Взаимоотношения родителей и детей в эпоху просвещения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:07, реферат

Описание работы

Данная работа представляет собой реферат на тему « Взаимоотношения родителей и детей в эпоху просвещения». Актуальность данной темы проявляется в сравнении современных реалий взаимоотношений между родителями и детьми, с реалиями этих взаимоотношений в прошлом, что в свою очередь способствует более полному их пониманию. Так же немаловажным видеться изучение этих взаимоотношений именно в эпоху просвещения, в силу того, что на рубеже данной эпохи стала проявляться тенденция к выявлению и решению многих проблем между детьми и родителями. Деятели эпохи просвещения уделяли большое внимание семейным отношениям, что в свою очередь привело к появлению дисциплины педагогика – науки о воспитании и обучении человека, которая неразрывна связана с взаимоотношениями родителей и детей. Исходя из этого данная работа позволит расширить и укрепить знания по данному вопросу.

Содержание

Введение …………………………………………………………………
Становление эпохи просвещения в России ……………………………
Тенденции развития семейного воспитания. Деятели эпохи просвещения………………………………………………………………….....
Поздний этап эпохи просвещения.
Педагогическая система Ушинского………………………………………….
Заключение………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Ебучий реферат.doc

— 70.00 Кб (Скачать)

     Анализ  семейного воспитания конца XVIII –  начала XIX в. содержится в работах А.Н. Радищева (1749-1802), Н.И. Новикова (1744-1818). Авторы проводят мысль о том, что домашнее воспитание – сложное дело, выходящее за рамки семьи: дети воспитываются для жизни в обществе. Цель семейного воспитания – растить «счастливых людей и полезных граждан» (Н.И. Новиков), давать начальное запечатлевающееся на всю жизнь «образование ума и сердца сынов отечества» (А.Н. Радищев). Условия такого воспитания - духовное общение в семье, внимание к развитию тела, ума, добрых нравов ребенка, сочетание любви и требовательности.

     Проблема  семьи и домашнего воспитания привлекала внимание прогрессивной общественности, что отразилось в творчестве В.Г. Белинского (1811-1848), А.И. Герцена (1812-1870), Н.И. Пирогова (1810-1881), Н.А. Добролюбова (1836-1861) и других. В работах указанных авторов современное им семейное воспитание критикуется за присущие ему такие негативные черты, как подавление личности ребенка, пренебрежение его действительной жизнью, игнорирование природных особенностей, раннее обучение «разговорному чужому языку», телесные наказания. Одновременно высказывались предложения к совершенствованию воспитания детей в семье, предполагающие понимание ребенка, обеспечение развития его внешних чувств, формирование привычек нравственного поведения, развитие активности, самостоятельности мысли и действий и т.д.

     Представители русской революционно-демократической  мысли В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, выдвигая задачу воспитания активного борца  за переустройство общества, считали, что такой человек воспитывается  и в семье, и в школе. Дома дети видят около себя житейские интересы, в классе проверяют свои наблюдения и, сообщая их родителям, получают от них новые указания и объяснения. Учение идет рядом с жизнью и содействует развитию здравого смысла и практического опыта, как считал Н.А. Добролюбов. Сущность единства семейного и школьного воспитания состоит, по мнению А.И. Герцена, в общественной значимости дела воспитания. Ребенок своим появлением на свет возлагает на родителей новые обязанности и выводит их из сферы узколичной жизни в сферу общественной деятельности.

     Таким образом, следует отметить, что развитие общественного и семейного воспитания шло по трем основным направлениям.

     Первое  – это признание за семейным воспитанием  ведущей роли. Именно в семье закладываются основы будущей жизни ребенка.

     Второе  – недооценка роли семьи. Обострение внутрисемейных противоречий в различные  периоды исторического развития, вызванное теми или иными социальными, политическими и культурными  условиями, приводит к снижению уровня престижа семьи как основы естественного воспитания человека.

     И третье – общественное и семейное воспитание выполняют свое назначение только в единстве. Воспитание детей  не личное дело родителей, а их гражданский  долг. 

     Как видно из вышесказанного, на более  поздних этапах эпохи просвещения, общество стало уделять большое внимание анализу семейного воспитания, проблемам семьи и отношениям между родителями и детьми. Если вначале просвещения, как уже отмечалось выше, воспитание и взаимоотношения в семье носили подчинительный и отстраненный характер, детей воспитывали для общества. В дальнейшем  же начинает просматриваться тенденция во взаимоотношениях родителей и детей, которая предполагает в первую очередь развитие личности, ее моральной и духовной стороны. А этого нелегко добиться без заботы, семейного взаимопонимания, семейного единства.  

