Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:41, научная работа
Многие убеждены, что самооценка влияет на состояние психического здоровья человека, поэтому нет ничего удивительного в том, что люди стараются повысить ее любым способом. А большинство американцев уверено, что высокое мнение о себе - залог успеха и процветания, и наоборот - заниженная самооценка лежит в основе многих личных и, как следствие, общественных проблем. Американцы полагают, что самооценка граждан – проблема социальная, и ее понижение может привести к нежелательным поступкам[4].
Взаимосвязь между самооценкой внешности студента и его общение с другими людьми
Лапухина И.А.
Белорусский государственный университет
Специальность: «Психология», 1-й курс
Научный 
руководитель: кандидат 
биологических наук, 
доцент кафедры общей 
и клинической психологии 
Пантюк И.В. 
Многие убеждены, что самооценка влияет на состояние психического здоровья человека, поэтому нет ничего удивительного в том, что люди стараются повысить ее любым способом. А большинство американцев уверено, что высокое мнение о себе - залог успеха и процветания, и наоборот - заниженная самооценка лежит в основе многих личных и, как следствие, общественных проблем. Американцы полагают, что самооценка граждан – проблема социальная, и ее понижение может привести к нежелательным поступкам[4].
Самооценка, как считает И.О. Мотков — это ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам[1]. Самооценка относится к наиболее устойчивым психологическим характеристикам человека. Ее трудно изменить. Она складывается в раннем детстве и зависит как от врожденных факторов, так и от обстоятельств жизни. Наибольшее влияние на самооценку индивида оказывает отношение окружающих. Ведь самооценка формируется благодаря непрерывному сравнению себя с другими людьми. Самооценка связана также с самоуважением[3]. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и др.). Самооценка получает объективное выражение в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других (например, принижает их при завышенной самооценке)[2]. Д. Васкончеллос утверждал, что повышение самооценки у молодежи приведет к снижению уровня преступности, наркомании, а также к меньшему загрязнению окружающей среды и т.д.[4].
Особое значение играет самооценка внешности учащегося в формировании восприятия себя и уровня притязаний на место, которое он хотел бы занять в обществе. Уверенные в своей привлекательности люди без стеснения вступают в разговор с незнакомцами, а личности, относящиеся к себе скептически, стараются воздерживаться от новых знакомств. Поэтому рассматриваемый вопрос является актуальным для прослеживания взаимосвязи самооценки внешности учащегося с его общением с другими людьми. Проблема влияния самооценки внешности учащегося на его общение является многоплановой и требующей всестороннего изучения. В связи с чем, мы структурировали данную исследовательскую работу.
Целью данного научного исследования являлось выявить взаимосвязи между самооценкой внешности студента и его стилем общения с другими людьми.
Задачи исследования:
1. Определить уровни самооценки у испытуемых.
2. Выявить особенности общения у студентов.
 3.  Определить 
зависимость уровня самооценки 
испытуемых от их стиля 
Объектом исследования выступили студенты 1-го курса гуманитарного факультета Учреждения образования «Белорусского государственного университета».
Предмет исследования – самооценка внешности, стиль общения с другими людьми.
В качестве гипотезы нашего исследования выступает предположение о том, что стиль общения подростка с другими людьми зависит от самооценки его внешности, а именно: подростки с низкой самооценкой внешности стараются избегать конфликтных ситуаций, а с высокой - выбирают в качестве стиля общения сотрудничество, компромисс и соревнование.
Исследование проводилось с помощью апробированных тестовых методик. Для изучения уровня самооценки – методика «самооценка личности» разработанная и адаптированная О.И. Мотковым, и тест на общение – «Искусство общения».
Исследование проводилось на базе гуманитарного факультета БГУ. В исследовании приняли участие 28 студентов в возрасте 18 – 20 лет.
Обработка результатов основана на методах математической статистики.
1. Дисперсия по параметру самооценка внешности составляет 0,06. Среднее значение величины – 3,42 баллов. Минимаьное максим. Исходя из полученных данных, выборка была разделена на 3 подгруппы в зависимости от уровня самооценки внешности:
а) испытуемые с низкой самооценкой;
б) испытуемые со средней самооценкой;
в) испытуемые с 
высокой самооценкой; 
 
 
 
Таблица 1. Уровни самооценки.
| Самооценка | Показатель (балл) | Процент испытуемых, принадлежащих к данной группе (%) | 
| Низкая | 1,00-3,20 | 15 | 
| Средняя | 3,21-3,69 | 15 | 
| Высокая | 3,70-4,50 | 70 | 
     Из 
таблицы «Уровни самооценки» 
видно, что значительная часть выборки 
обладает средним уровнем самооценки. 
Рисунок 1. Диаграмма «Самооценка внешности».
2. Дисперсия по параметру общения составляет 5,16. Среднее значение величины – 13 баллов.максим и мин. Исходя из полученных данных, выборка была разделена на 3 подгруппы в зависимости от уровня общения студентов с другими людьми:
а) испытуемые с низкой общительностью;
б) испытуемые со средней общительностью;
в) испытуемые с 
высокой общительностью. 
Таблица 2. Уровни общения.
| Общительность | Показатель (балл) | Процент испытуемых, принадлежащих к данной группе (%) | 
| Низкая | 1-10 | 19 | 
| Средняя | 11-14 | 54 | 
| Высокая | 15-20 | 27 | 
Из таблицы «Уровни общения» видно, что значительная часть выборки обладает средним уровнем самооценки.
Рисунок 2. Диаграмма «Общительность».
3. 
Между самооценкой и общительностью существует 
прямолинейная положительная слабая корреляционная 
связь. Коэффициент корреляции составляет 
0,24. 
Итак, в ходе исследования нами были получены следующие результаты:
Литература:
Информация о работе Взаимосвязь между самооценкой внешности студента и его общение с другими людьми