Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:21, контрольная работа
Эмоции - психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий, общая, генерализованная реакция организма на такие воздействия (от лат. "emoveo" - волную). Эмоции регулируют психическую активность не специфично, а через соответствующие общие психические состояния, влияя на протекание всех психических процессов.
Введение
1. Аффекты
Собственно эмоции.
Чувства.
2. Эмоции и эмоциональная система.
Эмоции как система.
Ограничения эмоциональной системы.
Степени свободы эмоциональной системы.
3. Причины вызывающие эмоции.
Активация эмоций нервной системой.
Причины эмоций.
4. Выражение эмоций.
Мимическое выражение эмоций.
Пантомимика, выражение эмоций голосом.
Межкультурные различия в выражении эмоций.
Взаимозависимость эмоций и их выражения.
Вывод.
Список используемой литературы.
(д)
Другое ограничение свободы
(е)
Эмоциональное общение
(ж)
Другой фактор, ограничивающий эмоциональное
общение, — сложные
Степени свободы эмоциональной системы.
Описывая
роль эмоций, Томкинс заключает: «Причина
без эмоции бессильна, эмоция без причины
слепа. Сочетание эмоции и причины гарантирует
высокую степень человеческой свободы».
Хотя большинство людей не достигает точности
в осознании своих эмоций, сложность эмоциональной
системы тем не менее способствует увеличению
компетентности человека. Эмоциональная
система обладает десятью типами свободы,
не присущими системе побуждений.
3.
Причины вызывающие
эмоции.
Эмоциональная
система редко функционирует
в полной независимости от других
систем. Некоторые эмоции или комплексы
эмоций фактически всегда появляются
и взаимодействуют с перцептивной, когнитивной
и двигательной системами, и эффективное
функционирование личности зависит от
баланса в деятельности различных систем
и их интеграции. В частности, так как эмоция
любой интенсивности имеет тенденцию
организовать действие организма как
целого, все физиологические; системы
и органы до некоторой степени включаются
в эмоцию.
Активация эмоций нервной системой.
Активация представляет собой изменения в нервной системе, которые порождают эмоциональный процесс, сопровождающийся в своей кульминации субъективным переживанием специфической эмоции. Эти изменения отличаются от тех внутренних и внешних феноменов, которые их обусловливают и которые рассматриваются обычно как «причины» или «детерминанты» эмоции.
Томкинс
доказал, что нервная активация
всех эмоций может быть описана с
помощью принципа плотности нервного
возбуждения. Он показал, что некоторые
эмоции постоянно проявляются при
повышении нейронной
Кроме
того, нейронные механизмы, относящиеся
к специфическим эмоциям, могут
быть генетически запрограммированы
к избирательному восприятию определенных
воздействий. Предполагается, что избирательное
восприятие действует по-разному в различном
возрасте и на различных стадиях развития,
зависит от зрелости эмоциональных механизмов
индивида и способности субъекта преобразовывать
условия, вызывающие эмоцию.
Причины эмоций.
В дополнение к проблеме активации встает вопрос о причинности эмоций в более общем смысле: что же детерминирует эмоцию? Какие внутренние и внешние явления и условия вызывают изменения в нервной системе, ведущие к возникновению эмоции?
Три
типа взаимоотношений субъекта и
окружающей среды и пять типов индивидуальных
процессов, влияющих на нейронную активацию
эмоции, представлены в следующем списке.
А.
Взаимоотношения субъекта с окружающей
средой, которые вызывают эмоцию:
Б.
Индивидуальные процессы, которые могут
вызывать эмоции:
4.
Выражение эмоций.
Возникновение эмоционального процесса приводит к формированию новых форм реагирования. Иногда эмоциональные реакции бывают бурными и внезапными, возникая почти сразу после действия возбуждающего агента. Такая эмоция принимает форму аффекта.
Но эмоции могут формироваться и постепенно, длительное время оставаясь латентными; в таком случае не наблюдаются ни специфические эмоциональные проявления, ни какие бы то ни было следы в сознании - существует только повышенная готовность к эмоциональной реакции.
