Высшая нервная деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 17:38, реферат

Описание работы

Различия между людьми в значительной степени определяют их поступки, поведение, то есть, в конечном счете, влияют на их судьбы. Поэтому психологу важно не ограничиваться установлением факта и направления индивидуальных различий, а попытаться понять механизм и последовательность их развития, выявить область реализации и базу функционирования.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
Типы высшей нервной деятельности и темперамент………………5

2.1. Свойства нервной системы …………………………………….5

2.2. Классификация типов ВНД …………………………………….7

2.3. Общее понятие о темпераменте………………………………..9

2.4. Соотношение типов ВНД со свойствами темперамента…….11

2.5. Психологическая характеристика типов темперамента…….13

2.6. Основные свойства темперамента…………………………….16

2.7.Темперамент и личность……………………………………….18

2.8.Темперамент и деятельность…………………………………. .20

2.8.1. Роль темперамента в деятельности человека.

Понятие ценности темперамента………………………20

2.8.2. Темперамент как фактор деятельности……………….21

2.8.3. Темперамент и индивидуальный стиль

Деятельности……………………………………………23

3. Заключение. Вывод…………………………………………………27

4. Список использованной литературы…………………………….28

Работа содержит 1 файл

реферат по ВНД.docx

— 67.74 Кб (Скачать)

      В зависимости от того, как человек  относится к тем или иным явлениям, к жизненным задачам, к окружающим людям, он мобилизует соответствующую  энергию, становится способным к  длительным напряжениям, заставляет себя изменить скорость своих реакций и темп работы. Воспитанный и достаточно волевой холерик способен проявлять сдержанность, переключать свое внимание на другие объекты, хотя это ему дается с большим трудом, чем, например флегматику.

      Под влиянием жизненных условий, определенного  образа действий у холерика может  сформироваться инертность, медлительность, безынициативность, а у меланхолика  - энергичность и решительность. Жизненный опыт и воспитание человека маскируют проявление типа высшей нервной деятельности и темперамента человека.

      Однако  отдельные сильные психические  потрясения, сложные конфликтные  ситуации могут внезапно демаскировать, обострить ту или иную природную  динамическую особенность психики  человека.

      В системе воспитания и перевоспитания типологические категории людей  требуют особенно внимательного  индивидуального подхода. При необычных  сверхсильных воздействиях, порождающих  преступно-опасную ситуацию, ранее сформированные тормозные реакции могут "растормозиться" прежде всего у людей холерического типа. Меланхолики малоустойчивы к трудным ситуациям, более расположены к нервно-психическому срыву.

      "Образ  поведения человека и животного  обусловлен не только прирожденными  свойствами нервной системы, но  и теми влияниями, которые падали  и постоянно падают на организм  во время его индивидуального  существования, то есть зависит  от постоянного воспитания или  обучения в самом широком смысле  этих слов. И это потому, что  рядом с указанными выше свойствами  нервной системы непрерывно выступает  и важнейшее ее свойство - высочайшая пластичность"2. В зависимости от условий жизни и деятельности человека отдельные свойства его темперамента могут усиливаться или ослабляться. В то же время свойства

      1.8.2 ТЕМПЕРАМЕНТ КАК  ФАКТОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

      Особенности темперамента следует учитывать  при профессиональном отборе. Профессия  оператора пульта управления автоматической системы, например, требует своевременного и быстрого реагирования на изменения  в работе многих агрегатов и быстрого принятия правильных решений;

_____________________________________________________________________________________________

2 Павлов И. П. Полн. собр. Соч. Т.3.Кн.2. М.-Л., 1951. С.269.

 

      дисциплина  в классе требует, чтобы ученик мог  сдерживать свои чувства и желания. Эти требования нельзя произвольно  изменить, так как они зависят  от объективных причин - от содержания деятельности.

