Взаимосвязь психики и мозга человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 07:55, контрольная работа

Описание работы

В начале XX в. из двух разных областей знаний – психологии и физиологии – сформировались две новые науки: физиология высшей нервной деятельности и психофизиология. Физиология высшей нервной деятельности изучает органические процессы, происходящие в головном мозге и вызывающие различные телесные реакции. Психофизиология, в свою очередь, исследует анатомо-физиологические основы психики.

Работа содержит 1 файл

мозг и психика.docx

— 28.68 Кб (Скачать)

Остальные доли ведают приемом, переработкой и хранением  информации, поступающей от органов  чувств (рис. 6). В затылочной доле находятся центры зрения, в височной — центры слуха и обоняния, в теменной — центры кожных ощущений (тепла, холода, давления).

Область передней центральной извилины — моторная (или двигательная) область коры, причем верхняя ее часть управляет  движением ног, середина — движениями рук, нижняя — движениями лица. Клетки премоторной зоны, лежащие перед передней центральной извилиной, обеспечивают объединение отдельных движений в плавный поток. При поражении клеток этой зоны движения теряют плавность, производятся рывками и толчками. При поражении более глубоких слоев этой зоны человек оказывается не в состоянии прекратить раз начавшееся монотонное движение и продолжает его, часто вплоть до полного изнеможения. Например, начав писать цифру «3», он не может остановиться и чертит бесконечное количество кружочков, сам удивляясь невозможности прекратить движение. Другой больной, начав строгать доску, оказался не в состоянии закончить работу, острогал доску до конца и принялся строгать верстак'

Правое и  левое полушария головного мозга  в отношении осуществляемых функций  не являются симметричными. Они «ведают» противоположными половинами тела (левое  полушарие — правой половиной  тела, и наоборот). Центры речи расположены  в левом полушарии (правое полушарие  в этом смысле «немое» и «глухое»). Речь — настолько сложная функция, что существуют три области коры, работа которых обеспечивает речевую деятельность, или, иначе говоря, три центра речи (см. рис. 6): речедвигателъный центр Брока, обеспечивающий возможность говорить (при поражении наступает потеря разговор ной речи, хотя человек может произносить звуки), слухоречевой центр Вернике, обеспечивающий возможность слышать и пони мать чужую речь (при поражении центра человек не понимает чужой речи), и зрительноречевой центр, или центр чтения и понимания письменной речи (при поражении наблюдается потеря (способности читать, хотя зрение не нарушается). Разумеется, у животных (даже высших) речевых центров нет.

 

Итак, локализация  функции в коре головного мозга  человека не дает оснований считать, что отдельные области коры функционируют  изолированно друг от друга. Кора больших  полушарий объединяет деятельность отдельных центров в одно целое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.В центральной  нервной системе ожидаемый итог  действий представлен в виде  своеобразной нервной модели, названной  Анохиным акцептором результата  действия. Акцептор результата действия  – это цель, на которую направлено  действие. При наличии акцептора  действия и программы действия, сформулированной сознанием, начинается  непосредственное исполнение действия. При этом включается воля, а  также процесс получения информации  о выполнении поставленной цели. Информация о результатах действия  имеет характер обратной связи  (обратной афферентации) и направлена па формирование установки но отношению к выполняемому действию. Поскольку информация проходит через эмоциональную сферу, она вызывает определенные эмоции, влияющие на характер установки. Если эмоции носят положительный характер, то действие прекращается. Если эмоции негативны, то в выполнение действия вносятся коррективы.

 

Функциональная  система П.К. Анохина

Нервная система  предназначена для работы с внешними и внутренними информационными  потоками. «Внешними» потоками информации организм обменивается с окружающей средой, а «внутренними» – со своими отдельными частями.

 

1 этап. Принятие  внешней информации (трансдукция)

 

«Принятие»  информации означает преобразование «внешней»  информации во «внутреннюю». Это означает, что происходит перекодирование  информации, которую несет раздражитель, в систему внутренних кодов, т.е. в нервные импульсы.

Принятие  информации – это трансформация  раздражения в возбуждение (трансдукция). Этот процесс осуществляют рецепторы.

Итак, приемниками  для внешней информации в организме  являются специализированные образования  – сенсорные рецепторы (например, палочки, колбочки, волосковые клетки, специализированные нервные окончания  и т.д.). На их мембране обычно находятся  молекулярные рецепторы.  

2 этап. Кодирование  принятой информации

 

Кодирование – это перевод определенных параметров раздражителя, которые умеет снимать  рецептор, в пропорциональное электрохимическое  возбуждение, а затем в поток  нервных импульсов определенной частоты и пространственно-временной  организации.

Соблюдается топический принцип - это соответствие между характеристиками раздражения  и характеристиками возбуждения.

Таким образом, параметры раздражителя  передаются параметрами потока электрохимической  импульсации, идущей от рецепторов. И если вдруг процесс кодирования будет нарушен, то может получиться сенсорный образ, заметно отличающийся от оригинала. Поясняющий пример представлен на картинке слева... 

3 этап. Доставка  информации к нервным центрам  - проведение возбуждения по нервам

 От рецепторов  рождённое в них возбуждение  переходит на чувствительные (афферентные,  приносящие) нейроны. Их обычно  бывает 1-2 слоя. В последнем слое  аксоны чувствительных нейронов  собираются в чувствительный  нерв, например, зрительный в зрительной  системе или слуховой в слуховой  системе. Нерв разделяется на  несколько ветвей. У млекопитающих  основная масса нервных волокон  несет сенсорное возбуждение  в коленчатые тела таламуса (это  структура промежуточного мозга)  на релейные (переключающие) ядра. Но часть волокон идёт не  в промежуточный, а в средний  мозг. Так, зрительные волокна  идут к верхним холмам четверохолмия,  а слуховые – к нижним холмам. Средний мозг обеспечивает осуществление  ориентировочного рефлекса и  «серверные» (обслуживающие) рефлексы, настраивающие сами органы чувств  на лучшее восприятие раздражения.  В зрительной системе часть  нервных волокон от сетчатки  идёт дополнительно ещё и в  гипоталамус. Это нужно для  регуляции суточных ритмов.

