Возрастные особенности психической активности в зрелом и старческом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 16:12, лекция

Описание работы

Средняя взрослость — это период совершенства в выполнении профессиональной роли и старшинства, а иногда и лидерства среди товарищей по работе, относительная материальная самостоятельность и сравнительно широкий круг социальных связей, а также наличие и удовлетворение интересов вне рамок профессиональной деятельности.
Поздняя взрослость характеризуется высококвалифицированным выполнением избранных в молодости профессиональных и социальных ролей и, как правило, достижением пика в должностном статусе, а также некоторым снижением социальной активности. Во многих случаях в это время происходит уход из семьи выросших детей.

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 48.31 Кб (Скачать)

Глава 24. Возрастные особенности психической активности в зрелом и старческом возрасте

Психология периода  взрослости

    • средней взрослости (30-45 лет)
    • поздней взрослости (45-55 лет);
    • предпенсионного возраста (50-55 лет для женщин, 55-60 лет для мужчин).

При этом для каждой стадии отмечаются характерные для нее  особенности.

Средняя взрослость — это период совершенства в выполнении профессиональной роли и старшинства, а иногда и лидерства среди товарищей по работе, относительная материальная самостоятельность и сравнительно широкий круг социальных связей, а также наличие и удовлетворение интересов вне рамок профессиональной деятельности.

Поздняя взрослость характеризуется высококвалифицированным выполнением избранных в молодости профессиональных и социальных ролей и, как правило, достижением пика в должностном статусе, а также некоторым снижением социальной активности. Во многих случаях в это время происходит уход из семьи выросших детей.

Предпенсионный возраст — происходит заметное снижение физических и умственных функций, но вместе с тем это годы, благоприятные для занятия наиболее видного положения в своем социальном кругу. В основной области труда наблюдается спад профессиональных притязаний, и происходят существенные изменения во всей мо-тивационной сфере в связи с подготовкой к предстоящему пенсионному образу жизни.

Средняя зрелость (35-45лет) — этот период является периодом своеобразной переоценки личностных целей и притязаний и часто сопровождается внезапным ощущением и осознанием того, что уже прожито полжизни—"кризис середины жизни" (Джеке, 1965).

Кризис середины жизни  определяется расхождением между мечтами, целями молодости и действительными, достигнутыми результатами. Поскольку  мечты молодости чаще являются не очень реальными, то и оценка достигнутого также часто оказывается негативной и окрашенной отрицательными эмоциями. Человек начинает пессимистично оценивать и свое будущее — "уже не успеть, а менять что-либо поздно...".

Убывание физических сил  — одна из многих проблем, с которыми сталкивается человек в годы кризиса  среднего возраста и в последующем. Большинство людей в среднем возрасте начинают полагаться не на "мышцы", а на "мозги". Они находят новые преимущества в знании, накопленном жизненном опыте; они приобретают мудрость.

Успешное разрешение кризиса  среднего возраста включает обычно переформулировку целей на более реалистичные с осознанием ограниченности жизни всякого человека. Супруг, друзья и дети приобретают все большее значение, тогда как собственное Я все более лишается своего исключительного положения (Гоулд, 1972). Главным в средней зрелости становится желание повлиять на следующее поколение через собственных детей или путем личного вклада в успехи общества. Эта центральная тема "генеративное™" и определяет желание человека быть продуктивным, нужным окружающим людям, что, в свою очередь, и делает его счастливым. Жизненная неудача на этой стадии может также способствовать изоляции и поглощенности только самим собой.

Поздняя зрелость (45-60 лет) — протекает неодинаково у людей, ярко переживших кризис середины жизни, и у людей, которым удалось его избежать. Последние не производили осознанно ревизии своих планов и достижений и гораздо легче теряют энергичность и живость, так необходимую для продолжения своего личностного роста в последующие годы.

Если переоценка ценностей  в середине жизни все же состоялась, то ее следствием является глубинное  обновление личности с ростом удовлетворения собой в последующие годы. Активность личности не снижается, и даже наблюдается  ее рост. Например, имеются наблюдения, что кроме первого оптимального интервала для выдающихся открытий (40 лет) существует и второй пик творческой активности — в 50-55 лет (Leman H.C., 1953; Пельц Л., ЭндрюсФ., 1973)

.

Старение и  психология старости

Старение и  старость — нормальное, естественное, физиологическое явление, это определенный отрезок онтогенеза.

Соответственно возраст  в 50-64 года считается в геронтологии средним, в 65-74 года—предстарческим (пожилым), в 75-90 лет—старческим.

Большинство клиницистов, и  в первую очередь психиатры, рассматривают  возраст в 45-50 лет как начало инволюции  у человека. Весь инволюционный отрезок  онтогенеза ими подразделяется натри периода: 45-60 лет—климактерический, пострепродуктивный период; 60-70 лет — пресенильный период (пожилой, предстарческий возраст); 70 и более лет — сениум (старость).

