Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 03:14, курсовая работа
Цель: выявить наличие синдрома эмоционального выгорания у сотрудников спасительных служб (МЧС).
Объект: сотрудников спасительных служб (МЧС)
Предмет: эмоциональное выгорание.
Введение
1. Эмоциональное выгорание
1.1 Синдром эмоционального выгорания, его характеристика
1.2 Синдром эмоционального выгорания у сотрудников служб МЧС
1.3 Профилактика синдрома эмоционального выгорания
2. Исследование синдрома эмоционального выгорания у сотрудников служб МЧС
2.1 Характеристика выборки, методы исследования
2.2 Результаты исследования
Заключение
Список литературы
Приложение
Диагностика синдрома эмоционального выгорания проводится по предложенной нескольким методикам.
Основной является методика Маслач - Maslach Burnout Inventory (MBI), опубликованная в 1986 г., позволившая стандартизировать проводимые исследования. Согласно авторам теста, синдром психического выгорания представляет собой трехмерный конструкт, включающий в себя: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редуцирование личных достижений.
Испытуемым необходимо ответить, как часто они испытывают чувства, перечисленные в опроснике. Для этого на бланке для ответов надо отметить по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте мыслей и переживаний испытуемого: «никогда», «очень редко», «иногда», «часто», «очень часто», «каждый день». Всего опросник имеет три шкалы:
-«эмоциональное истощение»
(проявляется в переживаниях
-«деперсонализация» (проявляется в деформации (обезличивании) отношений с другими людьми: повышении зависимости от других или, напротив, негативизма, циничности установок и чувств по отношению к реципиентам (пациентам, подчиненным, ученикам)
-«редукция личных
достижений» (проявляется в
Опросник психического выгорания Автор-разработчик: Farber B.A. Автор адаптации: Рукавишников А.А.
Методика предназначена
для диагностики «психического
выгорания», т.е. устойчивого, прогрессирующего,
негативно окрашенного явления,
которое характеризуется
Измеряемые параметры:
1.шкала психоэмоционального
2.шкала личностного отдаления;
3. шкала снижения
4. индекс психического выгорания.
Также в российской психотерапевтической практике используется опросник В. В. Бойко. Данная методика позволяет диагностировать ведущие симптомы «эмоционального выгорания» и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения».
Для тестирования и самотестирования специалистов разных профессий используется опросник по профессиональному выгоранию Е.П.Ильина.8
Можно выделить следующие особенности работы сотрудников сферы МВД.
1. Объект профессиональной деятельности обладает не только социальными, но и субъективными характеристиками: реагированием на профессиональное воздействие по своей собственной, а не профессиональной логике;
2. Эти профессии обладают свойствами «встречного социального резонанса»: сами зависят от общества, общество зависит от них.
Особенности работы в сфере МЧС сами по себе являются условиями развития негативных симптомов, ведущих затем к формированию синдрома выгорания в целом.
Имеются в виду следующие социально-психологические факторы деятельности:
1. временные параметры деятельности и объема работы: повышенные нагрузки в деятельности, сверхурочная работа стимулируют развитие выгорания. Этому также есть подтверждения в исследованиях, согласно которым между продолжительностью рабочего дня и выгоранием существует достоверная корреляционная связь;
2. характер отношений с коллегами: ролевые, определенные уставом, отношения не позволяют удовлетворить потребность субъекта в самораскрытии, не предполагают эмоционально открытое, доверительное общение, что противоречит самой природе человека. Кроме того, имеет значение и степень профессиональной самостоятельности и независимости, необходимость принимать важные, социально значимые решения.
Описанные в литературе исследования подчеркивают важность такого фактора, как обратная связь, отсутствие которой соотносится со всеми тремя компонентами выгорания, приводя к повышению уровня эмоционального истощения и деперсонализации, снижая профессиональную самоэффективность.
Большее значение имеет личностная готовность сотрудников к деятельности в оперативных условиях.
Иногда термин «готовность» употребляется как синоним термина «пригодность». Однако, стоит отметить, что готовность - более интегральное образование, нежели «пригодность», потому что отражает целостное состояние личности, включающее в себя не только наличие способностей и качеств, необходимых в предстоящей деятельности, но и отношение к ней, выражающееся в потребностях, желаниях, мотивах.