      Темперамент, влияя на динамику деятельности, может  влиять на ее продуктивность. В разных видах деятельности роль темперамента неодинакова. В учебной деятельности и в массовых профессиях (токарь, слесарь, ткачиха, продавец, врач, учитель, инженер) одни свойства темперамента, необходимы для успешной деятельности и слабо выражаются у данного  человека, могут быть компенсированы у него за счет других свойств и  обусловленных ими приемов работы. Например, ткачихи-многостаночницы инертного типа, внимание которых очень устойчиво, в процессе работы редко отвлекаются. В ситуации, когда надо ликвидировать простой станков или обрыв нити, это положительное свойство. Ткачихи подвижного типа, чье внимание не менее устойчиво, более часто, чем инертные, переключаются от одного станка к другому. В ситуации возможных неполадок это также положительное свойство. Таким образом, более частое переключение внимания компенсирует большую отвлекаемость внимания, так как эти работницы быстрее обнаруживают неполадки. Следовательно, в массовых профессиях и в учебе свойства темперамента, влияя на деятельность, в конечном счете, не определяют ее продуктивности, так как одни свойства могут компенсироваться за счет других. В таких профессиях, как летчик-испытатель, диспетчер большой энергосистемы, космонавт, горноспасатель, спортсмен международного класса и т. п., чья деятельность связана с регулярным экстренным напряжением, риском, опасностью, большой ответственностью, уровень требований к психике очень высок. Свойства темперамента - высокая тревожность, малая помехоустойчивость - не могут компенсироваться другими свойствами. В таких профессиях свойства темперамента определяют профессиональную пригодность человека. В этих видах труда необходим предварительный отбор людей по ряду свойств, чтобы особенности темперамента соответствовали требованием деятельности.

_____________________________________________________________________________________________

      Такой путь приспособления темперамента к  требованиям деятельности называется профессиональным отбором и подбором.

      Каждое  свойство темперамента требует индивидуальных приемов работы или воздействия  на человека. Так, меланхолики быстро устают. Поэтому им нужны более  частые перерывы для отдыха, чем  другим лицам. Зависит от темперамента также и эмоциональная сфера  личности, а отсюда и эффективность  дисциплинарных воздействий или  побудительная сила мотива.

      От  темперамента зависит влияние различных  факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидания контроля деятельности, ускорение темпа работы, влияние дисциплинарных воздействий). Такое регулировании деятельности путем дифференцирования величины действующих раздражителей в зависимости от типа нервной системы и темперамента человека применяется хорошими организаторами производства. Этот путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход}. Существуют и третий тип приспособления темперамента к требованиям деятельности. Он заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента положительным отношением к деятельности и соответствующими мотивами. Например, на очень интересном уроке, вызывающем повышенную активность учащихся, степень сдержанности холерика не меньше, чем у сангвиника, а работоспособность меланхолика не ниже, чем флегматика.

      Известная степень приспособления темперамента к требованиям деятельности возможна также благодаря перевоспитанию (тренировки) отдельных свойств темперамента.

        2.8.3 ТЕМПЕРАМЕНТ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

      Наконец, основой и наиболее универсальный  путь приспособления к требованиям  деятельности - формирование его индивидуального стиля.

      Одни  и те же задания и требования в  какой-либо профессиональной, учебной и трудовой деятельности могут быть с одинаковой успешностью осуществлены различными приемами и способами. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата.

      При формировании индивидуального стиля  нужно учитывать свойства темперамента и сознательно и творчески  относиться к выполняемой работе. Человек выбирает такие приемы и  способы выполнения действия, которые  в наибольшей степени соответствуют  его темпераменту. Наиболее соответствующие  темпераменту приемы и способы действия зависят от обусловленных темпераментом  часто совершенно непроизвольных и  неподотчетных форм реагирования и  особенностей движения. Индивидуальный стиль деятельности возникает только в той случае, если человек ищет наилучшие приемы и способы, помогающие ему достигнуть наиболее успешных результатов. Поэтому индивидуальный стиль наиболее отчетливо проявляется у лучших учеников, передовых рабочих, у спортсменов-мастеров.