В
дальнейшем появляются организованные
изменения в поведении. Сначала
это могут быть преимущественно
"сопутствующие" экспрессивные
изменения, позднее эмоциональный
процесс распространяется на все
большее число афферентных
Эмоция,
получившая достаточную силу и организованность,
приобретает способность оказывать большое
влияние на функциональное состояние
различных психических механизмов. Организующая
функция эмоций проявляется в нескольких
различных формах:
Мимическое выражение эмоций.
Исследование мимического выражения эмоций началось более 100 лет назад. Одним из первых возник вопрос: почему у человека в эмоциональном состоянии специфически изменяется напряжение различных лицевых мышц?
Классической попыткой ответить на этот вопрос была теория Ч. Дарвина, изложенная им в работе "Выражение эмоций у человека и животных" (1872). Дарвин выдвинул гипотезу, согласно которой мимические движения образовались из полезных действий. Другими словами, то, что сейчас является выражением эмоций, прежде было реакцией, имевшей определенное приспособительное значение. Мимические движения, возникшие из преобразованных полезных движений, представляют собой либо ослабленную форму этих полезных движений (например, оскаливание зубов при гневе является остаточной реакцией от использования их в борьбе), либо их противоположность (например, расслабление мышц лица - улыбка, выражающая приветливость, является противоположностью напряжения мышц, характерного для враждебных чувств), либо прямое выражение эмоционального возбуждения (дрожь - это следствие напряжения мышц при мобилизации организма, скажем, для нападения).
Согласно Дарвину, мимика обусловлена врожденными механизмами и зависит от вида животных. Отсюда следует, что мимические реакции должны быть тесно связаны с определенными эмоциями. Установление таких связей сделало бы возможным распознавание эмоций по мимическому выражению. Оказалось, что теория Дарвина верна лишь отчасти, так как мимическое выражение не полностью детерминировано врожденными факторами. Об этом свидетельствуют многочисленные наблюдения и экспериментальные данные. Множество исследований было посвящено выяснению того, способен ли человек и в какой мере правильно распознавать мимические реакции других людей. В этих исследованиях использовалось три вида материала: рисунки мимических реакций, фотографии изображения эмоций актерами и фотографии спонтанного выражения эмоций.
В экспериментах, проведенных Борингом и Титченером, испытуемым показывали рисунки с вариантами мимического выражения. При предъявлении этих вариантов испытуемым каждый из них казался вполне естественным. Однако, когда нужно было назвать эмоцию, соответствующую этим изображениям, мнения оценивающих обнаружили довольно большие расхождения; так, лицо, которое должно выражать, по мнению авторов, презрение, описывалось такими понятиями, как упрямство, рассеянность, неодобрение, пренебрежение, отвращение; большинство (34% испытуемых употребили, однако, определение "презрение".
Аналогичное исследование было проведено с фотографиями актеров, изображавших различные эмоции. Лангфелд установил, что число правильных оценок чувств, которые хотел изобразить актер, составляет от 17 до 58%, то есть не выше, чем число правильных оценок профилей Пидерита.
Шлосберг предположил, что отдельные формы мимического выражения не являются качественно особыми и их можно представить в виде некоторого континуума, построив шкалу мимического выражения.
Попытки Лэндиса установить, какие
группы мышц участвуют в
Следует подчеркнуть, что типичные мимические корреляты не были найдены не только для ситуаций, которые классифицировались как вызывающие страх, смущение и т. д., но и для тех эмоциональных состояний, которые определялись так самими испытуемыми (то есть для тех случаев, когда последние утверждали, что они испытывали страх, отвращение и т. п.). Вместе с тем было установлено, что у каждого испытуемого есть некоторый характерный для него репертуар мимических реакций, повторяющихся в различных ситуациях: закрывать или широко раскрывать глаза, морщить лоб, открывать рот и т. д.
Представление
о том, что по выражению лица можно
судить об испытываемых человеком эмоциях,
верно, если оно относится к
Таким образом, на формирование мимического выражения эмоций оказывают влияние три фактора :