Высшие психические функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 23:32, лекция

Описание работы

Высшими психическими функциями Выготский называл свойственные только человеку восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. Высшие психические функции, по Выготскому, противопоставлялись низшим, или натуральным (природным), психическим функциям, которые есть у животных и которые человек имеет с рождения. Высшие психические функции он приобретает в процессе жизни в результате обучения и воспитания. Такие функции имеют произвольный и опосредованный (иногда говорят «опосредствованный») характер. К натуральным психическим функциям Выготский относил такие познавательные (психические) процессы, которые формируются и развиваются по мере созревания мозга и независимо от обучения и воспитания. Это, например, механическая и непосредственная память. Иногда природные, или натуральные, психические функции вслед за Выготским называют элементарными, подчеркивая тем самым их отличие от высших, гораздо более сложных психических функций.

Работа содержит 1 файл

Высшие психические функции.docx

— 16.96 Кб (Скачать)

Высшие психические  функции.

   Высшими психическими функциями Выготский  называл свойственные только человеку восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. Высшие психические функции, по Выготскому, противопоставлялись низшим, или натуральным (природным), психическим функциям, которые есть у животных и которые человек имеет с рождения. Высшие психические функции он приобретает в процессе жизни в результате обучения и воспитания. Такие функции имеют произвольный и опосредованный (иногда говорят «опосредствованный») характер. К натуральным психическим функциям Выготский относил такие познавательные (психические) процессы, которые формируются и развиваются по мере созревания мозга и независимо от обучения и воспитания. Это, например, механическая и непосредственная память. Иногда природные, или натуральные, психические функции вслед за Выготским называют элементарными, подчеркивая тем самым их отличие от высших, гораздо более сложных психических функций.

главные характеристики ВПФ:

социальны по существу, не необходимы отдельному человеку, разделены  меж людьми (функция слова).

опосредованны по характеру. Людей соединяют речевые знаки. ВПФ возникает дважды: на уровне внешних средств и как внутренний процесс.

произвольны по процессу формирования (произвольность - итог опосредованности, освоения средств).

системны по своему строению (сделаны на базе нескольких натуральных функций; ВПФ взаимосвязаны, не появляются по отдельности).

Специфика ВПФ

Критерий Натуральная ПФ Высшая ПФ
1. Строение Непосредственны. Протекают без вмешательства  культурных средств Опосредствованы по своему строению (в процесс её протекания включены культурные средства)
2. Происхождение Природное. Продукт  естественного развития Социальное. Формируются  при активном участии остальных  людей, членов общества
3. Управление Непроизвольное. Нереально сознательно вмешиваться  в этот процесс случайное. Можно  произвольно, целенаправленно управлять  действием

опыт по формированию памяти. А. Н. Леонтьев: методика двойной  стимуляции. Основная задачка испытуемого  – уяснить и воспроизвести 20 слов, 20 заглавий предметов.

2 рода стимулов: 1) основной, стимулы-объекты (слова для запоминания),

2) стимулы-средства, помогающие уяснить материал (карточки  с картинками).

1 серия экспериментов:  испытуемый прослушивает и запоминает  слова (запоминание без средств).

2 серия экспериментов:  испытуемый прослушивает слова  и устанавливает ассоциативные  связи для каждого слова с  помощью картинок. При воспроизведении  может ими воспользоваться (запоминание  с помощью средств).  

(1) внешние средства  фактически не повышают продуктивности  запоминания, (2) в младшем школьном  возрасте внешние средства существенно  повышают продуктивность запоминания  (3) У взрослых при высокой продуктивности  запоминания внешние средства  фактически уже не повышают  её. Верхние характеристики - свойства  обучения, нижние - развития. Вывод: 1) обучение  обязано опираться на определенный  уровень естественного развития, 2) обучение (верхняя точка) направляет  процесс естественного развития, «ведет его за собой». Обучение  создает ЗБР психических функций.  Зона наиблежайшего развития - различие меж тем, что ребенок может выполнить без помощи других, без помощи культурных средств и тем, что он может сделать при участии взрослого, используя их. 3) У взрослых уже не внешние, материальные средства, а внутренние, умственные.

Интериоризация («вращивание внутрь») - процесс преобразования внешних средств во внутренние и возможность самостоятельного сотворения и использования этих средств для управления своим поведением. Человек в (2) получает возможность управлять своими психическими функциями с помощью внешних средств.

Информация о работе Высшие психические функции