Для периода инволюции  и собственно старости, как и для  каждого другого периода жизни  человека—детства, юности, зрелости, —  характерны возрастные особенности, своя возрастная норма. Если в молодости  преобладают явления прогрессивного развития с нарастанием возможностей приспособления к окружающей среде, то в периоде увядания и обратного  развития (инволюция), напротив, преобладают регрессивные явления, ухудшающие приспособительные возможности человека. Важно отметить, что хотя процесс старения и сопровождается ослаблением гомеостатических процессов, но одновременно происходит и приспособление всех систем организма к новому уровню жизнедеятельности. И.В. Давыдовский (1966) этот процесс называет особой инволютивной адаптацией, "отвечающей физиологическим ресурсам старого человека".

Психологические подходы  к старости описывают психологические  аспекты старения. Собственно психические  изменения, наблюдающиеся в процессе старения, связаны с процессами инволюции  в центральной нервной системе. На скорость их возникновения и особенности  проявлений существенное влияние оказывает  вся биологическая и психосоциальная  история предшествующих периодов жизни  — врожденные особенности, приобретенные  личностные качества, психические и  социальные характеристики, составляющие жизненный опыт данного человека, перенесенные заболевания, травмы и  т.д. Поэтому, наряду со свойственными  старению общими, облигатными изменениями  психических функций, психическое  старение у каждого человека имеет  и свои индивидуальные проявления —  каждый старится по-своему. Не случайно говорят, что на протекание процесса старения существенное влияние оказывают  и представления самого человека о том, что есть старость и как  она должна протекать.

Среди облигатных признаков  старения психики наиболее общим  свойством является снижение активности и замедление всех психических процессов. Замедленность касается как простых сенсорных функций (зрение, слух, вкус, осязание), так и более сложных — психомоторики, восприятия нового, запоминания. Замедляются все поведенческие реакции, включая способность к адаптации в меняющихся условиях. В процессах замедления главную роль играют морфо-функциональные изменения в нервной системе, характеризующиеся повышением порога возбуждения в нервных клетках и волокнах.

Кроме этого, в процессах  замедления определенную роль играют и психологические факторы —  настроение, установка личности на выполнение задания, неожиданность  или ожидаемость решаемой задачи, ее сложность.

Снижение функции памяти, ассоциируемое со старением как  одним из наиболее частых его признаков, наблюдается не у всех старых людей. Забывание более распространяется на материал, не организованный по смыслу, т.е. более страдает механическая память. Одновременно нарушения мнестической деятельности в логико-смысловой памяти отражаются преимущественно на запоминании наиболее сложных и реже употребляемых логико-смысловых структур.

Относительно старения эмоциональной  сферы существует мнение, что выявляемые биохимические сдвиги у пожилых  людей (снижение активности норадреналин- и серотонинергических систем с ростом уровня адреналина в тканях) предрасполагают по мере старения к более частому появлению депрессивного и тревожного настроения. С другой стороны, на состояние эмоциональной сферы большое значение оказывает социальная сторона жизни пожилого человека. В этом отношении ущербными для личности являются переживания утраты прежних социальных ролей, уменьшение доходов, ограничение социальных контактов. Все это способствует развитию мнительности, неуверенности, сосредоточению интересов на здоровье и сугубо личных жизненных проблемах. Отсюда повышенное внимание к своему здоровью, стремление к самоанализу и лечению, опасения бедности и повышенное чувство бережливости старых людей. Неуверенность в совокупности со снижением физического потенциала и психосоциальными факторами старения способствует развитию мнительности, тревожности и склонности к грустному настроению у большинства старых людей.

В литературе описывается  также своеобразное эмоциональное  состояние пожилых людей, обозначенное как возрастно-ситуативная депрессия  при отсутствии ж&тоб на это состояние (Шахматов Н.Ф., 1996 и др.). Она характеризуется ослаблением аффективного тонуса, замедленностью и отставленностью аффективных реакций; при этом лицо старого человека ограничено в возможностях передать душевные эмоциональные движения. Пожилые люди могут сообщить о чувстве пустоты окружающей жизни, ее суетности и ненужности. Интересна и полна смысла была только жизнь в прошлом, но она никогда не вернется. Все эти переживания воспринимаются пожилыми людьми как обычные и не носящие болезненного характера. Они являются как бы результатом переосмысления жизни и имеют адаптивную ценность, поскольку предохраняют человека от стремлений, борьбы и от сопряженного с ним волнения, которое крайне опасно для стариков. Исследования американских психологов показали, что тенденция к необоснованному, не подкрепленному серьезными интересами и основаниями оптимизму, имеет негативное влияние на продолжительность жизни в старости (KalishR., 1979).

Характерны особенности  умственной и познавательной деятельности стареющих и старых людей. У них  постепенно снижается острота и  скорость восприятия, ослабевают параметры  внимания, ухудшается память. Все это "предпосылки" собственно интеллектуальных способностей, и в их улучшении  заключаются скрытые резервы  повышения познавательной деятельности пожилых людей. Собственно умственная деятельность, т.е. способность к  анализу и синтезу, процессу образования  понятий, суждений и умозаключений, долго является сохранной в позднем  возрасте. Однако темп психической  активности, умственная работоспособность  с возрастом снижается.

