, 34% - среднюю степень, 14% - низкую.

40,9% имеют средний  уровень личностной тревожности.  Из них: 22% - высокая склонность к мотивации одобрения, 46,4% - среднюю, 31,6% - низкую.

13,6% юношей –  высокий уровень личностной тревожности.  Из них: 10,8% - высокая склонность  к мотивации одобрения, 29,5% - средняя, 59,7% - низкая. Более наглядно эти данные представлены в Таблице 1.

 

              Уровень  

                    тревожности

Склонность 

к мотивации  одобрения

 

Высокий

45,5%

 

Средний

40,9%

 

Низкий

13,6%

 

Высокая

 

52%

 

22%

 

10,8%

 

Средняя

 

34%

 

46,4%

 

29,5%

 

Низкая

 

14%

 

31,6%

 

59,7%


Таблица 1. Зависимость личностной тревожности и мотивации одобрения у юношей.

 

Среди девушек  сложилась несколько иная ситуация.

10,7% девушек-подростков  обладают высоким уровнем тревожности.  Их них 12,4% имеют высокую степень склонности к мотивации одобрения, 25,6% - среднюю, 62% - низкую.

39,3% девушек  – средний уровень личностной  тревожности. При этом: 25,2% - высокая  степень склонности к мотивации  одобрения, 54% - средняя, 24,8% - низкая.

50% девушек обладают  низким уровнем тревожности. Из  них у 46,8% - высокая степень склонности к мотивации одобрения, у 12,4% - средняя, у 40,8% - низкая. Данные так же представлены в таблице.

 

 

              Уровень  

                    тревожности

Склонность 

к мотивации  одобрения

 

Высокий

10,7%

 

Средний

39,3%

 

Низкий

50%

 

Высокая

 

12,4%

 

25,2%

 

46,8%

 

Средняя

 

25,6%

 

54%

 

12,4%

 

Низкая

 

62%

 

24,8%

 

40,8%


Таблица 2. Зависимость  личностной тревожности и мотивации  одобрения у девушек.

 

Согласно полученным данным можно сказать, что юноши более тревожны, чем девушки. При этом среди юношей можно наблюдать прямую связь между мотивацией одобрения и личностной тревожностью: при высоком уровне личностной тревожности у большинства юношей наблюдается высокая степень склонности к мотивации одобрения. Обратная ситуация складывается у девушек: при низком уровне личностной тревожности преобладает высокий уровень мотивации одобрения. Следовательно, выдвинутая гипотеза о прямой связи между уровнем личностной тревожности и мотивацией одобрения не может распространяться на всех подростков. Предположение о прямой корреляции уровней исследуемых феноменов может быть подтверждено лишь для группы юношей-подростков.

Можно предположить, что на результат исследования повлияла специфика современного развития старших  школьников. Этот период является для  них наиболее сложным в связи с предстоящими итоговыми экзаменами и выбором профессии. Интересным остается факт большей уверенности девушек по сравнению с юношами. Этот феномен может стать предметом дальнейших исследований в данной области.

 

 

Литература:

  1. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликман. Психология мотивации и эмоций. – М.: ЧеРо, 2002
  2. А. М. Прихожан. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности (Личностный аспект)//<< http://www.childpsy.ru/dissertations/id/19476.php?sphrase_id=61283 >>
  3. К. Э. Изард. Психология эмоций. – С.-Пб.: Питер, 2006

Информация о работе Взаимосвязь тревожности и мотивации одобрения у подростков