Выявление структуры смысловых параметров, лежащих в основе восприятия человеком самого себя и других людей

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 11:13, лабораторная работа

Описание работы

Цель: Определить систему личностных конструктов испытуемого, в ходе обработки результатов закрепить навыки работы с алгоритмом анализа многомерных данных

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 25.73 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ИМЕНИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА»

 

Академия  социальных и образовательных технологий

Отделение психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 2

 

«Выявление  структуры смысловых параметров, лежащих в основе восприятия человеком  самого себя и других людей.

 

 

 

 

 

 

             

              Выполнила: студентка 2 курса

              Очно-заочного отделения

              Рогова Дарья Александровна

 

              Проверила: ст. преподаватель

              кафедры общей психологии, к.пс.н

              Попова Ольга Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тамбов 2011

Цель: Определить систему личностных конструктов испытуемого, в ходе обработки результатов закрепить навыки работы с алгоритмом анализа многомерных данных

Оборудование: Методика «РТРК», компьютерная программа SPSS

Ход работы:

  1. На первом этапе испытуемому предлагается список различных обозначений ролей людей которые предположительно важны или были важны для него. Тестируемого просят для каждого написать для каждой роли имя или инициалы лично знакомого ему человека , который больше всего подходят к этой роли. Заполняя этот список испытуемый не должен повторяться выбирая каждый раз нового человека, конкретного и хорошо знакомого.

Список ролей

    1. Своё имя
    2. Имя матери
    3. Имя отца
    4. Имя брата (молодого человека, примерно одного с вами возраста)
    5. Имя сестры (девушки, примерно одного с вами возраста)
    6. Муж (жена) или возлюбленный (возлюбленная)
    7. Ваш предыдущий возлюбленный (возлюбленная)
    8. Наиболее близкий друг одного с вами пола
    9. Человек одного с вами пола, которого вы считали близким но разочаровались

10)Человек с которым вы могли бы поделиться интимными переживаниями

11) Человек к которому вы обычно обращаетесь за помощью

12) Ваш сосед, которого вы знаете  лучше другого

13) Человек с которым вы были связаны, но который по необъяснимым причинам теперь Вас отвергает

14) Человек, по отношению к  которому вы испытываете чувство  жалости или которому вам очень  хочется помочь

15) Человек, который представляет  для вас угрозу, в присутствии  которого вы испытываете неудобство, дискомфорт

16) Человек, который вас привлекает  и которого вам хотелось бы  узнать получше

17) Учитель, который оказал на  Вас наиболее сильное воздействие  и влияние, когда вы были  подростками

18) Учитель, чьи взгляды и действия  вызывал у вас сильное  возражение

19) Преподаватель или сокурсник,  под чьим руководством вы пережили  нелучшие времена

20) Самый удачливый человек, из  всех кого вы знаете

21) Самый счастливый человек,  из всех кого вы знаете лично

22) Самый высоконравственный человек какого вы знаете лично

 

  1. Выявление личностных конструктов методом триад.

 Триада – заранее заданная  тройка объектов. Испытуемому необходимо  определить качества, по которому  два человека похожи между  собой и этим отличаются от  третьего. Качества, отличающие третьего- полюс контраста/различия.

Требования, предъявляемые  личностным конструктам:

Л.К. должны отражать субъективные представления  испытуемого 

Л.К. должны быть понятны и быть сформулированы на основе жизненного опыта

Нельзя использовать концепты

Диапазон применимости конструктов  должен соответствовать всему ролевому списку

Не рекомендуется использовать очень общие конструкты (хороший- плохой)

Все полюса Л.К. должны быть различны, должны быть чётко            определенны

Желательно  не использовать отрицательные Л.К.