      Индивидуальный  стиль не проявляется у человека сам собой, стихийно. Он формируется  в процессе обучения и воспитания. Первые зачатки формирования индивидуального  стиля деятельности наблюдаются  уже в старшем дошкольном возрасте при решении практических задач  игрового характера.

      Ядро  индивидуального стиля определяет комплекс имеющихся у человека свойств нервной системы3. Среди тех особенностей, которые относятся к самому стилю, можно выделить две группы:

      1. Приобретаемые в опыте и носящие компенсаторный характер по отношению к недостаткам индивидуальных свойств нервной системы человека.

___________________________________________________________

  3 Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология индивидуальных различий: Тексты. – М., 1982.

 

      2. Способствующие максимальному использованию имеющихся у человека задатков и способностей, в том числе полезных свойств нервной системы.

      Динамические  черты личности человека выступают  не только во внешней манере поведения, не только в движениях - они проявляются и в умственной сфере, в сфере побуждения, в общей работоспособности. Естественно, особенности темперамента сказываются в учебных занятиях и в трудовой деятельности. Но главное заключается в том, что различия по темпераментам - это различия не по уровню возможности психики, а по своеобразию ее проявлений.

Установлено отсутствие зависимости между уровнем  достижений, т.е.

конечным  результатом действий, и особенностями  темперамента, если деятельность протекает в условиях, которые можно определить как нормальные. Таким образом, независимо от степени подвижности или реактивности индивида в нормальной, не стрессовой ситуации результаты деятельности в принципе будут одинаковыми, поскольку уровень достижений будет зависеть главным образом от других факторов, в особенности от уровня мотивации и способностей. Вместе с тем исследования, устанавливающие эту закономерность, показывает, что в зависимости от темперамента изменяется способ осуществления самой деятельности.

В зависимости  от особенностей темперамента люди различаются  не конечным результатом действий, а способом достижения результатов. Были проведены исследования с целью, установить зависимость между способом выполнения действий и особенностями  темперамента. В этих исследованиях  рассматривался индивидуальный стиль  деятельности как путь к достижению результатов или способ решения  определенной задачи, обусловленной  главным образом типом нервной  системы. Результаты исследований подавляющего большинства авторов, независимо от особенностей исследуемых групп  и экспериментальных ситуаций, в  которых изучался типичный для данных индивидов способ выполнения действий, показывают, что именно тип нервных процессов, оказывает существенное влияние на формирование определенного стиля деятельности.

      Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения. Необходимо постоянно включать его активную деятельность и систематически поощрять его усилия.

      Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя переключать с одной задачи на другую. В отношении меланхолика недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и вол. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. Меланхолик - самый чувствительный и ранимый тип с ним надо быть предельно мягким и доброжелательным.

      От  темперамента зависит, каким способом человек реализует свои действия, но при этом не зависит их содержательная сторона. Темперамент проявляется  в особенностях протекания психических  процессов. Влияя на скорость воспоминания и прочность запоминания, беглость мыслительных операций, устойчивость и переключаемость внимания.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ВЫВОД. Подводя итог всему вышесказанному, хочется еще раз отметить, что особенности типов ВНД и свойств темперамента привлекали и привлекают внимание психологов разных стран. Начиная с середины XVIII в. развивались теории темперамента, связанные с некоторыми свойствами нервной системы: А.Галлер, Г.Врисберг. Идея связи особенностей темперамента с определенными анатомическими и физиологическими характеристиками нервной системы в различных формах появляется в учениях многих философов и врачей XVIII и XIX вв. Она получила частичное экспериментальное подтверждение главным образом в типологии И.П. Павлова; опыты недвусмысленно показали, что некоторые свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента.

       Общие типы нервной системы – одна из наиболее разработанных областей физиологии высшей нервной деятельности. Физиологическое  исследование общих типов нервной  системы открывает новые методические пути и для экспериментально –  психологического изучения темпераментов. По учению И.П.Павлова,  некоторые свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента, опыты недвусмысленно это показали.

Информация о работе Высшая нервная деятельность