Введение в психологию развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 18:58, лекция

Описание работы

Психология развития и возрастная психология. Психология развития как прикладная отрасль. Основные задачи психологии развития. Связи психологии развития с другими науками. Методы психологии развития. Понятие развития. Основные категории психологии развития: рост, созревание, дифференциация, научение, запечатление, социализация.

Работа содержит 1 файл

!!ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ РАЗВИТИЯ!!.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

Принято характеризовать запечатление следующими 6 признаками: 1) своеобразное закрепление заданных образцов реакций с системой стимулов внешней среды; 2) возможность воздействия внешнего мира ограничивается генетически детерминированным возрастным отрезком (критический, или сенситивный период); 3) однажды произошедшее запечатление внешне стабильно и даже необратимо; наступившее запечатление устойчиво к новым воздействиям; 4) посредством запечатления «выучиваются» видоспецифические, а не индивидуальные признаки объекта-стимула; 5) связь поведенческого образца с определенным объектом-стимулом вовсе не требует функциональной дееспособности или внешних выражений поведения во время фазы запечатления; 6) эффекты запечатления воспроизводятся не только в ответ на подкрепление или уменьшение мотива, но и на пищу, тепло, тактильные раздражители.

Социализация (культурный социогенез). Очевидно, что каждый человек при нормальных условиях «врождается» в уже существующее общество с определенными нормами поведения и переживания. Начиная с рождения, подрастающий ребенок вступает во взаимодействие со своим социальным окружением, прежде всего с родителями, позднее — с отдельными лицами и группами — в школе, на работе и т.д. В результате он приобретает типичные для его окружения ценностные представления, нормы и роли. Благодаря этому опыту поведения и переживания постепенно осваиваются значимые для определенного общества формы поведения и переживания. Этот общий процесс влияния социокультурных факторов на развитие в смысле врастания в окружающее общество и культуру описывают понятием социализации.

В понятии социализации выделяют две стороны. Первая — это  социальное становление человека, т.е. процесс спонтанного врастания  его в социальное окружение. Вторая — социальное формирование человека, т.е. процесс целенаправленной адаптации его к существующим ценностям, нормам, идеалам. Понятие социализации впервые было предложено Ч. Кули в термине «социализированное сознание». В зависимости от того, в какой науке используется этот термин, он приобретает соответствующее значение. Так, психологию интересует прежде всего развитие личности, социальное развитие различных индивидов и процессы научения, лежащие в их основе. Наиболее предпочитаемыми темами здесь являются: социализация зависимости, агрессивности, полотипового поведения, моральных установок и т.д.

В современной  психологии социализация рассматривается  как общее название для гипотетического  процесса социального научения, который  характеризуется взаимной интеракцией  лиц, зависящих друг от друга или  имеющих друг к другу отношение.

Выводы и заключения

1) Психология  развития человека связана с  изучением возрастной динамики  развития человеческой психики,  особенностей онто-и микрогенеза  психических процессов и психологических  качеств личности качественно  изменяющегося во времени человека в контексте разнообразных витальных и социокультурных процессов.

2) Как наука,  психология развития выполняет  функции описания, объяснения, прогноза, коррекции процессов развития.

3) Теории развития  используют в качестве отправного пункта систему «субъект—среда». Постулируемый автором характер отношений между субъектом и средой определяет содержание теории развития и ее теоретическую принадлежность (научное направление).

4) Практическое  применение знаний по психологии  развития связано с решением шести основных задач: ориентация в жизненном пути; определение условий развития и изменений; прогноз стабильности и изменчивости свойств личности; объяснение целей развития и коррекции; планирование коррекционных мероприятий; оценка коррекции развития.

5) В качестве  основных методов психологии  развития выступают наблюдение  и эксперимент в их многочисленных  разновидностях.

6) Развитие на  разных этапах становления этого  понятия рассматривалось как  рост, созревание, совершенствование,  дифференциация, научение, запечатление, социализация.

7) Предмет психологии  развития — закономерные изменения  человеческой психики во времени,  влекущие за собой новые изменения,  и связанные с этим факты  и явления психической жизни. 

Информация о работе Введение в психологию развития