Не следует  использовать ситуативные конструкты и конструкты, обязанные своим  происхождением нулевому списку

 Основание для триад:

Класс ценностей – 20,21,22

Класс авторитетов- 17,18,19

Класс отношений -13,14,16

Класс близких- 6,7,8

Класс семьи-2,3,4

Класс сестры-5,17,21

Класс матери- 2,9,17

Класс отца- 3,19,20

Класс брата-4,13,18

Класс сестры(2)-5,13,18

Класс хороших отношений-5,14,22

Класс угрозы- 4,9,15

Класс супруга-6,15,21

Класс брака-2,6,7

Класс брака(2)-3,6,7

Класс приятелей-8,9,16

Класс сибсов-брат/сестра-1,4,5

Класс мотиваций достижения-19,20,22

Класс предпочитаемых родителей-2,3,15

Класс потребностей-1,4,16

Класс компинсаций-7,13,14

Класс идентификации-1,6,8

 

 

 

  1. С целью заполнения оценочной репертуарной решётки для каждого личностного конструкта составляется графическая оценочная шкала виде горизонтальной линии, где слева расположен полюс сходства, а справа- полюс различия.

Требуется оценить весь ролевой  список в 22 объекта по оценочным  шкалам. Оценивая каждого человека, необходимо поместить его номер  в определённое место графической  шкалы. Числовое значение оценки определяется подсчитыванием количества клеток от левого края шкалы до соответствующего номера.

По полученным графически оценочным  шкалам составляется оценочная репертуарная решётка (матрица) :

 

1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

11

7

18

1

5

5

5

2

5

4

8

18

13

7

6

5

12

7

7

4

5

2

21

2

6

22

1

1

2

1

2

2

1

12

11

8

2

2

12

8

10

8

2

8

2

13

3

6

20

0

1

3

2

1

1

1

11

4

3

0

3

1

7

3

5

5

11

7

22

4

0

21

18

8

6

5

5

18

11

18

16

11

19

4

15

15

4

11

18

4

6

6

5

10

11

7

7

7

6

5

10

13

15

15

14

14

5

7

0

5

7

11

6

7

7

6

23

3

0

1

13

13

1

1

1

13

13

3

5

12

18

15

2

18

6

2

5

3

7

13

12

11

10

21

22

5

15

20

0

10

9

12

10

18

19

15

20

12

3

11

22

8

0

20

0

0

4

5

4

4

2

12

0

1

4

3

12

5

3

3

5

3

8

21

9

12

12

23

23

22

0

20

19

16

23

5

20

21

5

23

0

5

6

5

3

17

23

10

11

7

23

13

23

5

13

20

10

23

10

10

17

5

23

5

5

6

23

5

13

22

11

18

13

5

7

0

5

5

3

13

7

8

8

7

11

5

10

5

7

5

5

10

13

12

1

23

11

11

7

5

6

5

13

5

20

13

13

7

7

12

5

8

8

8

13

15

13

23

22

0

0

3

2

5

2

2

5

1

3

4

5

3

13

2

3

5

5

5

3

14

0

13

23

10

22

3

13

23

22

18

13

13

23

7

23

5

3

13

23

7

13

12

15

18

18

12

21

18

3

13

7

23

13

12

18

12

10

22

7

13

10

15

10

18

13

16

23

22

0

0

3

23

5

2

3

3

11

5

5

7

5

18

8

9

7

3

2

23

17

0

23

0

13

7

18

0

1

5

7

23

13

5

8

3

23

8

20

3

5

5

5

18

23

3

12

12

3

2

19

5

10

20

5

7

8

20

10

0

5

0

3

1

19

23

19

22

23

13

10

10

7

6

7

10

16

10

13

7

7

6

8

3

10

7

3

8

23

20

23

0

8

7

3

5

5

1

3

4

5

3

10

9

3

19

7

5

3

4

10

20

21

0

23

10

3

5

3

2

10

3

18

10

13

12

3

20

8

1

13

20

1

1

1

22

23

0

5

20

8

22

20

20

15

20

15

13

10

18

5

3

10

3

8

10

18

23


 

 

 

Обработка и анализ результатов

Сравнение средних значений :

Максимально высокие значения -13,9 и  13,5 относящиеся  к личностным конструктам – строгость-мягкость, хитрый - простой, следовательно, идёт смещение к правому полюсу (полюсу различий), испытуемый даёт в основном высокие оценки по данным конструктам.

Максимально низкие значения – 7,1 и 7,6 относящиеся  к личностным конструктам простой - скрытый, целеустремлённый - пассивный, следовательно идёт смещение к левому полюсу (полюсу сходства), испытуемый даёт в основном низкие оценки по данным конструктам.