     Все это приводит в дальнейшем к идее народности и самобытности воспитания, которая в России была разработана в педагогической системе К.Д. Ушинского.

 

     Поздний этап эпохи просвещения. Педагогическая система Ушинского 

     К.Д. Ушинский понимает воспитание как целенаправленный процесс формирования «человека  в человеке». Самое воспитание, учит он, должно приготовлять человека к  труду, к жизни. Для этого необходимо, чтобы дети были умственно развиты, морально совершенны, физически здоровы. Он по-новому ставит вопрос о воспитании нравственности в семье. Педагоги старого времени, равно как и многие сейчас, вопросы нравственности детей сводят, в основном, к вопросам поведения в семье и в обществе.

     В ответ на это Ушинский подчеркивает, что сущность нравственного воспитания в семье не в кодексе правил поведения. Задача нравственного воспитания заключается в том, чтобы создать  внутреннюю направленность человека. По его мнению, поведение является производным и вытекает из внутренней установки личности. Задача воспитания в семье, как отмечает он, – пробудить внимание к духовной жизни. Надо научить ребенка любить красоту нравственных поступков. «Если ваш ребенок, – говорит Ушинский, – знает много, но интересуется вместе с тем пустыми интересами, если он ведет себя отлично, но в нем отсутствует живое внимание к нравственному и прекрасному – вы не достигли цели воспитания». Семье следует помогать ребенку в работе над развитием нравственной жизни. При этом родители должны глубоко вникать в духовную жизнь ребенка, переживать ее вместе с ним. «Создайте раньше материал нравственности, а потом ее правила», – советует Ушинский родителям.

     Если  люди не трудятся над нравственным устроением своей личности, то они, как правило, больше думают об удовлетворении своих физических потребностей и стремлении к наслаждениям. Чем быстрее и полнее будут удовлетворяться эти стремления, тем несчастнее и ничтожнее будет этот человек. «Если вы действительно хотите сделать человека несчастным, – говорит Ушинский, – то отнимите у него цель в жизни и удовлетворите всем его желаниям. Наслаждения – это цветы жизни, страдания – ее тернии, но это не сама жизнь. Кто над чем потрудился, тот то и имеет».

     Таким образом, первой и основной задачей семейного воспитания К.Д. Ушинский считает подготовку человека к жизни. Согласно его мнению, воспитание является «созданием истории», оно – социальное явление.

     Этот  педагог выдвинул следующие идеи демократической и гуманистической  концепции воспитания и образования: об основах создания подлинно народной школы, о народности в общественном воспитании, о роли родного языка в формировании личности ребенка в духе народности и патриотизма, о верном соотношении в обучении и воспитании общечеловеческого и народного начал. Эти идеи нашли отражение в педагогических трудах Л.Н. Толстого,  
П.Ф. Лесгафта, Н.И. Пирогова и других передовых представителей русской педагогической мысли XIX века.
 

     Очевидно, в учении Ушинского более ясно проглядывается понятие семья и  семейные взаимоотношения в современном их понимании.  

     Благодаря таким великим людям, жившим в  эпоху просвещения и посвятивших  себя развитию педагогической мысли, появилась  современная семья и взаимоотношения.

 

     Заключение 

     Эпоха просвещения, несомненно, очень сильно повлияла на развитие взаимоотношений между родителями и детьми, что способствовало их укреплению, в виде взаимопонимания, ответственности, семейной целостности и т.д. Данное время в России это время развития науки, образования, моральных ценностей, культуры. Деятели эпохи просвещения, посвятившие себя изучению семьи, воспитанию детей в ней, дали импульс к становлению педагогики – науке, призванной изучать взаимоотношения родителей и детей, их воспитание и обучение. Все это только способствовало укреплению семьи в прошлые времена и способствует укреплению в наше время. 

 

Список  используемой литературы 
 

  1. Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. / "История педагогики" / "Просвещение", Москва, 2009 г.
 
  1. Митрошенков О. А. / Философия: учебник / Философия европейского Просвещения. М., 2005
 
  1. Рязанов А. / Дворянская семья на рубеже XVIII – XIX веков / Материалы по истории вологодского дворянства. – Вологда, 2001
 
  1. Сластенин В.А. и др. / Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина / М.: Издательский центр "Академия", 2007.
 
  1. Хоркхаймер М., АдорноТ. В . Понятие просвещения // Хоркхаймер М., Адорно Т. В. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. М., С-Пб., 2006

Информация о работе Взаимоотношения родителей и детей в эпоху просвещения