Мотивация познавательной активности претерпевает также изменения в  сторону занижения интереса к  новому и оживления, преувеличенного  интереса к прошлому. Этим может  объясняться негативная установка  к познанию нового, актуального и  одновременно — возрастание консерватизма  мышления и взглядов.

Долгая сохранность привычной  профессиональной деятельности у многих пожилых людей находит объяснение в том, что несмотря на то что у старых людей снижается способность к усвоению нового и способность к адаптации, длительное время не нарушены функции оперирования накопленными в процессе жизни знаниями. Лишь с предъявлением новых и повышенной трудности задач, с нарушением привычных стереотипов умственной деятельности могут наступить ее упадок и психическая декомпенсация. Творческое мышление и творческие способности с возрастом у большинства людей снижаются, хотя в истории известно много случаев их полной сохранности до глубокой старости.

Характерологические изменения, свойственные нормальному старению, можно рассматривать  как происходящие за счет продолжения  усиления присущих людям в более  молодом возрасте черт в совокупности с изменениями, привносимыми самим  процессом старения. Так, некоторые  люди с тревожно-мнительными чертами  становятся еще более мнительными, тревожными и подозрительными, у расчетливых развиваются мелочность и скупость, доходящие при акцентуации до постоянного страха быть обворованным, оказаться нищим. Принципиальность и твердость установок часто преобразуются в непримиримость к взглядам окружающих, порождают "войну поколений", конфликты с окружающими. Эмоциональная несдержанность заостряется до степени взрывчатости, нередко — полной утраты контроля над эмоциональными реакциями. Сенси-тивность может перерастать в стойкое чувство пониженной самооценки, а при заострении проявляется в депрессивном фоне настроения, в переживаниях ущерба, отношения и преследования по типу сверхценных идей.

В силу соматических недугов и болезней, присущих старению, а также условий, способствующих "уходу в себя", старые люди больше сосредоточены на состоянии здоровья, становятся ипохондрич-ными, много времени уделяют медицинским обследованиям, визитам к врачам, в их интересах все это приобретает доминирующее значение. В связи с этим "отношения" стариков с медициной становятся особой этико-деонтологической проблемой. В силу ухудшающегося здоровья, мнительности, тревожности, неуверенности в будущем и снижения жизненной и социальной перспективы старые люди больше подвержены паническим настроениям, труднее приспосабливаются к переменам личной и общественной ситуации, часто при этом наступает временная декомпенсация психической деятельности (например, депрессии при перемене привычных условий, в частности квартирных, при появлении в семье новых членов, при уходе на пенсию и т.д.).

Наряду с указанными ущербными  сдвигами характера, у многих людей  в старости наблюдаются и положительные  изменения. Можно нередко наблюдать  умиротворенность, отход от мелочных интересов жизни к осмыслению главных ценностей, адекватную переоценку своих желаний и возможностей, сглаживание противоречивых черт характера. Рассматривая изменения характера  в старости, нельзя, по-видимому, строго разграничить указанные тенденции, ибо у одного и того же человека могут наблюдаться как негативные, так и положительные изменения.

Известный психолог Эриксон для  периода жизни в 60-70 лет выделяет главную психологическую тему—тему  единства, т.е. способности взглянуть  на прошлую жизнь с удовлетворением. Если жизнь приносила удовлетворение и человек достиг чувства единства с собой и другими людьми, то старость будет счастливой порой. По мере того как укорачивается будущее, человек чаще обращается к прошлому, пересматривая свою жизнь, нередко с мудростью, позволяющей придать другое, большее значение эпизодам и ситуациям его жизни. Цель развития в старости — достижение ощущения, что прожита значительная и полная удовлетворения жизнь, а также то, что и в настоящий момент она максимально активна.

Социологические подходы к изучению старости и старения концентрируют  внимание на положении стареющего человека в обществе, места его в социуме. Физическое, психическое, социальное и  экономическое благополучие и здоровье у пожилых людей взаимосвязаны теснее, чем в более молодых возрастных группах, что обуславливает необходимость в их комбинированной оценке. Особое значение при этом придается взаимоотношениям старого человека с его ближайшим окружением. При существующей замедленности и психосоциальной интровертированности, трудностях адаптации к переменам у пожилых создаются условия для развития ригидности и консерватизма суждений, недооценки опыта новых поколений и идеализация собственного опыта. Это приводит к непониманию и конфликтам с молодыми, нарушению взаимоотношений в семье. Непонимание психологических особенностей старых людей более молодыми членами семьи усугубляет разрыв и нередко приводит к социальной изоляции стариков в семье, что представляет опасность их психической декомпенсации. Напротив, доброжелательная микросоциальная атмосфера способствует сохранению психического здоровья, самооценки, достоинства и положительных социальных установок и взглядов старых людей.

Информация о работе Возрастные особенности психической активности в зрелом и старческом возрасте