Выбор профессиональной карьеры: половозрастные аспекты

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 13:29, дипломная работа

Описание работы

У выпускников девятых и одиннадцатых классов школ на первый план выходит проблема планирования как ближайшего будущего, связанного с обучением, так и перспективного – профессионального. Каждый из выпускников связывает со своей профессиональной деятельностью много планов и надежд. И действительно, получить работу для молодого человека означает гораздо больше, чем просто заработать средства на существование, это ещё и путь личной самоактуализации, получение профессионального, а в широком контексте и жизненного опыта.

Работа содержит 1 файл

Сокращенный.doc

— 48.50 Кб (Скачать)

У выпускников девятых  и одиннадцатых классов школ на первый план выходит проблема планирования как ближайшего будущего, связанного с обучением, так и перспективного – профессионального. Каждый из выпускников  связывает со своей профессиональной деятельностью много планов и надежд. И действительно, получить работу для молодого человека означает гораздо больше, чем просто заработать средства на существование, это ещё и путь личной самоактуализации, получение профессионального, а в широком контексте и жизненного опыта.

Для молодых людей  переходный период между школой и  работой становится определяющим для  личного и профессионального  развития на всю жизнь. На этом возрастном этапе юный человек получает возможность  сделать самостоятельный выбор  и принять ответственность за него.

Актуальностью данного  исследования является современные  изменения в профессиональном мире, изменения в характере разделения труда, ломка традиционных стереотипов.

Методологической базой  исследования являются идеи Е.А. Климова  о делении профессий на пять типов по признаку различий и их объектных систем; Л.А.Йовайши о профессиональных склонностях, К.М. Гуревича об умственном развитии старших школьников; а также идея об индивидуальной специфики мышления, о выраженности интересов и направленности школьников по профилям обучения.

Цель данного исследования – выявление влияния таких  факторов, как пол и возраст  на выбор профессиональной карьеры.

Объект исследования: индивидуально-психологические особенности  учащихся старших классов.

Предмет исследования: гендерные особенности выбора профессиональной карьеры учащихся старших классов.

Гипотеза: половая принадлежность оказывает влияние на выбор профессиональной карьеры.

Задачи исследования:

1) Проверить предположение  о разнице в выборе профессии  между полами и возрастами с помощью констатирующего эксперимента.

2) Раскрыть сущность  понятий: выбор профессии, самоопределение,  половой диморфизм, половая стратификация.

Методы исследования: для сбора информации использовался  метод тестирование, анализ, метод  математической статистики.

Методики исследования: дифференциально-диагностический опросник, разработанный Е.А. Климовым; опросник профессиональных склонностей, в основе которого лежит методика Л.А.Йовайши; методика определения типа мышления; методика «Профиль»[31].

База исследования: школа-гимназия №2 им. академика Е.А. Букетова города Сергеевки, учащиеся 9-х, 10-х, 11-х классов. Выборка составила 72 человека в возрасте от 15-ти до 17-ти лет. 

Новизна исследования проблемы заключается в том, что, как правило, в работах по теме профессионального выбора не освещается половозрастной аспект, который играет немаловажную роль в определении оптантов.

Практическая значимость данного исследования состоит в  важности и значимости результатов  исследования для применения в профориентационной и профконсультационной работе с учащимися, абитуриентами и лицами, находящимися перед выбором профессии; составлены рекомендации по методикам исследования.

Часто употребляемое  выражение «выбор профессии», как бы указывающее на некий однократный акт, маскирует два важных обстоятельства.

Первое: каждый отдельный - пусть даже простенький - выбор на трудовом жизненном пути является обязательно процессом, то есть некоей цепочкой взаимосвязанных шагов. Эта цепочка обычно начинается с более или менее развернутой ориентировки в обстановке, далее может следовать перебор и оценка возможных вариантов дальнейшего действия и их последствий, более или менее выраженная борьба побуждений и, наконец, формулировка того или иного решения.

