Выгорание сотрудников МЧС

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 03:14, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявить наличие синдрома эмоционального выгорания у сотрудников спасительных служб (МЧС).
Объект: сотрудников спасительных служб (МЧС)
Предмет: эмоциональное выгорание.

Содержание

Введение
1. Эмоциональное выгорание
1.1 Синдром эмоционального выгорания, его характеристика
1.2 Синдром эмоционального выгорания у сотрудников служб МЧС
1.3 Профилактика синдрома эмоционального выгорания
2. Исследование синдрома эмоционального выгорания у сотрудников служб МЧС
2.1 Характеристика выборки, методы исследования
2.2 Результаты исследования
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

МЧС.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

Диагностика синдрома эмоционального выгорания проводится по предложенной нескольким методикам.

Основной является методика Маслач - Maslach Burnout Inventory (MBI), опубликованная в 1986 г., позволившая стандартизировать проводимые исследования. Согласно авторам теста, синдром психического выгорания представляет собой трехмерный конструкт, включающий в себя: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редуцирование личных достижений.

Испытуемым необходимо ответить, как часто они испытывают чувства, перечисленные в опроснике. Для этого на бланке для ответов  надо отметить по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте мыслей и переживаний испытуемого: «никогда», «очень редко», «иногда», «часто», «очень часто», «каждый день». Всего опросник имеет три шкалы:

-«эмоциональное истощение» (проявляется в переживаниях сниженного  эмоционального тонуса, утрате интереса к окружающему или эмоциональном перенасыщении; в агрессивных реакциях, вспышках гнева, появлении симптомов депрессии),

-«деперсонализация» (проявляется  в деформации (обезличивании) отношений  с другими людьми: повышении зависимости  от других или, напротив, негативизма, циничности установок и чувств по отношению к реципиентам (пациентам, подчиненным, ученикам)

-«редукция личных  достижений» (проявляется в тенденции  к негативному оцениванию себя, в уменьшении значимости собственных  достижений, ограничении своих возможностей, негативизме относительно служебных обязанностей, в снижении самооценки и профессиональной мотивации, в редуцировании собственного достоинства, в снятии с себя ответственности или отстранении («уходе») от обязанностей по отношению к другим). Обработку результатов осуществляют путем сопоставления с «ключом». Чем больше сумма по каждой шкале в отдельности, тем больше у обследуемого выражены различные стороны «выгорания».

Опросник психического выгорания Автор-разработчик: Farber B.A. Автор адаптации: Рукавишников А.А.

Методика предназначена  для диагностики «психического  выгорания», т.е. устойчивого, прогрессирующего, негативно окрашенного явления, которое характеризуется психоэмоциональным истощением, развитием дисфункциональных  установок и поведения на работе, а также потерей профессиональной мотивации.

Измеряемые параметры:

1.шкала психоэмоционального истощения;

2.шкала личностного отдаления;

3. шкала снижения профессиональной  мотивации;

4. индекс психического выгорания.

Также в российской психотерапевтической практике используется опросник В. В. Бойко. Данная методика позволяет диагностировать ведущие симптомы «эмоционального выгорания» и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения».

Для тестирования и самотестирования специалистов разных профессий используется опросник по профессиональному выгоранию  Е.П.Ильина.8

 

 

 

 

1.2 Синдром эмоционального выгорания у сотрудников  спасительных служб (МЧС)

 

Можно выделить следующие  особенности работы сотрудников сферы МВД.

1. Объект профессиональной деятельности обладает не только социальными, но и субъективными характеристиками: реагированием на профессиональное воздействие по своей собственной, а не профессиональной логике;

2. Эти профессии обладают свойствами «встречного социального резонанса»: сами зависят от общества, общество зависит от них.

Особенности работы в  сфере МЧС сами по себе являются условиями развития негативных симптомов, ведущих затем к формированию синдрома выгорания в целом.

Имеются в виду следующие социально-психологические факторы деятельности:

1. временные параметры деятельности и объема работы: повышенные нагрузки в деятельности, сверхурочная работа стимулируют развитие выгорания. Этому также есть подтверждения в исследованиях, согласно которым между продолжительностью рабочего дня и выгоранием существует достоверная корреляционная связь;

2. характер отношений с коллегами: ролевые, определенные уставом, отношения не позволяют удовлетворить потребность субъекта в самораскрытии, не предполагают эмоционально открытое, доверительное общение, что противоречит самой природе человека. Кроме того, имеет значение и степень профессиональной самостоятельности и независимости, необходимость принимать важные, социально значимые решения.

Описанные в литературе исследования подчеркивают важность такого фактора, как обратная связь, отсутствие которой соотносится со всеми тремя компонентами выгорания, приводя к повышению уровня эмоционального истощения и деперсонализации, снижая профессиональную самоэффективность.

Большее значение имеет  личностная готовность сотрудников  к деятельности в оперативных условиях.

Иногда термин «готовность» употребляется как синоним термина «пригодность». Однако, стоит отметить, что готовность - более интегральное образование, нежели «пригодность», потому что отражает целостное состояние личности, включающее в себя не только наличие способностей и качеств, необходимых в предстоящей деятельности, но и отношение к ней, выражающееся в потребностях, желаниях, мотивах.

Понятие готовности соотносится также с понятием профессиональной компетентности. Компетентность - это некоторый психологический фактор, в который входят исчерпывающие знания предмета и объекта деятельности; умение разобраться в любом нестандартном вопросе, относящемся к этой деятельности; умение и способность объяснить любые явления, связанные с деятельностью; способность точно оценивать качество работы и ее последствия.