Таким образом, возбуждение от сенсорного органа попадает  в центральную нервную систему  не по одному нервному пути, а по нескольким путям к разным нервным структурам. 

4 этап. Перекодирование  информации в низших нервных  центрах - промежуточных ядрах

 Перекодирование  — это изменение характеристик  первоначального потока сенсорного  возбуждения, идущего от сенсорного  органа (от рецепторов). Именнно перекодированием и занимаются нервные центры.

 

Работа низших нервных центров:

1. Трансформация  (преобразование) входящего потока  сенсорного возбуждения в другой  поток - выходящий. Выходящий поток  может сильно отличаться от  входящего, например, если он должен  управлять мышцами, а не строить  нервную модель раздражения в  виде сенсорного образа.

2. Разделение  входящего потока сенсорного  возбуждения на несколько разных  выходящих потоков, которые направляются  в различные нервные структуры.

3. Контрастирование границ в пространстве. Обычно достигается с помощью латерального (бокового) торможения. Оно усиливает возбуждение по контуру раздражителя и ослабляет возбуждение в центральной области.

4. Контрастирование границ во времени. Происходит за счёт преобразования тонического (постоянного) возбуждения в фазическое (отмечает начало и конец действия раздражителя).

5. Детекция. Выделяет раздражители с определёнными характеристиками за счёт срабатывания специальных нейронов-детекторов с соответствующими рецептивными полями.

Перекодирование происходит в ядрах различных  отделов центральной нервной  системы: в среднем мозге, таламусе. Поток нервных импульсов после  прохождения переключающих ядер изменяется.

Что, например, происходит с потоком сенсорного возбуждения в таламусе?

Во-первых, он раздваивается на два потока: один идет к проекционной зоне коры головного  мозга, а другой через систему  неспецифических ядер подается на обширные зоны коры в виде диффузного рассеянного  потока возбуждения.

Во-вторых, уменьшается  частота импульсации и общее количество импульсов. Частый ритм становится более редким.

В-третьих, длительные серии импульсов перекодируются в короткие пачки. Тоническое возбуждение  преобразуется в фазическое, т. е. пачки импульсов отмечают только начало и конец действия раздражителя, а не весь период его действия. Длительность возбуждения и разрядов нейрона уже не соответствуют длительности исходного стимула. Таким способом релейные образования (низшие нервные центры) делают работу нервной системы более экономной.

Можно сказать, что в низших нервных центрах  за счёт перекодирования происходит удаление избыточной информации. Релейные ядра производят фильтрацию поступающей  информации и ее перекодировку.

5 этап. Доставка  информации в высший нервный  центр

Высшим нервным  центром для каждой сенсорной  системы является центральный отдел  анализатора - проекционная зона коры. Полное название звучит довольно длинно, но зато внушительно. Например, ЗППЗКБПГМ  — зрительная первичная проекционная зона коры больших полушарий головного  мозга (поле № 17 по Бродману), или СППЗКБПГМ — слуховая первичная проекционная зона коры больших полушарий головного мозга (поле № 41 по Бродману).

В проекционных зонах коры происходит перцепция - построение сенсорного образа раздражителя. Это  уже как бы "вторичное" восприятие по сравнению с "первичным" восприятием, которое осуществляют сенсорные  рецепторы и которое называется трансдукцией.

Информация (сенсорное возбуждение) доставляется в эти проекционные зоны коры тремя  путями:

Прямой специфический  путь.

Диффузный неспецифический  путь.

Опосредованный  путь через корковые связи от других зон коры. Это помогает сличать  поступивший сигнал с памятью.

6 этап. Анализ  поступившей информации

 

Первичные проекционные зоны коры имеют в своём составе  сложные нейроны-детекторы со сложными рецептивными полями, которые выделяют отдельные параметры раздражителя. Сенсорная кора имеет колончатое строение, каждая колонка работает как нейронный ансамбль из взаимосвязанных  нейронов. Разные колонки проводят анализ разных параметров приходящего  возбуждения и, следовательно, разных параметров исходного раздражения. В первичных проекционных сенсорных  зонах коры больших полушарий  головного мозга строится первичный  сенсорный образ раздражителя в  виде нервной модели из возбуждённых нейронов. Этот образ стоит ближе всего к реальности. Он существует несколько мгновений, а затем сменяется вторичным сенсорным образом, уже более субъективным.

 

7 этап. Синтез  отдельных параметров раздражителя  в единый образ

 

Возбуждение от нейронов первичной проекционной коры передается во вторичные и в  ассоциативные зоны коры, которые  интегрируют его в сложный  синтетический образ, включающий в  себя разные сенсорные модальности. Например, визуально-аудиальный образ, в котором совмещается зрительная и слуховая информация.

 

 

Заключение

Таким образом, своеобразие психической жизни  человека определяется субъективным восприятием  действительности, на-ходящимся в зависимости от функционирования всей нервной системы, от преобладания того или иного полушария головного мозга, что обуславливает своеобразие индивидуальности человека, его опыта и всей психической жизни в целом.

 

 

 

 


Информация о работе Взаимосвязь психики и мозга человека