Понятие готовности соотносится также с понятием профессиональной компетентности. Компетентность - это некоторый психологический фактор, в который входят исчерпывающие знания предмета и объекта деятельности; умение разобраться в любом нестандартном вопросе, относящемся к этой деятельности; умение и способность объяснить любые явления, связанные с деятельностью; способность точно оценивать качество работы и ее последствия.
Компетентность является скорее потенциальной способностью к выполнению какой-либо деятельности, в то время как готовность показывает соотношение потенциального и актуального, возможности и действия, целеполагания и исполнения, личности и деятельности.
По мнению некоторых авторов, эффективность деятельности профессионала обеспечивается определенным сочетанием качеств личности: активным отношением к деятельности, а также наличием ряда характерологических черт, отражающих специфику деятельности. Более эффективными сотрудниками оказываются те, кто имеет, с одной стороны, высокий уровень стрессоустойчивости, а с другой - занимается какой-либо деятельностью, отличительной от профессиональной - спорт, творчество, обучение. Творческая деятельность выступает механизмом компенсации негативных переживаний, которые появляются в процессе работы, и способствует конструктивному поведению в условиях напряжения.9
Профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия должны направляться на снятие действия стрессора: снятие рабочего напряжения, повышение профессиональной мотивации, выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением. При появлении и развитии признаков эмоциональном выгорании у сотрудника необходимо обратить внимание на улучшение условий его труда (организационный уровень), характер складывающихся взаимоотношений в коллективе (межличностный уровень), личностные реакции и заболеваемость (индивидуальный уровень).
Существенная роль в борьбе с эмоциональным выгоранием отводится, прежде всего, самому человеку. Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, он не только сможет предотвратить возникновение, но и достичь снижения степени его выраженности эмоционального выгорания :
-определение краткосрочных и долгосрочных целей (это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что пациент находится на верном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию; достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания);
-использование «тайм-аутов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);
-овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);
-профессиональное развитие и самосовершенствование (одним из способов предохранения от эмоционального выгорания является обмен профессиональной информацией с представителями других служб, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы - курсы повышения квалификации, конференции);
-уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным);
-эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным);
-поддержание хорошей физической формы.
В целях направленной профилактики эмоционального выгорания следует:
-стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
-учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;
-проще относиться к конфликтам на работе;
Таким образом, эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Он рассматривается как результат неудачно разрешенного стресса на рабочем месте.
К основным факторам, играющим существенную роль в эмоциональном выгорании, относят следующие: личностный, ролевой и организационный.10
Было проведено исследование на выявление синдрома эмоционального выгорания у 14 сотрудников одного из отделений МЧС г.Пскова.
Было обследовано 10 мужчин и 4 женщины в возрасте от 25 до 35 лет.
Стаж работы в профессии от 5 до 13 лет.
В качестве метода в исследовании использовался метод тестирования при помощи опросника «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко.
Данная методика позволяет
диагностировать ведущие
В соответствии с «ключом» осуществляются следующие подсчеты:
- определяется сумма баллов, раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания». За каждое совпадение ответов с ключом, ответ оценивается тем количеством баллов, которое указано рядом с номером вопроса. Каждая шкала включает семь вопросов и максимальное количество баллов равно 30;
- подсчитывается сумма
показателей симптомов для
- находится итоговый
показатель синдрома «
I фаза - напряжение. Служит
предвестником и «запускающим
механизмом» в формировании «эм
1. Симптом переживания
психотравмирующих
1 (+2), 13 (+3), 25 (+2), 37 (-3), 49 (+10), 61 (+5), 73 (-5).
2. Симптом неудовлетворенности собой.
2 (-3), 14 (+2), 26 (+2), 38 (-10), 50 (-5), 60 (+5), 74 (+3).
3. Симптом «загнанности
в клетку». Это состояние
3 (+10), 15 (+5), 27 (+2), 39 (+2), 51 (+5), 63 (+1), 75 (-5).
4. Симптом тревоги
и депрессии. Он является
4 (+2), 16 (+3), 28 (+5), 40 (+5), 52 (+10), 64 (+2), 76 (+3).
II фаза - резистенция (сопротивление).
На этой фазе человек начинает
осознанно или неосознанно