Второе важное обстоятельство, которое маскируется выражением «выбор профессии», намекающим как бы на однократный акт: неизбежность многих выборов на многолетнем трудовом жизненном пути. В связи с развитием техники, технологии, общественного устройства, организации труда, личного мастерства работников все время происходят изменения мира профессий. В частности, содержание труда настолько меняется, что даже при старом названии профессия выглядит как новая, которую надо либо выбирать себе для будущего, либо... покидать.

Осознанный  выбор  профессии  влияет  на  дальнейшую  жизнь,  определяет  успешность  самореализации,  социализации,  карьерного  и  профессионального роста.

В интересах развития у школьников жизненной перспективы  и профессиональных намерений осуществляется профессиональная ориентация (комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства молодежи в соответствии с желаниями, склонностями и сформировавшимися способностями) и профессиональная консультация (научно-организованное информирование о профессиях, предназначенное, главным образом, для молодежи в целях практической помощи в выборе специальности)

Подготовка молодежи к выбору профессии имеет большое значение. Сложившаяся  профессиональная направленность, ответственность, определившиеся ведущие склонности и интересы, перспективный жизненный план существенны для формирования всего склада личности и для развития способностей. Учащимся, обладающим этими качествами, присуща целенаправленность, собранность, уверенность по сравнению с теми, кто еще «не нашел себя».

В любом из существовавших до сих  пор человеческих обществ существует какое-то разделение труда между  полами, специфические для мужчин и женщин виды деятельности и социальные функции. Социальные нормы, определяющие, чем должны или не должны заниматься мужчины и женщины, называются социально-половыми ролями, а поведение, реализующее эти нормативные ожидания или ориентированное на них, - полоролевым поведением. Автономным аспектом дифференциации половых ролей являются соционормативные представления, чем отличаются или должны отличаться друг от друга мужчины и женщины по своим физическим, социальным и физическим качествам – социально- психологические стереотипы маскулинности и феминности. Такие стереотипы существуют как на высших уровнях культуры, в рамках религиозных или филосовских систем, осмысливающих природу половых различий (половой символизм), так и в повседневном обыденном сознании (стереотипы обыденного сознания)

Древнейшая форма разделения труда – естественное разделение труда между полами, причем эта дифференциация часто представляется людям вечной и ненарушимой.

Мужские роли и мужской  стиль жизни являются преимущественно  “инструментальными”, а женские  – “экспрессивными”. Мужчина обычно бывает кормильцем, “добытчиком”, а  в семье осуществляет общее руководство  и несет главную ответственность  за дисциплинирование детей, тогда как более эмоциональная по своей природе женщина поддерживает групповую солидарность и обеспечивает необходимое детям эмоциональное тепло.

Но сегодняшнее положение  радикально меняет устоявшиеся стереотипы. Половое разделение труда потеряло былую жесткость, количество исключительно мужских и исключительно женских занятий резко уменьшилось, а взаимоотношения мужчин и женщин в семье и на работе стали в принципе равноправными. Очень многие социальные роли и занятия вообще не разделяются на «мужские» и «женские». Совместное обучение и общая трудовая деятельность мужчин и женщин в известной мере нивелируют также традиционные различия в их нормах поведения и психологии.

Юношеский возраст –  важная фаза приобретения мужской или  женской идентичности.

Юноши и девушки окончательно осознают и начинают сознательно регулировать проявление своей половой роли. Для юношеского возраста характерны повышение восприимчивости к социальной обстановке и отношениям между людьми и усиление субъективной значимости полоролевых стереотипов социальных ролей.

В юношеском возрасте наблюдается высокая индивидуальная устойчивость и чётко выраженная половая специфика профессионального  типа.

Организация  профессионального  просвещения  и  воспитания  учащихся,  формирование  у  них  общественно  значимых  мотивов  выбора  профессии  и  профессиональных  интересов,  соответствующих  психофизиологическим  особенностям  личности,  своевременное  выявление  и  развитие  профессиональных  наклонностей  составляют фундаментальную основу для становления адекватного и ответственного подхода к выбору профессиональной карьеры.