Компетентность является скорее потенциальной способностью к выполнению какой-либо деятельности, в то время как готовность показывает соотношение потенциального и актуального, возможности и действия, целеполагания и исполнения, личности и деятельности.

По мнению некоторых авторов, эффективность деятельности профессионала обеспечивается определенным сочетанием качеств личности: активным отношением к деятельности, а также наличием ряда характерологических черт, отражающих специфику деятельности. Более эффективными сотрудниками оказываются те, кто имеет, с одной стороны, высокий уровень стрессоустойчивости, а с другой - занимается какой-либо деятельностью, отличительной от профессиональной - спорт, творчество, обучение. Творческая деятельность выступает механизмом компенсации негативных переживаний, которые появляются в процессе работы, и способствует конструктивному поведению в условиях напряжения.9

1.3 Профилактика синдрома эмоционального выгорания

Профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия  должны направляться на снятие действия стрессора: снятие рабочего напряжения, повышение профессиональной мотивации, выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением. При появлении и развитии признаков эмоциональном выгорании у сотрудника необходимо обратить внимание на улучшение условий его труда (организационный уровень), характер складывающихся взаимоотношений в коллективе (межличностный уровень), личностные реакции и заболеваемость (индивидуальный уровень).

Существенная роль в  борьбе с эмоциональным выгоранием отводится, прежде всего, самому человеку. Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, он не только сможет предотвратить возникновение, но и достичь снижения степени его выраженности эмоционального выгорания :

-определение краткосрочных и долгосрочных целей (это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что пациент находится на верном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию; достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания);

-использование «тайм-аутов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);

-овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);

-профессиональное развитие и самосовершенствование (одним из способов предохранения от эмоционального выгорания является обмен профессиональной информацией с представителями других служб, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы - курсы повышения квалификации, конференции);

-уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным);

-эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным);

-поддержание хорошей физической формы.

В целях направленной профилактики эмоционального выгорания следует:

-стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;

-учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;

-проще относиться к конфликтам на работе;

Таким образом, эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Он рассматривается как результат неудачно разрешенного стресса на рабочем месте.

К основным факторам, играющим существенную роль в эмоциональном выгорании, относят следующие: личностный, ролевой и организационный.10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Исследование  синдрома эмоционального выгорания  у сотрудников  спасительных служб (МЧС).

2.1 Характеристика  выборки, методы исследования

 

Было проведено исследование на выявление синдрома эмоционального выгорания у 14 сотрудников одного из отделений МЧС г.Пскова.

Было обследовано 10 мужчин и 4 женщины в возрасте от 25 до 35 лет.

Стаж работы в профессии  от 5 до 13 лет.

В качестве метода в исследовании использовался метод тестирования при помощи опросника «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко.

Данная методика позволяет  диагностировать ведущие симптомы «эмоционального выгорания» и определить, к какой фазе развития стресса  они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения». Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности, оценить адекватность эмоционального реагирования в конфликтной ситуации, наметить индивидуальные меры. Методика состоит из 84 суждений, позволяющих диагностировать три симптома «эмоционального выгорания»: напряжение, резистенция и истощение. Каждая фаза стресса, диагностируется на основе четырех, характерных для нее симптомов.

В соответствии с «ключом» осуществляются следующие подсчеты:

- определяется сумма  баллов, раздельно для каждого  из 12 симптомов «выгорания». За  каждое совпадение ответов с  ключом, ответ оценивается тем  количеством баллов, которое указано рядом с номером вопроса. Каждая шкала включает семь вопросов и максимальное количество баллов равно 30;

- подсчитывается сумма  показателей симптомов для каждой  из 3-х фаз формирования симптома  «выгорания». Для этого складываются результаты по четырем шкалам каждой фазы в отдельности.

- находится итоговый  показатель синдрома «эмоционального  выгорания» - сумма показателей всех 12 симптомов.

I фаза - напряжение. Служит  предвестником и «запускающим  механизмом» в формировании «эмоционального выгорания». Напряжение включает в себя следующие проявления, как:

1. Симптом переживания  психотравмирующих обстоятельств.  Проявляется усиливающимся осознанием  трудноустранимых или неустранимых  психотравмирующих факторов профессиональной  деятельности.

1 (+2), 13 (+3), 25 (+2), 37 (-3), 49 (+10), 61 (+5), 73 (-5).

2. Симптом неудовлетворенности  собой.

2 (-3), 14 (+2), 26 (+2), 38 (-10), 50 (-5), 60 (+5), 74 (+3).

3. Симптом «загнанности  в клетку». Это состояние интеллектуального  затора, тупика.

3 (+10), 15 (+5), 27 (+2), 39 (+2), 51 (+5), 63 (+1), 75 (-5).

4. Симптом тревоги  и депрессии. Он является крайней  точкой в формировании напряженности  при развитии «эмоционального  выгорания».

4 (+2), 16 (+3), 28 (+5), 40 (+5), 52 (+10), 64 (+2), 76 (+3).

II фаза - резистенция (сопротивление). На этой фазе человек начинает  осознанно или неосознанно стремиться  к восстановлению психологического  комфорта, пытаться снизить давление  внешних обстоятельств с помощью  имеющихся в его распоряжении  средств. Попытки оградить себя от неприятных впечатлений сопровождаются такими проявлениями.

Информация о работе Выгорание сотрудников МЧС