 

Сравнение стандартных отклонений :

Максимальное  значение – 6,3 и 6,0; это говорит о  том, что испытуемый хорошо дифференцирует объекты по таким личностным конструктам  как

Осознанный- беззаботный, эмоциональный – сдержанный.

Минимальное значение 3,2 и 3,5; это говорит о  том, что испытуемый плохо дифференцирует объекты по таким личностным конструктам  как организованный - рассеянный, закрытый и открытый.

 

Сравнение асимметрий:

Положительные значения присуще простодушный_скрытый, весёлый_грустный, простодушный_наглый это говорит о что по этим конструктам преобладают низкие оценки.

 

Сравнение эксцессов:

Положительные значения присуще таким личностным конструктам как :

самовлюблённый_закомплексованный, доверчивый_ревнивый, весёлый_грустный. Это значит, что испытуемый давал примерно равные оценки, т.е. данные шкалы плохо дифференцируют объекты по данным признакам.

Отрицательные значения присуще таким личностным конструктам как 

убеждённый_переменчивый, строгость_мягкость, закрытость_открытость, отзывчмвость_равнодушный, альтруист_эгоист, обидчивый_отходчивый, простодушный_наглый, хитрый_простой, самовлюблённый_закомплексованный, сложный_простой, организованный_рассеянный, однолюб_полигамен, целеустремлённый_пассивный, толстокожий_чуткий, осознанный_беззаботный, эмоциональный_сдержанный, неуравновешанный_сдержанный, простодушный_скрытый. Это говорит о том, что испытуемый хорошо дифференцирует объекты по данным признакам.

 

 

 

 

 

 

Анализ гистограмм

 

  1. Нормальное распределение у гистограмм № 1,3,12,14  это значит, что испытуемый склонен давать средние оценки по таким конструктам как 

убеждённый - переменчивый, закрытость – открытость, однолюб – полигамен, доверчивый – ревнивый.

  1. Левосмещённое распределение имеют гистограммы № 17, 19, 22.Это значит, что оценки смещены к полюсу сходства, испытуемый склонен оценивать людей больше как весёлых, осознанных и простодушных.
  2. Гистограммы с правосмещённым распределением № 6, это значит что оценки смещены к полюсу различия.
  3. Островершинное распределение имеет гистограмма №4, 18, это значит, что испытуемый плохо дифференцирует по таким личностным конструктам как отзывчивый – равнодушный, толстокожий – чуткий.
  4. Пологое распределение имеют гистограммы №7,8,9,11 ,16. Испытуемый хорошо дифференцирует объекты по таким личностным конструктам как простодушный_наглый, хитрый_простой,  самовлюблённый_закомплексованный, организованный_рассеянный, стойкий_непостоянный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод:

В ходе исследования выяснилось, что испытуемый даёт в основном высокие оценки по таким  конструктам как: строгость-мягкость, хитрый – простой; низкие по таким как: простой - скрытый, целеустремлённый – пассивный.

Испытуемый хорошо дифференцирует объекты по таким личностным конструктам как осознанный- беззаботный, эмоциональный – сдержанный, плохо дифференцирует объекты по таким личностным конструктам как организованный - рассеянный, закрытый и открытый.

Испытуемый давал примерно равные оценки таким личностным конструктам как самовлюблённый - закомплексованный, доверчивый - ревнивый, весёлый - грустный, т.е. данные шкалы плохо дифференцируют объекты по данным признакам.

испытуемый  хорошо дифференцирует объекты по данным признакам : убеждённый - переменчивый, строгость - мягкость, закрытость - открытость, отзывчивость - равнодушный, альтруист - эгоист, обидчивый - отходчивый, простодушный - наглый, хитрый - простой, самовлюблённый - закомплексованный, сложный - простой, организованный - рассеянный, однолюб - полигамен, целеустремлённый - пассивный, толстокожий - чуткий, осознанный - беззаботный, эмоциональный - сдержанный, неуравновешенный - сдержанный, простодушный - скрытый.

 

испытуемый  склонен давать средние оценки по таким конструктам как убеждённый - переменчивый, закрытость – открытость, однолюб – полигамен,  доверчивый – ревнивый, так же склонен оценивать  людей больше как весёлых, осознанных и простодушных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Выявление структуры смысловых параметров, лежащих в основе восприятия человеком самого себя и других людей