Для проверки предположения  о влиянии пола и возраста оптанта  на выбор профессиональной карьеры  в ходе научно-исследовательской  работы были продиагностированы три  группы подростков: 9-й, 10-й и 11-й классы школы-гимназии №2 г. Сергеевки. 

  На первом этапе  исследования все ученики были  продиагностированы по выбранным  методикам для выявления гендерных  особенностей при выборе профессиональной  карьеры. На следующем этапе  все показатели были обработаны и занесены в таблицу для статистической обработки. В исследовании приняло участие 72 человека.

 С помощью критерия  хи-квадрат Пирсона можно математически  подтвердить следующие гипотезы:

Но: показатели выбора девушек статистически не отличаются от показателей юношей.

Н1: показатели выбора девушек статистически отличаются от показателей юношей.

Для предварительной  ориентации в интересах и склонностях  учащихся был использован дифференциально-диагностический  опросник (ДДО), разработанный группой сотрудников ВНИИ профтехобразования под руководством Е.А.Климова в конце 60-х – начале 70-х годов (Приложение А

По этим данным, с помощью  критерия хи-квадрат Пирсона, можно  определить, что разница между  девушками и юношами по типу профессии   статистически значима.

Диагностика профессиональных склонностей – важнейший компонент  в ситуации выбора, при построении личного профессионального плана. Ребятам был предложен опросник профессиональных склонностей, в основе которого лежит методика Л.А.Йовайши (приложение Б).

По итогам проверки на статистическую значимость по критерию хи-квадрат Пирсона была установлена  значимая разница между девушками  и юношами в профессиональной склонности.

Далее был проведен опросник определения типа мышления.

Анализ результатов диагностики и проверки статистической значимости в разнице типа мышления показал, что в данном опроснике подтверждается гипотеза Но, т.е. отличия девушек от юношей по типу мышления статистически не значимы.

Для выявления сформированности основных мыслительных процессов учащиеся продиагностированы по методике «Эрудит».

Анализ результатов  показывает, что разница, проверенная  с помощью критерия хи-квадрат  Пирсона, статистически значима; т.е. девушки отличаются от юношей.

Результаты отдельных  методик нельзя рассматривать изолированно друг от друга: информация, полученная с помощью одних методик, перекрывается и уточняется другими. Далее для уточнения полученных данных была проведена методика «Профиль».

По полученным данным было выявлено статистически значимое различие между девушками и юношами

По итогам данной методики статистически подтверждается гипотеза Н1.

 Обобщая вышеизложенное, можно сказать о том, что  большая часть результатов проведенных  методик статистически подтверждает  первоначальное предположение о том, что половая принадлежность оказывает влияние на выбор профессиональной карьеры.

Подводя итог исследованию, можно сделать вывод о том, что наблюдается выраженная половая  специфика профессиональной направленности. Так, среди юношей преобладает оборонно-спортивный, информационно-технологический профиль, индустриально-технологический; а среди девушек – художественно-эстетический, гуманитарный, естественнонаучный. Таким образом, поставленная гипотеза подтверждается статистически.

Следовательно, поставленные в исследовании задачи решены, цель исследования достигнута.

Выбор человеком профессии  – одно из событий, определяющих его  жизненный путь.

Профессиональное самоопределение  – многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать  под разными углами зрения. Во-первых, как серию задач, которые общество ставит перед формирующейся личностью и которые эта личность должна последовательно разрешить в течение определенного периода  времени. Во-вторых, как процесс принятия решений, посредством которых индивид устанавливает баланс между своими предпочтениями и склонностями, с одной стороны, и потребностями существующей системы общественного разделения труда – с другой. В-третьих, как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность.

Подводя итог можно с  уверенностью говорить о том, что  существенные факторы профессионального  самоопределения – возраст, в  котором осуществляется выбор профессии, пол, уровень информированности  молодого человека и уровень его притязаний.


Информация о работе Выбор профессиональной карьеры: половозрастные аспекты